Электронная оплата проезда в Перми: каприз за наши деньги

Депутат Денис Ушаков (на фото - справа) хотел бы запретить автобусам конкурировать с трамвайными маршрутами. Депутат Павел Ширёв (на фото - слева) полагает, что не надо пермякам больше автобусов, чем есть, но ещё 200 автобусов (с газовыми двигателями) - нужны./Фото: "Иная газета"

Плата за проезд в общественном транспорте в Перми в ближайшее время не повысится. По гамбургскому счёту, это – единственный практический вывод, который можно сделать из состоявшейся на этой неделе информационной встречи депутатов Пермской городской Думы с пермскими СМИ.

Накануне встречи с депутатами пермские СМИ распространили сообщения, что администрация Перми подготовила для Думы предложение повысить проездной тариф с нынешних 13 рублей до 16 рублей за одну поездку. Информации о том, что предложение администрации уже рассматривается гордумой, - не было. Имеет смысл напомнить, что размер платы за проезд – едва ли не единственный пермский тариф, окончательное решение по которому принимает городская Дума.

На упомянутой встрече народные избранники(со стороны Думы в ней участвовали депутаты Юрий Уткин, Максим Тебелев, Павел Ширёв, Денис Ушаков, Дмитрий Малютин и Алексей Оборин) подтвердили, что пока никаких документов от муниципалитета по поводу проездного тарифа в гордуму не поступало. По сообщениям пермских СМИ, муниципалитет направил предложения в комиссию по ценообразованию, однако в повестках заседаний комиссии этот вопрос пока не упоминается.

То есть, плата за проезд в Перми – ни по предложению администрации Перми, ни в соответствии решением гордумы Перми – в ближайшее время не повысится. Тем не менее, депутаты на встрече сочли необходимым рассказать о своём несогласие с предложением администрации. Примечательно, что думцы не высказались против повышения платы за проезд до 16 рублей за поездку (или до 18 рублей – такие цифры прозвучала на упомянутой встрече, или до 30 рублей – такая сумма могла бы прозвучать).

Несогласие с будущим предложением чиновников народные избранники мотивировали иначе. На сайте пермской гордумы в сообщении об упомянутой встрече депутатов со СМИ предпочли процитировать фразу Максима Тебелева: «Нам нужен честный экономически обоснованный тариф». То есть: при наличии «честного» экономического обоснования думцы будут согласны с любым повышением.

ЧТО БЫ ЭТО ЗНАЧИЛО?
Согласитесь, фраза Тебелева очень обтекаема и многозначна. Пермские медиа, например, в новостях о грядущем повышении указывают, что сумма в 16 рублей основана на расчётах специалистов и сотрудников Департамента экономики администрации Перми. И признавать ли эти расчёты «честным экономическим обоснованием» остаётся на вкус думцев. А на вкус и цвет товарища – как известно, о вкусах не.

Впрочем, депутаты Денис Ушаков, Дмитрий Малютин и Павел Ширёв в ходе встречи были более конкретны – думцы настаивают на введении в Перми системы электронной оплаты проезда в общественном транспорте. Концепция такой системы, согласно решению гордумы, должна быть разработана администрацией Перми к июню 2014 года.

До появления этой концепции (или, возможно, до самого внедрения электронной оплаты?), например, депутат Ушаков не желает обсуждать любые изменения тарифов (т.е. и снижение платы за проезд – тоже). Как сказал депутат Ширёв (и коллеги с ним согласились), только такая система позволит реально, а не «дедовскими методами» оценить пермские пассажиропотоки. Ширёв, к слову, заявил, что именно и прежде всего пассажиропотоком определяется экономическая обоснованность платы за проезд.

Почему решающий показатель – именно пассажиропоток, а не другие составляющие себестоимости проезда пассажиров (зарплата работников, цена бензина и запчастей, необходимость обновления автопарка, стоимость обучения работников, плата за лицензию или другие необходимые платежи вроде «благодарности» за непридирчивость контролирующих органов) или рентабельности перевозчиков как таковых (например, очевидно, что прибыль от одних маршрутов вполне может покрывать убыточность других маршрутов), думцы, к сожалению, не поясняют.

И вообще, понятно, что к моменту практического обсуждения гордумой нового тарифа (а не как сейчас) депутаты могут свои мнения изменить, позиции скорректировать, условие смягчить или вовсе им не обуславливать. Покладистость Пермской городской Думы по важным вопросам, в которых, к примеру, замечен интерес губернатора Виктора Басаргина известна (вспомните историю с изменениями в Генплан и зоопарком в Черняевском лесу). А новый сити-менеджер Перми, хотя пока и врио, Дмитрий Самойлов – человек губернатора.

Тем не менее, интересно. Введение электронной платы за проезд пропагандируется с прошлого года. Обсуждавшееся в прошлом году повышение проездного тарифа не состоялось лишь по политическим мотивам, а не из-за несогласия гордумы, и сами думцы не увязывали столь жёстко (как прозвучало на упомянутой встрече) повышение с электронной оплатой. Сейчас что за каприз?

Про «железную необходимость» учёта пассажиропотока (для определения тарифа) уже сказано – сомнительный тезис. Впрочем, на встрече приводились и другие аргументы. Но тоже – странные.

ХОРОШИЕ ДЕНЬГИ. И ПОРЕЗВИТЬСЯ МОЖНО
Нет, не прозвучало, что внедрение электронной оплаты проезда - ха-а-а-рошие деньги. Наверное, потому что и так понятно. Только на разработку концепции электронной оплаты проезда в этом году выделено 6 миллионов рублей. Дальше, когда (если) начнётся внедрение, будут очень крупные заказы на поставку гаджетов и прочего оборудования. На производство и поставку тех же пластиковых карт, которыми пассажиры (по текущим расчётам это более 700 000 чееловеко/поездок в день) будут ОБЯЗАНЫ оплачивать проезд вместо банкнот и монеток. Это не менее 500 000 карт в месяц, стоимость изготовления – от 12 до 30 рублей за 1 (!) штуку. Словом, поставщики наживутся. Нет, конечно, нет, это ни в коем случае не будут аффилированные некоторым… людям фирмы.

Понятно также, что городские депутаты получат «честное экономическое обоснование» повышения тарифа. Но пермякам какая с того благость? Те же яйцы, только в профиль. Есть ли обывателю разница в повышении платы за проезд из-за того, что автобус едет с горы, а не под гору?

Юрий Уткин конкретизировал и обрадовал пермских журналистов перспективой введения – благодаря электронным билетам – дифференцированной платы за проезд. В зависимости от расстояния. Т.е. с Липовой горы до «Велты» (всё – избирательный округ депутата Уткина) – одна стоимость проезда, а с Липовой горы до Пролетарки (где живёт сам Уткин, но округ – Валерия Шептунова) – другая. А до Закамска (округ Павла Ширёва) – третья.

Да, здесь гордума сможет порезвиться, определяя не один тариф на весь город, а много тарифчиков для разных районов. И вообще, менять тарифчики чуть не каждый месяц, возбуждая недовольство не всего миллиона пермяков разом, а порайонно или даже поулично. Типо, в связи с изменением экономической ситуации и появлением снежных заторов увеличить плату за проезд от округа Аркадия Каца (например, улица Хохрякова в Дзержинском районе) до округа Алексея Саклакова (например, улица Гремячий Лог на Гайве) на столько-то рублей.

Депутаты хотят порезвиться, но где горожанам корысть? Разве что дополнительная головная боль – не забыть пополнить электронный билет, не потерять карточку, заранее купить. И регулярно отслеживать, на сколько рублей или хоть копеек изменилась плата за проезд по данному маршруту (имущим всё равно, да они и на общественном транспорте не ездиют, но неимущим и малоимущим порой копейки – вопрос физического выживания). Т.е., пермяки оплатят депутатский каприз деньгами и ещё одной мигренью, который (мигреней) так не хватает нашему сытому социуму.

ЧАСТНОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ
«Собственно говоря, проблемы выявили, - спросила на той встрече одна из коллег-журналисток, - пути решения нашли. Почему не принимается соответствующий закон? Вы, собственно говоря, депутаты, вам и карты в руки». От прямого ответа депутаты уклонились, но в целом из рассуждений и выступлений избранников стало понятно, что проблема – в администрации Перми. Которая чуть ли не саботирует.

На самом-то деле не саботирует. Городским чиновникам, собственно, что стрижено, что брито, они не от избирателей зависят. Но в лоб или по лбу – не всё равно, нарушение закона чиновникам чревато. А в транспортном вопросе ситуация тонкая. На той же встрече Денис Ушаков – и его коллеги не возражали – ставил в пример Москву и Екатеринбург, где электронная система оплаты проезда уже введена и себя зарекомендовала.

Однако 80 % рынка пассажирских перевозок в Москве обеспечивает муниципальный суперперевозчик «Мосгортранс», на котором и была введена электронная система. А частники, как работали, так и работают за живые деньги. И в Екатеринбурге электронные проездные билеты были введены только для муниципальных перевозчиков, а частники присоединяются добровольно. И вольные маршрутки и такси (которые пермским депутатам давно бельмом) ни в Москве, ни в Екатеринбурге не запрещаются.

А в Перми основная доля общественных перевозок – у частников. Депутаты на встрече умолчали или сами не компетентны, но ИнГа выяснила у специалистов: Пермь обслуживают 808 автобусов, 170 трамваев, 110 троллейбусов. При этом лишь трамваи и троллейбусы находятся у муниципального «Пермгорэлектротранса», 45 перевозчиков по автобусным маршрутам и 7 перевозчиков на маршрутных такси – частники. Была бы электронная оплата проезда выгодна – сами бы давно внедрили, а коли невыгодна (это очевидно, иначе сами бы внедрили), то как заставить?

Муниципалов («Пермгорэлектротранс», трамваи и троллейбусы) – хоть завтра, но это небольшая доля перевозок. И эта доля – с учётом дополнительной мигрени для массы пассажиров из-за введения исключительно электронной системы оплаты проезда – неминуемо сократится. Почти нет в Перми маршрутов, которые обслуживали бы лишь трамваи и троллейбусы, автобусы и маршрутки конкуренцию составляют. Депутат Ушаков, правда, провозгласил идею, мол, где ездит трамвай, там автобусу не можно, но идея, понятно, утопична. Полицейскими мерами, конечно, можно внедрить, но население взбунтуется. Майдан новогодней сказкой покажется.

Поэтому всплывает: надо создавать муниципальный автобусный автопарк, считают депутаты. На базе того же «Пермгорэлектротранс». 200 автобусов – такое число прозвучало на встрече. Цена – если порыскать в Сети – от 1,5 до 3,5 миллионов рублей за единицу. Максим Тебелев говорил на упомянутой встрече, что можно приобрести автобусы с газовыми двигателями (ранее бывший сити-менеджер Анатолий Маховиков давал, как сообщали пермские СМИ, поручение поработать этот вопрос) и влезть в федеральную программу. По которой 90 % - из федерального бюджета, остальное – из городского. Проще говоря, пермские депутаты и чиновники получат возможность распределить по своему вкусу и между выбранных (безусловно, в честном конкурсе) ещё 200 – 600 миллионов рублей.

Это, однако, мелочи. Главное – муниципалитет (и несомненно, причастные к затее депутаты, тот же Денис Ушаков – внештатный советник «Пермогорэлектротранса») вторгнется в сферу, где сейчас господствует частный бизнес. Вырвет у частников (безусловно, конечно, вырвет, имея административный и полицейский ресурс) солидный кусок. Во всём цивилизованном мире есть муниципальный транспорт, объяснял на встрече Денис Ушаков, почему бы и нам не?

И ГЕЙ-ПАРАДЫ
В «цивилизованном мире» ещё и гей-парады проводятся, и однополые браки разрешены (кстати, мэру Перми, председателю Пермской городской Думы Игорю Сапко намедни английские геи письмо в поддержку пермских ЛГБТ отправили – это муссирует сейчас пермская пресса). Пермь пока как-то обходится. И система общественного транспорта в Перми – не сказать, что как часы и суперпревосходно, но – вполне удовлетворительно работает.

Да, в основном, частники. Да, не Денис Ушаков им советует, как это делать, не Максим Тебелев (он как раз проводил переговоры с «Газпромом» насчёт «газовых» автобусов для Перми) им автобусы закупает, не Юрий Уткин лизинговые компании им рекомендует (на упомянутой встрече Уткин не раз упомянул, что есть хорошие условия обновления автобусного автопарка по лизингу). Да, без электронной системы оплаты проезда. И что?

Просто порулить, что ли, общественным транспортом хочется? Так это, согласитесь, просто каприз. За наши, между прочим, деньги.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


коммунальное хозяйство