Моментальный снимок Березников

Своеобразный «моментальный снимок» Березников и его жителей сделан в документальном спектакле Березниковского драматического театра «Город, который мы любим». 17 августа первые зрители смогли увидеть и оценить то, что получилось в результате необычного театрального проекта в технике «Verbatim».

Текстуальная основа постановки собирается из рассказов и мнений людей, встреченных на улицах, организациях, учреждениях города. Ни одного слова драматург не выдумывает сам, более того, актеры работают с записями документальных интервью и стараются как можно более точно передать интонацию, мимику, поведение своих нечаянных героев. Документальный спектакль в технике «Verbatim» делается быстро — буквально за пять дней от начала сбора материала до выпуска постановки. В результате получается как бы мгновенный портрет города и его жителей.

— Наш театр никогда не пробовал этим заниматься, хотя такие проекты в последние годы популярны в российских театрах, — рассказывал на пресс-конференции перед спектаклем художественный руководитель Березниковского драматического театра Денис Кожевников. О том, что команда профессионалов приедет в наш город для реализации проекта «Verbatim» этим летом, удалось договориться на презентации программы «Березники — Город-Авангард», с которым город победил в конкурсе на звание «Центр культуры Пермского края-2013».

Несколько дней августа в Березниках работала команда молодых драматургов и режиссеров. Из Москвы приехал довольно известный сценарист Александр Родионов — автор сценариев к полутора десяткам фильмов, в том числе «Все умрут, а я останусь» (2008), «Сказка про темноту (2009), драматург проекта «Театр. Doc». Из Петербурга — режиссер Вячеслав Тыщук, уже делавший проекты в технике «Verbatim» в разных российских городах. Из Екатеринбурга — молодые драматурги Андрей Кру-пин, Полина Бородина, Таисия Сапурина.

Вместе с актерами Березников-ского театра они пять дней ходили по улицам с диктофонами, разговаривали с людьми, отыскивая среди них персонажей будущего спектакля. Иногда этот разговор длился несколько минут, иногда — несколько часов.
Мобильные «бригады» опросили больше пятидесяти людей. Героями пьесы стали врачи, музыкант, пенсионерка, железнодорожники, психолог, дворник, православный и католический священники, кришнаиты, педагог, сотрудницы ритуального агентства, подвыпивший прохожий, бомж, сторож, «блондинка», журналистка. Их рассказы — то трогательные, то захватывающие, то гомерически смешные — стали основой спектакля.

— Главная наша задача — это найти реальный сюжет, — объясняет Александр Родионов. — Чаще всего мы встречаем его у людей в реальной жизни, о которой они нам рассказывают. Иногда человек раскрывается в своем профессиональном пространстве, будь то церковь, парикмахерская или больница. Мы все носим в себе конструкции своей судьбы. Задача драматургов — найти, увидеть и передать эти сюжеты.

В разных городах проекты «Verbatim» получаются разными, непохожими друг на друга. Но всегда в них есть момент удивления и радости для тех людей, которые приходят на спектакль и видят свой город не таким, каким привыкли.

— Когда мы ходим по улицам своего города, мы все воспринимаем поверхностно, потому что окружены своими заботами, обстоятельствами, интересами и не всегда можем проявить интерес к другому человеку, — говорит режиссер Слава Тыщук. — И я такой же человек, и у меня дела... Но удивительная вещь: когда мы стремимся понять, почувствовать другого человека, оказывается, что и гопник гопнику рознь, что под непритязательным обликом может скрываться человек с интересной судьбой. Это город интересных судеб, а не просто кварталы унылых пятиэтажек. И никогда не получается так, чтобы вышел сплошной негатив или сплошной позитив.

Спектаклю дано название «Город, который мы любим». Несмотря на все волнения создателей, пьесу, написанную и сыгранную «с колес», зрители восприняли очень тепло. Сразу после просмотра прошло обсуждение постановки со зрителями, которое вел известный театральный критик, эксперт фестиваля «Золотая маска» Олег Лоевский, специально прилетевший на премьеру из Германии. Он, как и другие, отметил профессионализм актеров березниковской труппы.

Среди публики было и немало тех, кто послужил прототипами персонажей пьесы. Неожиданный эффект, когда твоя речь и твоя жизнь становится предметом искусства, довел некоторых до слез потрясения. Практически для всех зрителей и актеров встреча с этой техникой и жанром документального спектакля была первой, и встреча эта оказалась захватывающе интересной. Итог обсуждения подвел худрук театра Денис Кожевников:
— Я сегодня счастливый человек, потому что открыл для себя документальный театр. Для меня нет вопроса, включать или не включать спектакль в репертуар. Конечно, включать! А в следующем году надо снова такую акцию устроить, потому что польза всем очевидна.

Кстати, драматург Полина Бородина рассказывала, что часто люди, особенно пожилые, когда к ним подходили с разговором о городе и о жизни, сначала думали, что им хотят «втюхать» какой-то очередной никому не нужный товар: «А что это вы нам продавать приехали?» Видимо, по опыту, что просто так ими больше никто не интересуется.

И один из уроков этого проекта в том, как много интересного и поучительного открывается, если просто слушать и слышать того, кто рядом.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


искусство