А был ли средний класс…

Текст: Кирилл Гуманков

Мне очень понравилось исследование PwC, в котором анализируется текущий кризис. В отличие от многих однобоких опросов и изучений общественного мнения, которые попадались на глаза прежде, здесь представлена общая картина того, что происходит. И по ощущениям – представленная ситуация и ее влияние на будущее, в котором окажутся и люди, и бизнес, близки к реальности. Вроде бы ничего нового, но все собрано воедино.

В выводах экспертов PwC говорится, что «после окончания кризиса в России наступит период медленного роста, который станет «новой нормой», как это было, например, после кризиса в Европе в 2009 году». А сейчас «население переходит к более бережливому поведению, осваивая различные стратегии экономии». В качестве примера приводится поведение покупателей в сегменте продуктов питания. 32% респондентов «покупают меньше» – видимо, пришли к тому, что не нужно в супермаркете сгребать с полок все, что кажется вкусным.

И еще важно – на голодный желудок за продуктами не ходить, это позволяет существенно сэкономить. 31% опрошенных стали приобретать товары более дешевых брендов, я бы охарактеризовал это кратко – долой никчемные понты. 24% респондентов покупают больше товаров по промоакциям, а 19% – делают покупки в более дешевых розничных магазинах.

В общем, очередное подтверждение того, что последний кризис всерьез запустил процесс отрезвления граждан от безудержного потребительского бума. И, по мнению PwC, этот процесс по своей сути необратимый, то есть поведение людей и по окончании кризиса в худшую сторону не изменится. Упомянутая выше «новая норма» означает устойчивое изменение потребительского поведения: «Больше внимания будет уделяться соотношению цены и качества; избыточное предложение в связи с падением спроса будет оказывать возрастающее давление на цены». Соответственно, бизнесу придется приспосабливаться.

Но причем же здесь средний класс? А при том, что в исследовании приводится следующий довод: «Средний класс постепенно утрачивает свою традиционную роль движущей силы экономического роста. Даже та часть населения, которая по-прежнему относится к среднему классу по уровню доходов, постепенно меняет свои привычки: начинает ограничивать себя в покупке товаров повседневного спроса, откладывать крупные покупки из-за отсутствия уверенности в завтрашнем дне, урезать расходы на развлечения и так далее».

Вопрос в том – кто такой этот средний класс в России? В исследовании обозначается, что это люди с личным доходом от 16 до 50 тыс. рублей. При этом 16–23 тыс. рублей – «нижняя прослойка среднего класса», 23–36 тыс. – непосредственно «средний класс», 36–50 тыс. – «верхняя прослойка».

Возможно, у меня неверное представление о среднем классе, но оно никак не вписывается в обозначенные рамки. Да и дело, на мой взгляд, далеко не только в уровне дохода, но и в образе жизни человека, его модели поведения. И в том, насколько комфортно чувствует себя гражданин исходя из своего уровня дохода.

Мне кажется, что в нашей стране средний класс в его «классическом» понимании не мог быть движущей силой экономического роста, поскольку у нас этого класса в массовом понимании попросту не было. Движущей силой была жизнь не по средствам, подогреваемая доступным кредитованием. А такой образ жизни для среднего класса не характерен. «Преобладающая часть населения совсем не делает сбережений», говорится в исследовании, а «большая доля людей с cемейным доходом свыше 50 тыс. рублей, имеющих возможность откладывать деньги, не делают этого». Так о каком среднем классе мы говорим?

Полагаю, что если прогнозы PwC по изменению поведения людей после кризиса сбудутся, то именно тогда у нас начнет формироваться настоящий средний класс – по своему менталитету, финансовому планированию, образу жизни. В моем понимании, среднему классу не свойственна ситуация, когда человек думает преимущественно о том, как рассчитаться с долгами и в целом свести концы с концами.

Имея стабильный, пусть и не сверхъестественный доход, человек чувствует себя комфортно – и материально, и психологически. Ему хватает денег и на текущие расходы, и на накопления. В своих тратах он исходит из реального положения дел, а не романтических фантазий, зависти к соседям или рекламы по телевизору. К кредитам у него подход взрослый и прагматичный.

Он может пользоваться кредитной картой, но будет укладываться в льготный период. Машину, по идее, он в состоянии купить без кредитов. При необходимости он может оформить ипотеку, но она не станет бременем для семейного бюджета, когда на платежи уходит 80% месячного дохода. То есть он в принципе может себе позволить такой продукт, как ипотека. Ведь он – средний класс.


Автор – пресс-секретарь Бинбанка
Опубликовано: http://bankir.ru/publikacii/s/a-byl-li-srednii-kla... " title="смотреть">Bankir.ru
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


деньги