Березники беспокоятся: мэр или сити-менеджер?

В минувшее воскресенье на березниковском форуме появилась тема «Выборы мэра-2015». Симптоматично. Через год березниковцы будут выбирать депутатов городской Думы и мэра. Или не будут…

А В ОТВЕТ ТИШИНА
Пока всё написанное в форуме на тему предстоящих выборов можно отнести к стёбу. Похихикали, поприкалывались, вспомнили практически всех градоначальников. Естественно, недобрым словом. Так принято: о власти или плохо, или ничего.

В свою очередь журналисты, каждый по своим каналам, зондируют почву. Спрашивают: «Ну что, к выборам готовитесь?». Вопросы задаются при каждом удобном случае. А в ответ – тишина. Словно никто никаких переговоров не ведёт. Все как один повторяют, что надо немного подождать. До конца 2014 года, когда станет ясна позиция краевого Законодательного Собрания. Что же такого судьбоносного предстоит решить краевым парламентариям? Прежде чем искать ответ, наверное, имеет смысл освежить память.

ОТ ВОЛЬНИЦЫ К ВЕРТИКАЛИ
В советские времена местного самоуправления не было. Слова «муниципалитет» или «мэрия» воспринимались не иначе как иностранные и малопонятные. Первый этап строительства органов местной власти, той, что непосредственно приближена к народу, датируют 1995 годом. Когда население получило право напрямую избирать себе мэров. Говорят, что тогда же началось противостояние мэров и губернаторов. В числе пострадавших от тех конфликтов был и наш Сергей Кушнин. Его карьера градоначальника закончилась отставкой в 1996 году. Предварила её разоблачительная статья в областной газете «Звезда». Ему припомнили дорогие подарки за бюджетный счёт, которые получили губернатор Геннадий Игумнов и гастролировавшая в Березниках певица Алла Пугачёва. В число финансовых нарушений включили муниципальное предприятие «Древнее Усолье», которое пыталось опять же за бюджетный счёт заниматься реставрацией архитектурных памятников древнего города. Под раздачу попал и березниковский лицей №1, тогда он соседствовал с политехническим институтом в здании по улице Химиков. И если лицей удалось отстоять, то со всем остальным пришлось проститься.

Вообще 90-е годы прошлого века называют «золотым веком» российского местного самоуправления. Может быть, потому что законодательно работа местных властей не регламентировалась. Полная свобода действий и решений. Так, в нашем городе мэр Александр Мошкин практиковал бюджетную поддержку профессионального спорта. К примеру, хоккей с шайбой, на котором специализировалась команда под названием «Агрохим».

В то же время частенько приходили сообщения, что целые регионы страны остаются без тепла. Так энергетики боролись с коммунальными долгами. А если на улице зима, а если регион – Сибирь?

В 2003 году был принят главный для муниципальной власти закон – «Об общих принципах организации местного самоуправления». Закон поделил все города, посёлки, районы и т.д. на несколько видов муниципальных образований. Наши Березники с точки зрения этого закона называются «городским округом без внутригородского деления».

Если кто помнит, было в Березниках два района – Ленинский и Советский. Просуществовали недолго. Неудобно и дорого. Березники – город компактный, связи короткие. Не то что Пермь, размазанная по берегу Камы на несколько километров. Поэтому семь административных районов, в каждом из которых есть свой штат управленцев, для краевой столицы это выход.

Сейчас полномочия местной власти чётко прописаны. Тут уж не забалуешь. Да и степень самостоятельности муниципалитета, похоже, сильно регламентирована. Наши чиновники при каждом удобном случае ссылаются на ряд соглашений, подписанных с краевым правительством. Документами установлены целевые показатели, к которым должна стремиться местная власть. Например, сколько детских садиков нужно построить в течение года. К слову, и набор полномочий местной власти всё время сжимается. Не так давно забрали у города обязанности по оказанию медицинской помощи. По сути, сейчас в полном виде наша власть отвечает лишь за благоустройство, работу транспорта да снабжение города коммунальными ресурсами. При этом даже непосвящённому понятно, что в Березниках основным центром силы является именно исполнительная власть, то есть городская администрация. А если ещё конкретнее, то персона мэра. Он же всенародно избранный глава города.

ПОСОВЕТОВАВШИСЬ С НАРОДОМ
В мае 2014 года президент РФ подписал изменения в закон о местном самоуправлении. Согласно которым все регионы в течение полугода должны принять собственные законы о системе местной власти. При этом декларировано, что федерация ни на кого не давит, каждый регион решает, с чем ему лучше будет жить. РИА «Новости» приводит такие слова президента Путина: «Определяя оптимальную модель организации местной власти, надо учитывать особенности наших регионов, национальные традиции проживающих там людей, народов и, конечно, нужно слышать жителей конкретных территорий. Именно участие граждан в принятии решения наполняет местное самоуправление подлинным смыслом».

Краевые СМИ сообщили, что в Законодательное Собрание Пермского края внесено четыре законопроекта о реформе местного самоуправления. Варианты, предложенные трёмя краевыми депутатами, никаких изменений в устройстве нашего города не предполагают. Глава города избирается на прямых выборах, он же руководит исполнительной властью. Законодательную власть возглавляет председатель местной Думы, выбранный депутатами.

А вот четвёртый законопроект, внесённый от Совета муниципальных образований Пермского края, предлагает распространить модель организации власти в краевом центре на все муниципальные образования. То есть глава города Березники возглавляет городскую Думу. Его выбирают местные депутаты, за которых, в свою очередь, проголосовало население. Главой березниковской администрации становится наёмный сити-менеджер, которого на конкурсной основе выбирает специальная комиссия. Структура комиссия также определена: одну половину составляют представители региональной власти, другую – муниципалитета.

Рассмотрение законопроектов ожидается в сентябре. Однако прежде в порядке обратной связи документы должны разослать по местным представительным органам. Поступят они и в Березниковскую городскую Думу. То есть у наших депутатов есть возможность высказать свои замечания и предложения. Возможно, с учётом народного мнения.

ВСЕ В СИТИ
Один из березниковских мэров, а ныне первый заместитель председателя краевого парламента Игорь Папков, на собственном опыте испытал, что значит пройти через отбор на пост сити-менеджера. В числе десятерых претендентов он решил побороться за кресло главного управляющего города. Его конкурсная программа называлась «Пермь – умный город». Главную ставку он делал на краевые вузы, учёных и студентов. Именно на основе их потенциала Папков предполагал строить комфортную городскую среду.

Бывший березниковский глава даже выиграл масштабный социологический эксперимент «народные выборы», который в Перми затеяли московские политтехнологи. Смысл эксперимента заключался в том, что горожане могли напрямую выбрать собственного кандидата на должность сити-менеждера. Впрочем, на утверждение депутатов Пермской городской Думы конкурсная комиссия предложила другую кандидатуру. По общему заключению всех экспертов и наблюдателей победил тот, в ком был заинтересован губернатор.

ПО ОСЕНИ СЧИТАЮТ
Краевой закон о местном самоуправлении должен быть принят к ноябрю. Ожидается, что сентябрьское заседание Заксобрания получится очень жарким. Его решение для Березников просто судьбоносное. На кону судьба прямых выборов главы нашего города.

Собирая комментарии по теме реформы местного самоуправления, мы опрашивали тех, кто сейчас трудится во власти, делал это в прошлом либо пытался занять кресло в здании на Советской площади. Всем экспертам задавали один и тот же вопрос: какой вариант устройства местной власти полезен Березникам? Ответы оказались неожиданными…

В РАБОТЕ ВЛАСТИ ВАЖЕН РЕЗУЛЬТАТ
Сергей Дьяков, всенародно избранный глава города Березники (из интервью «Городской газете», январь 2014 года):

– Для нас, глав, самая большая на сегодня проблема… в том, что обязанности, которые на нас возложены разными уровнями власти, не соответствуют тем финансам, которые на сегодняшний день мы получаем и зарабатываем. Обязанностей больше, чем финансов. От нас можно требовать что угодно, но если это не обеспечено финансами, выполнить это будет крайне сложно, а иногда просто невозможно.

…Второй вопрос (…) в том, что на сегодняшний день есть определённый кадровый дефицит в органах муниципальной власти. Дефицит во многом связан с тем, что явно недостаточна заработная плата на уровнях, где муниципалитеты действительно большие, людей много, проблем много. Как может человек, который несёт такую огромную ответственность, не зарабатывать достойно?

…Есть несколько уровней местной власти: поселения, муниципальные районы, города. И мне кажется, …должна формироваться лестница карьерного роста, как на предприятии, когда человек растёт от начальных уровней вверх. Но во власти этой системы на сегодняшний день нет. Люди с опытом управления муниципальным районом не приходят в город, руководитель города не попадает в краевые министерства. Почему? Потому что перспективы роста выборных лиц не существует.

…В конечном итоге власть всё равно подотчётна народу. Люди могут сказать губернатору: если назначил этого человека, перед нами отвечаешь. И они будут правы. Сейчас люди выбирают глав. Выбирают не из принципов компетентности, а на эмоциях. Допустим, не угадали, не получилось у человека, не может он эту работу тянуть. Дальше что? В течение четырёх-пяти лет придётся с этим жить, потому что института отзыва глав муниципалитетов нет. Человек страдает, город страдает, и губернатор не может вмешаться в ситуацию. В работе власти важен результат. И если новая система его обеспечит, для людей это будет лучше.

БОЛЬШЕ ВЫБОР – БОЛЬШЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Олег Ковалёв, депутат Законодательного Собрания Пермского края:

– Я убеждён, что прямые выборы главы города необходимо сохранять. Только в этом случае власть становится ответственной перед людьми, а не перед вышестоящим руководством. Главная проблема нынешнего общества – это наличие безответственных руководителей, и выборы являются своего рода лекарством от этой болезни.

С другой стороны. Я считаю, что модель с назначаемым главой администрации (сити-менеджером) ещё больше отвернёт людей от желания участвовать в повседневной жизни города. Основа демократического государства – наличие права выбора. Когда есть реальные альтернативные выборы, человек чувствует, что его голос что-то значит. Он участвует в политической жизни, он более требователен к избранной власти. И это заставляет власть оглядываться, считаться с мнением людей, быть (опять же!) более ответственной.

СИТИ-МЕНЕДЖЕР ПОЛЕЗЕН ПРИ КАДРОВОМ ДЕФИЦИТЕ
Константин Белоглазов, председатель Березниковской городской Думы:

– В Березниках исполнительную власть (городскую администрацию) возглавляет всенародно избранный глава города. Во главе представительной власти (она же законодательная) стоит председатель городской Думы, выбранный депутатами. Такая система организации местной власти существовала с момента формирования в РФ органов местного самоуправления. Я думаю, что за столько лет данный вариант продемонстрировал свою результативность. Говорю только о Березниках.

Однако давайте взглянем на весь Пермский край. Кроме нескольких успешных городов-доноров, таких как Березники и Соликамск, есть дотационные территории, которые получают немалые субсидии из краевого бюджета. Если встать на точку зрения краевой власти, то ей, конечно, удобнее работать с назначаемыми сити-менеджерами. В таком случае ситуация в целом по краю становится более управляемой и результативной. Тем более что на самой территории зачастую трудно найти профессионала для выборной должности главы.

Считаю, что качество управления во многом зависит от личности руководителя, его опыта и умения. В этом смысле управление городом сравнимо с управлением предприятием. И не случайно во главе Березников всегда стояли выходцы с промышленных предприятий или же те, кто имел производственный опыт.

Полагаю, что законопроект, который внесён от имени Совета муниципальных образований Пермского края, нацелен, прежде всего, на решение кадровой проблемы и повышение управляемости. Как следствие, должны исчезнуть неграмотные управленческие решения или их должно стать меньше. Например, как в Кудымкаре, выделение многодетным семьям земель на подтопляемых участках.

Однако я полагаю, что для Березников и Соликамска можно сделать исключение и сохранить нынешнюю модель устройства городской власти. Тем более что никто не запрещает депутатам Законодательного Собрания принять закон, который бы установил несколько вариантов организации местного самоуправления на территории края, в зависимости от результатов деятельности нынешней власти.

НАДО ПРОБОВАТЬ
Александр Падерин, директор ОАО «Русские сладости», выдвигал свою кандидатуру на выборах мэра Березников в 2000 году:

– Я периодически задумываюсь о том, что для нашего города лучше. Выбранный населением глава города – он же первое лицо в городской администрации? Или наёмный сити-менеджер? У меня нет единого мнения. Но считаю, что вариант с приглашённым управленцем имеет право на жизнь. В этом меня убеждает опыт Перми, где мне приходится подолгу жить. Наблюдая, как там организована, к примеру, уборка города, могу сказать, что частные компании справляются с этой задачей лучше, чем муниципальные, которые работают сейчас в Березниках.

В чём состоит задача сити-менеджера? Его можно назвать «завхозом», заведующим городским хозяйством. Это специалист, который выстраивает систему, подбирает компетентных и ответственных сотрудников. Сити-менеджеру не нужно быть публичной фигурой, мелькать на презентациях, выступать по телевизору и в газетах. Это в идеале. Какие конкретные задачи ставит перед собой нынешняя губернская власть, я не знаю. Но предполагаю, что краевые власти хотят избежать рисков, связанных с тем, что на прямых выборах победит популист.

Если экономическая составляющая местной власти воплощена в фигуре сити-менеджера, то стратегическая – за главой города, которого изберут депутаты, напрямую избранные населением. Опять же в идеале глава города отвечает за выработку направления развития своей территории, которая поддержана местными нормативными документами.

Что получится на деле? Не окажется ли так, что при принятии решения о фигуре сити-менеджера самым важным фактором станет не уровень компетентности, а политическая лояльность кандидата? Наверное, возможно и такое. Риски есть при любом варианте. Но не надо бояться что-то менять. Мы должны находиться в поиске более устойчивой системы, не замкнутой на фигуре одного человека. Это позволит с наименьшими ошибками управлять городским хозяйством. А для начала березниковцам было бы неплохо научиться выбирать своего депутата. Думаю, что к демократии (то есть «народовластию») можно прийти только после череды таких «тренировок».

У НАС ВСЁ СИЛЬНО ПОЛИТИЗИРОВАНО
Владимир Шилов, заведующий кафедрой общенаучных дисциплин БФ ПНИПУ, член правления российского общества социологов, депутат горсовета 1990-1993 годов:

– Тут в чём проблема? На западе сити-менеджер – это хозяйственник, он в политику не лезет. Никакой публичной славы ему не надо. Его забота, чтобы город был убран, мусор вывезен, цветочки посажены и так далее. Он, как начальник цеха на заводе, отвечает за соблюдение техники безопасности, чтобы никому пальчик не оторвало, всё крутилось и работало. Посмотрите на скандинавские страны, там система выборных глав и назначаемых сити-менеджеров сложилась давным-давно. Она работает, и все к этому привыкли. На работу сити-менеджера смотрят как на работу нормального управленца.

Мы пока до этого не доросли, пока у нас не получается. Мой однокурсник, ныне доктор политических наук, известный пермский политолог Олег Подвинцев говорит, что в Перми никогда не было такого бардака, который сложился в период деятельности сити-менеджера. Постоянная кадровая чехарда. Чиновники мечутся между главой города и сити-менеджером. Все со всеми грызутся. Нет единоначалия. Думаю, это происходит потому, что у нас все процессы сильно политизированы.

Был такой теоретик местного самоуправления Лев Велихов. У него есть книжка, если мне память не изменяет, называется «Основы городского хозяйства». В ней говорится, что если в городе есть яркий лидер, то лучше, чтобы он был всенародно избран. И наоборот. В отсутствии такого лидера предпочтительнее глава, выбранный депутатами, и назначенный управленец.

Возьмём сегодняшние Березники. Бесспорно, что Сергей Петрович Дьяков – яркая личность. И как такой человек может быть только сити-менеджером или только политической фигурой? Я не представляю.

Беда в том, что за последние десять лет в нашей стране (и в нашем городе тоже) так и не появилось ни одного яркого персонажа. Зюганов, Жириновский, Хакамада, Немцов, Касьянов и т.д. – все они из 90-х годов прошлого века. В такой ситуации становится понятна позиция губернаторов, которые стремятся забрать на уровень субъекта федерации больше полномочий и больше денег. Не хотят они делиться властью. Поэтому сити-менеджером, которого выберет специальная комиссия, станет угодный губернатору человек. То есть политика опять побеждает.


Опубликовано: «Городская газета» (г. Березники, Пермский край)
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


выборы