30 мостов прораба Евгения Епихина

Сербский писатель Иво Андрич сказал некогда о мостах: «Они важнее, чем дома, они более святы, чем церкви, потому что сильнее объединяют. Они принадлежат всем и всем в равной мере приносят пользу: они возводятся именно в тех местах, где сходится множество человеческих потребностей; они долговечнее других строений и никогда не служат какой­-то скрытой или злой цели». Из­-за отсутствия мостов отдаленные от промышленных центров территории чаще всего не имеют устойчивых перспектив для социально-­экономического развития. По этой же причине глубинку покидают люди, экономическая жизнь в населенных пунк­тах медленно угасает. Поэтому профессия мостостроителя — одна их самых уважаемых на Урале.

Продолжение

ГДЕ НЕТ МОСТОВ, ТАМ НЕТ РАЗВИТИЯ
30 лет назад, когда Евгений Епихин, сын строителя Петра Яковлевича Епихина, выбирал профессию, он пошел по пути отца — тоже стал строителем. Только с одной поправкой: Петр Яковлевич строил дома в Березниках, сын — мосты в Березниковско-Соликамском промышленном узле и северных территориях.

После занятий в школе Евгений часто бывал на работе отца.

Отец идет на работу в вечернюю смену я за ним увяжусь, он на верху монтажит, я внизу стропарям помогаю. Так и вырос на стройке, - с долей юмора рассказывает Евгений Петрович. Наверное, для его отца в этом был и свой резон: пусть лучше сын наблюдает за стройкой и по мере сил помогает, чем бесцельно проводит свободное время во дворах.

После окончания школы Евгений поступил в Березниковский строительный техникум на специальность «техник-строитель», окончил его в 1980 году, работал в бригаде отца, откуда ушел в армию. Отслужив в армии, вернулся в Березники, где его ждали жена и сын.

Работа в закрытом производстве, в цехах, его никогда не прельщала. Нравился простор строительной площадки, масштабы работ. Именно поэтому решил попробовать свои силы в Березниковском мостоотряде № 59. В 1986 году Евгений Петрович пришел работать в мостоотряд, в котором трудится и по настоящее время.

В начале 80-х годов о том, что строится мост через Каму знали во всех березниковских и усольских семьях. Мост ждали десятилетиями. Усольский самоходный паром имел небольшую пропускную способность, был медлителен. И, когда в 1979 году в Березники из города Тавда, что в Свердловской области, на строительство моста через Каму был передислоцирован мостоотряд № 59, стало ясно — мосту быть. В 1984 году мост был построен, торжественно сдан в эксплуатацию, но мостоотряд осталась в Березниках. Основная работа для него только начиналась. Северные территории Пермской области и Коми-Пермяцкий автономный округ нуждались в капитальный мостах, без строительства которых экономическое развитие районов откладывалось на неопределенный срок.

- В мостоотряде ноль однообразия: строящиеся объекты всегда все разные. Строительство мостов затягивает, становится интересно работать, - рассказывает прораб с 30 летним стажем строительства мостов Евгений Петрович Епихин. В составе этой организации он объездил весь север края, через многие реки построил мосты. Работали в Коми округе, под Тюменью, строил мост через Вишеру у поселка Рябинино в Чердынском районе, мостовой переход через реки Мутная и Шалашная рядом с Чусовым, восточный, южный обходы города Перми, мосты для нефтянников, которым при разработке месторождений необходимы капитальные мостовые сооружения.

КАК ПОСТРОИТЬ НАДЕЖНЫЙ МОСТ
Епихин, конечно же, прав: мостостроители избавлены от однообразия. Все мосты по своим конструктивным особенностям и назначению разные. Строительство любого моста начинается с проектно-изыскательских работ. Учитываются климатические особенности, определяется даже роза ветров, среднемесячные осадки в виде дождя и снега, скорость течения реки, объем паводковых вод. Далее определяется конструкция моста, какой материал будет использован, выполняются расчеты нагрузок на конструкцию и затраты на его строительство.

Мост нередко строится не там, где хотел бы заказчик. Связано это с особенностями грунта. Опорные конструкции моста должны стоять только на скальных породах. Тогда он будет надежен и долговечен. Наверное, любому человеку, кто хоть раз переезжал по мосту под которым течет река, кажется необъяснимым, как можно смонтировать мостовые опоры в воде. Это можно сделать несколькими способами: в открытых котлованах, погружением свай в грунт, при помощи кессонов, сборных оболочек, опускных колодцев, шпунтовых ограждений. Суть последнего метода в том, что сначала в воду забивается шпунтовое ограждение, из него выкачивается вода. Когда ограждение построено и вода ушла, строители приступают к забивке свай.

Для новичков всегда непривычным кажется работа на дне реки, которая с шумом обтекает ограждение высотой в несколько метров, - рассказывает Евгений Петрович.

Кстати, по ширине реки нельзя судить о ее глубине. Например, при строительстве моста через Каму шпунтовое ограждение применялось всего лишь в человеческий рост, а при возведении моста через Вишеру в Рябинино пришлось сваривать короба из больших листов железа высотой три метра, затем их заполняли грунтом, чтобы получились островки, на которых впоследствии и началось возведение мостовых опор.

Прораб Епихин отвечает за весь цикл строительных работ, за организацию строительного процесса.

- Когда тремя людьми научишься командовать, потом и 300 человек организовать будет не проблема, - уверен Евгений Петрович.

МОСТ, СЛОВНО ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ
Когда-то с старину по окончании строительства моста мастер садился в лодку, вставал под мостом и терпеливо ждал пока над ним не пройдут все грузы. Таков был тест давно минувших дней. С тех пор технологии строительства и качество мостовых сооружений ушли далеко вперед. Все мосты имеют гарантийные сроки эксплуатации, но вечны только мосты сработанные рабами Рима. Вечны, потому что не испытывали современных транспортных динамических нагрузок.

Епихин говорит, что любой мост — это сложное инженерное сооружение, он, словно живой организм, постоянно находится в напряжении, его сердце - конструкции, согласно теории сопротивления материалов, практически всегда испытывает нагрузку и нуждаются в капитальных ремонтах. Сегодня как раз пришло время капитальных ремонтов для многих мостов Верхнекамья. Вот уже и Усольский мост подходит к возрасту капитального ремонта. При правильной и бережной эксплуатации, своевременных ремонтах мосты могут стоять веками. Например, в 1987 году березниковский мостоотряд реконструировал железнодорожный мост в Чусовом. Он был построен при Екатерине 2. В 1917 году во время Гражданской войны мост взорвали, в 1921 году восстановили и до 1987 года он не ремонтировался. Мостоотряд использовал уникальное инженерное решение по его реконструкции: мостовые опоры одели в саркофаг, затем старые конструкции уронили, оставив опоры времен Екатерины. В таком виде он послужит еще долгое время.

ДИНАСТИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
За долголетний и плодотворный труд прораб Березниковского мостоотряда № 59 Евгений Петрович Епихин награжден медалью «За заслуги в транспортном строительстве». За свою строительную практику прораб Евгений Епихин участвовал в возведении более чем 30 мостов , мостовых обходов и сооружений в Пермском крае и России. Вместе со своей женой Еленой Борисовной они воспитали двоих детей Викторию и Тимура. Виктория стала инженером промышленного и гражданского строительства, Тимур инженером по строительству мостов и транспортных тоннелей. Рассказ о них, продолжателях династии, читайте в следующем номере газеты.


Опубликовано: газета «Неделя.RU» (г. Березники, Пермский край)
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


общество

  • В России наступило время дурных новостей, утверждает Андрей Лучников
  • 17 января в Перми открылся приют для кошек. Называется приют «Матроскин». Я немного знаю пермских ребят из организации «За защиту зверей», которые всё это придумали...
  • «В 2015 году для всех россиян произошло одно грандиозное событие. Его масштаб огромен, мы его ещё не до конца осознали», - считает писатель Марк Солонин
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса
  • Кот Барсик лидирует в народном голосовании на должность сити-менеджера Барнаула
  • «Я сегодня одну девушку поздравила, а она мне в ответ: «День проституции?», - рассказала в Facebook Татьяна Киоссе. «Сегодня» – это в минувшую субботу, 12 декабря