Елена Превосходная из Березников

«Успехи мои больше в студентах заметны», – считает Елена Железнова.

Елена Михайловна Железнова, преподаватель химии Березниковского политехнического техникума, уверена, что химики – увлечённые и разносторонне развитые люди. Причём она сама тому пример: в её жизни, наряду с лабораторией и учебным классом, есть место для фотографии, архитектуры, кошек, роз и даже... дрессировки попугаев.

В кабинете, где я дожидаюсь Елену Михайловну, порядок и чистота. Никаких тебе завалов на рабочем столе, всё разложено аккуратными стопочками, готово для работы. Она и сама такая же – аккуратная и свежая: светлые локоны уложены в неброскую «учительскую» причёску, юбка до колена, вязаная ажурная кофточка – гармонично, просто, мило.

Поначалу Елена Железнова производит впечатление неразговорчивой и строгой, как сказали бы англичане, «застёгнутой на все пуговицы». Удивляюсь этому, ведь буквально несколько минут назад студенты-первокурсники хором охарактеризовали её: «Она мягкая и демократичная, самая добрая и отзывчивая, она – превосходная!». Впрочем, быстро понимаю, что студенты были правы, строгость – лишь видимость или, возможно, лингвистическое влияние на восприятие человека по его суровой фамилии – Железнова. Вот я
хихикаю над названием химических соединений «алканы», а она подхватывает, посмеивается в ответ:

– Студенты больше смеются над «алкоголятами», правда, потом привыкают и перестают даже улыбаться над «глюколятами» и «гликолятами» (названия химических соединений – ред.).

Над чем и как потешаются студенты, Железнова знает прекрасно – с 1992 года работает в сфере профессионально-технического образования города Березники. С тех пор, как её муж получил диплом инженера-технолога в производстве высокомолекулярных соединений Пермского политеха. Сама Елена вузовский диплом получила чуть раньше и «дожидалась» мужа, служа науке в научно-исследовательском институте. Поскольку супруг учился по направлению из Березников, после учёбы он вернулся в родной город и семью с собой привёз в «республику химии».

– Я до сих пор, может быть, иногда жалею, что оставила научную деятельность, – вздыхает Елена Михайловна и вдруг пересаживается с учительского места на соседнюю парту. Мы теперь сидим рядом, как одноклассницы.

– Я с удовольствием работала в НИИ. Мужчинам в науке легче – их не так связывает семейный долг...

Судьба не пустила её в науку, а до этого она же не пустила её в санитарные врачи, о чём юная пермячка мечтала с младых ногтей (всё ещё хранит Железнова снимок, где стоит в обнимку с макетом скелета).

Работы инженеру-технологу по ракетному топливу (такой «диагноз» указан в её политеховском дипломе) в Березниках не нашлось, и пошла Елена устраиваться в химико-механический техникум. Свободных мест и там не оказалось, ей посоветовали пойти в училище №8. Девушку с высшим образованием, со специальностью «лаборант», полученной в подобном «восьмому» училище, с опытом работы, взяли без разговоров. И стала она мастером производственного обучения. Её поразило, что студенты, выросшие в Березниках, хуже знают свой город, чем она, приезжая. Она стала рассказывать мальчишками и девчонкам об истории города.

– На уроках химии?
– Да. У нас есть дисциплина «Общехимическая технология», в ней есть вопрос «История развития химической технологии», она тесно связана с развитием химической промышленности, а её развитие в Советском Союзе напрямую прослеживается на примере Березников. Я беру старые номера «Березниковского рабочего», где всё подробно расписано, зачитываю, ребята слушают, кто-то для себя открытие делает. У химиков ведь как у Пастернака: «Во всём мне хочется дойти до самой сути». Я и сейчас об истории ребятам рассказываю, в знаниях о городе среди вчерашних школьников мало что поменялось.

После слияния 8-го и 51-го училищ Елена Михайловна год работала заместителем директора по практике учи лища №51, но хотелось к ученикам, в класс. Тут вакансия в политехническом техникуме образовалась, и как раз по любимому направлению – аналитической химии.

– Я в аналитической химии, в тонкостях пробирного искусства разобралась, когда мастером работала, а потом её и полюбила, – говорит педагог.

– Пришла в техникум, а замдиректора говорит: «Где же вы столько лет были, почему к нам не шли?» – «Я к вам приходила, вы не взяли». – «Как не взяла?!». Так через 16 лет я сюда наконец-то попала. И сразу команда техникума, которую готовила Железнова, начала конкурировать на краевых олимпиадах с Пермским авиационным техникумом. Призовые места брали, однажды командой выиграли, но всё же основной соперник оказывался чуть лучше.

– У них дисциплины изучают такие же, как у нас, конкурс высокий среди абитуриентов, преподаватель очень сильный. Но эти проигрыши меня ничуть не угнетают – достойный соперник всегда заставляет больше работать над собой, – уверена Елена Михайловна.

Иногда ей хочется и себя испытать. В прошлом году поучаствовала в конкурсе «Профи-край» для учителей общеобразовательных учреждений. Прошла все этапы конкурса, стала тринадцатой в крае из 200 участников. На вопрос: «Устроил вас результат?» – отвечает уклончиво – мол, в первый раз ведь. И тут же добавляет:
– Успехи мои больше в студентах заметны. Более 50% наших выпускников идут в вузы – это отлично!

Чем увлекается наш химик? Импонирует ей русский учёный-химик Александр Бутлеров, который главным своим делом считал выращивание роз.

– Мне тоже в саду-огороде работать нравится, но времени нет. Розы я пробовала вырастить, но они погибли.

Трудов было жалко, и решила больше с ними не мучиться. А так у меня всё растёт, что не очень требовательно. – Железнова пожимает плечами, мол, некогда корпеть над грядками – уроки, экзамены, к олимпиадам подготовка...

Сад Железновых – на красивом берегу реки Кондас. Отличное место для ещё одного увлечения Елены Михайловны – фотографии. У неё давняя любовь к «чёрному глазу», с тех времён, когда сын был маленьким и занимался в авиамодельном кружке – воздушных змеев запускал. Мама его красивое увлечение с увлечением запечатлевала. Так и пристрастилась к фотосъёмке, теперь кондасские пейзажи снимает. Если время найдёт.

Недавно в доме появился молодой жилец, на котором Елена Михайловна реализует стремление к медицине – кошка породы курильский бобтейл с пороком сердца. Кошечку отдавали даром – «забракованная», но в семье Железновых, в тепле и заботе, она начала поправляться. И, едва окрепнув, обнаружила в себе охотничью тягу к клетке с говорящим попугаем Кешей.

– Кешу мы взяли птенчиком и учили говорить по методике: давали полетать, садили на руку и говорили по 15 минут. Занимались все по очереди. Теперь в его «речи» можно услышать интонации всех членов семьи. Когда кто-то собирается в магазин, Кеша спрашивает: «Деньги пер-р-ресчитал?». А по утрам, когда снимаешь платок с клетки, он здоровается с удивлением: «Пр-р-ривет! Это ты, что ли?» – Видно, что Елене Михайловне нравится рассказывать про питомцев. – А как-то дочь принесла попугая от подруги, так тот чирикает, а Кеша сел к нему поближе и говорит: «Кеша хороший! Хор-р-роший!».

Елена Михайловна смеётся заливистым девчоночьим смехом, поправляя не к месту выбившийся золотистый локон, строгая добрая учительница и лаборант – золотые руки. Это неофициальное «звание», непрописанное в дипломе, Елена Железнова заслужила ещё во время учёбы в политехе, когда подрабатывала на кафедре. Её золотые руки и сейчас ловко управляются в химической лаборатории. Всё, что умеет, Елена Железнова передаёт своим ученикам, которые учатся у неё любить химию – науку наук.


Опубликовано: газета «Березниковский рабочий» (г. Березники, Пермский край)
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


березниковцы