Дорога к свету

Текст: Анастас Машковцев

Этим летом Березниковский историко-художественный музей им. И. Ф. Коновалова получил неожиданный подарок: студенты-реставраторы из Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. Глазунова помогли в восстановлении икон из коллекции музея.

…Тёмная доска вся будто расчерчена на белёсые клетки, сквозь которые смутно проглядывает Богородица с Младенцем. На другом снимке тот же размер прямоугольника, но уже светлый фон, яркая фигура Богоматери с Младенцем на руках. Невозможно поверить, что это та же икона, извлечённая из мрака заботливой рукой реставратора, но это именно так.

– Эти фотографии из серии «до» и «после», – объясняет главный хранитель березниковского музея Нина Олеговна Нечепуренко. – Те светлые квадраты папиросной бумаги – своеобразный лечебный пластырь, наложенный реставраторами ещё в 1941 году для сохранения городской коллекции икон. И для многих из них консервация продолжалась более 70 лет. За это время листки «пластыря» стали с красочным слоем одним целым, и снять их – очень трудоёмкий процесс, требующий невероятной аккуратности. Реставраторы из академии проделали колоссальную работу: сняли старую заклейку, вывели из аварийного состояния более 20 икон.

Но, увы, это капля в море: в фонде Березниковского музея хранится более 400 православных икон, самые древние датируются концом XVI века!

Первые крупные поступления в музейную коллекцию попадали из церквей, закрытых в 20-30 годах прошлого века. Приносили и частные лица: кто в дар, кто на продажу. Потом, в 90-х, музей передал часть икон из своей коллекции во вновь открывшиеся храмы. Некоторые реликвии священнослужители берут на большие церковные праздники, например, икону «Избранные святые с крестом-мощевиком». Изначально крест находился в алтаре Усольской церкви, что возвёл в честь победы над Наполеоном двоюродный дядя Натальи Гончаровой (той самой).

Спустя 90 лет было решено заказать икону с изображением святых, мощи которых находились в кресте. Историки свидетельствуют, что из иконописной мастерской Белогорского монастыря крестмощевик в иконе был доставлен по железной дороге, а в Усолье его встречал крестный ход – более трёх тысяч верующих вышли поклониться святыне. Сегодня его и многие другие иконы и предметы культа можно увидеть в постоянной экспозиции музея.

Далеко не все иконы в экспозиционном виде, очень многие нуждаются в реставрации. Олифа темперной краски, которой написаны иконы, темнеет уже через полстолетия. Если прибавить к этому «поновления», которые из лучших побуждений вносили в иконы, – новые красочные слои, написанные поверх оригинала; ризы и оклады, что прибивали к доскам икон гвоздями; копоть от лампад, перепады температур, даже просто мытьё к большим церковным праздникам, то можете представить, в каком состоянии иконы дожили до наших дней. И именно благодаря труду реставратора прекрасные древние лики вновь могут нести свет веры людям.

– Многие воспринимают процесс реставрации очень примитивно: была тёмная, стала светлая – ну закрась всё по-новому нужной краской. А реставрация – дело долгое, в зависимости от повреждения иконы работа над ней может продолжаться от полугода до двух-трёх лет, – рассказывает Эллина Константиновна Шеина, хранитель музея. – Икону постепенно «открывают», проверяя, есть ли ещё слой под письмом, стоит ли его счищать. При этом работа не идёт «от звонка до звонка» – нужно наблюдать, проверять, как икона реагирует на «лечение». Реставратор не имеет права домысливать, он может счистить потемневшую олифу, максимум – по желанию заказчика-музея или коллекционера – восстановить в стиле авторской живописи утраченные фрагменты или сильно повреждённые детали. Но обычно их лишь слегка тонируют акварелью или другой легко удаляемой краской. Даже следы от гвоздей, на которых крепили ризу или венец, оставляют, если это не вредит восприятию изображения. Профессиональный реставратор никогда не превращает икону в новодел, ничего сам не дописывает, его дело – лишь починить то, что «болело».

– А ведь нужно ещё дождаться очереди к реставратору, решить проблему транспортировки, оплатить работы, – продолжает Нина Олеговна. – Причём нужна профессиональная реставрационная мастерская, имеющая лицензию, где гарантировано правильное хранение и охрана, – речь идёт о государственной собственности. Поэтому мы очень рассчитываем на долгосрочные отношения с Российской академией живописи, ваяния и зодчества И. Глазунова и снова ждём ребят оттуда к нам на практику. Кроме того, мы надеемся отправить несколько икон непосредственно в академию, чтобы студенты-реставраторы смогли работать там, на месте, столько времени, сколько потребуется для восстановления. Отдельно хотелось бы поблагодарить главу города Сергея Петровича Дьякова – он неоднократно оказывал нашему музею помощь, и именно благодаря его поддержке и помощи мы смогли принять московских студентов. Очень надеемся, что вскоре сможем организовать большую выставку.


Опубликовано: газета «Березниковский рабочий» (г. Березники, Пермский край)
Фото предоставлены Березниковским историко-художественным музеем им. И. Ф. Коновалова
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс