Последний кадр

Текст: 
Ян Арт
Кадр из х/ф "Последний дюйм"

Кредитный бум. Мировой кризис. Охлаждение рынка. Отзыв лицензий. Избыток ликвидности. Дефицит ликвидности… И только проблемы кадров остаются для банков неизменными.

Проблема банковских кадров по-прежнему остается одной из самых актуальных. Об этом свидетельствует и весенняя конференция «Рынок труда в финансовой сфере», организованная агентством Bankir.Ru и журналом БДМ в марте этого года, и множество других конференций на ту же тему. Тем более что даже самые жадные до инновационных модных разглагольствований признали: при всех технологических новациях люди в банке останутся ключевым звеном, и никакой банк 3.0, банк 5.1 без людей не останется – иначе он останется без клиентов.

Сама же проблема очень давно и столь же безнадежно делится на три части. Первая – текучка, особенно на низовом уровне. Вторая – зарплатная гонка и определенная избалованность персонала. Третья – качество самих кадров, уровень их профессиональной подготовки и элементарных базовых знаний.

Полагаю, эту триаду с незначительными оговорками признает любой банкир и любой HR-менеджер (если только он действительно отвечает за подбор кадров, а не за корпоративные «веселые старты», тим-билдинги и прочую мишуру).

Что же происходит, когда начинают обсуждать банковские кадры в формате конференций, форумов, семинаров, интервью, докладов и т.п.? А происходит резкий поворот совершенно в другую сторону – в сторону набившей оскомину темы «поколений X, Y, Z». А пойдя на эти три буквы, все словно говорящие куклы начинают твердить одно и то же. Мол, новое поколение принципиально отличается от старого. Мол, с ними нужна другая система мотивации, нужно обеспечивать соответствие их запросам, адаптировать рабочие процессы под их субкультуру. И проч. и проч.

И – понеслась тема по кочкам. Геймификация! Новые карьерные стимулы! Новые форматы работы с молодежью!

У автора этих строк возникло – давно и стойко – ощущение, что повторяется история с голым королем, когда никто не решается сказать: эту тему высосали из пальца.

Ну, о геймификации рабочих процессов говорить всерьез вообще не хочется – этим пусть занимаются специалисты по социальной адаптации даунов. С обывательской точки зрения для меня главное лишь одно – чтобы геймификация не достигла ракетных войск и персонала атомных электростанций. А так – пусть хоть с пупсиком на кредитный комитет идет…

Что касается «новых карьерных стимулов», то есть ли они – у этого самого поколения Y? Вспомним некоторые исследования годовой давности (надеюсь, никто не станет утверждать, что за минувший год вылупилось еще и поколение Z+).

Что же хочет этот самый «игрек»? А он, как на полном серьезе констатировал один из докладчиков на одной из «работных» конференций, хочет: 1) гибкий график работы; 2) возможность работать дистанционно (из дома. Или на пляже); 3) возможность быстрого карьерного роста; 4) высокую зарплату; 5) международные командировки; 6) возможность обучения за счет работодателя.

А теперь – вопрос к читателям в диапазоне 35 и старше. Как во времена нашей молодости старшие товарищи назвали бы зеленого юнца с такими запросами? Как? Нет, это слово теперь запрещено думцами, давай подберем помягче. Правильно – оболтус. Ты, значит, хочешь на пляже валяться, «гибко» приходить, но при этом – сделать карьеру, а значит, руководить людьми? А если эти люди тоже хотят на пляже, а? Ты, значит, хочешь высокую оплату, но при этом предлагаешь еще и оплачивать твое «доучивание» – то есть недостаток твоего профессионализма. На работу, значит, ходить тебе не очень интересно, но в Милан и Нью-Йорк ты, так быть, поехать согласен? А в перерывах между пляжем и Миланом – чтоб «тим-билдинги» и «тренинги»…

А теперь, товарищи банкиры, – один простой вопрос. Вы что, искренне считаете, что стоит вопрос о том, как переделать банки под вот такого вот самодовольного и жадного лентяя? А оно нам надо?

Ах да, нас же заставлял растущий рынок и зарплатная гонка. Так они, знаете ли, закончились. И банков уже не 1300, и не 1100. Дай бог, если останется 800. Так что – начался великий разворот совсем к другому рынку труда. И хотя он далеко не от хорошей жизни – не уверен, что этот разворот не на пользу российскому рынку и российскому социуму.

Настоящая проблема с кадрами – в ее третьей части – квалификации и степени профессионализма. С ними – беда. Но, боюсь, решить ее в краткосрочном варианте не удастся. Потому что большинство так называемых корпоративных «университетов» и учебных центров сводится к примитивным тренингам по технологии продаж, «впаривания». А для всего остального – недостаточного желания банков поднять профессионализм финансистов. Нужно желание вузов. Выраженное не в виде участия представителей вузов в многомудрых конференциях и форумах, а продиктованное страхом. Страхом, что спрос на услуги этого вуза у абитуриентов упадет.

Но пока им не страшно. Потому что в вуз пока идут не за образованием, дающим возможность получить работу. Туда идут за дипломом. А работа – она же для молодых россиян сама по себе не ценность. Мы же не Испания какая-нибудь, в конце-то концов. Пока мы распродаем свои недра – работы, пусть самой выхолощенной и ненужной – в принципе хватит всем. Так что – продолжаем бодро идти на XYZ.


Автор – директор-главный редактор в информационном агентство Bankir.Ru, председатель наблюдательного совета в Maximarkets LTD и член совета в Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), кандидат экономических наук, специально для «Иной газеты»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


банки

  • Его известность пришла вместе с доступностью, а доступность – вместе с Интернетом. Прошло уже более 15 лет, но в России рынок Форекс по-прежнему остаётся «вещью в себе»
  • Председатель Пермской гражданской палаты о том, почему не надо брать займы (кредиты) в микрофинансовых организациях (МФО)
  • Уже после первого месяца работы Закона о банкротстве физических лиц стало очевидно, что россияне не спешат признаваться в собственном банкротстве
  • Да, да, да. Был я как-то на Соловках. Там стоит избушка с надписью «Сбербанк». На избушке табличка: «Часты работы – 9.00-13.00 и 15.00-16.00»…
  • Кто победит в войне банков с малым бизнесом?
  • Доверие к депозитам не ранжируется по банкам. Тут как в сексе: размер не главное. Оно либо есть, либо нет. Если реформируют то, что работало, значит оно больше не будет работать