Красная шапочка и все, все, все...

Несмотря на летний сезон, в театре «Бенефис» кипит работа. На сцене установлен макет огромной книги сказок, этакая книжка-раскладушка с гигантскими страницами. Хотя режиссёр Алексей Щелкунов, которого пригласили для постановки музыкальной сказки «Красная Шапочка», предпочитает слово «комикс», мол, таким же динамичным, компактным и ярким будет новый спектакль «Бенефиса». Премьера назначена на 14 июля в 11:00.

Такое событие в театральной жизни нашего города стало возможным благодаря финансовой поддержке краевого Министерства по культуре, молодёжной политике и массовым коммуникациям в рамках объявленного в Прикамье «Года культуры-2014».

– Алексей, судя по вашему послужному списку, вы сознательно выбрали работу с подростковой аудиторией.
– Выходит, что так. К сожалению, сейчас взрослые мало разговаривают с подростками, а мне хочется найти с ними общий язык. Потому что если у нас, нынешних взрослых, это не получится, потом они тоже не захотят разговаривать с нами. Своими спектаклями я пытаюсь общаться с подростками на их языке. Мечтаю привить им нашу культуру, классическую и современную. Только так у детей можно сформировать правильное понимание, в какой стране они живут. Они должны точно понимать, что за их плечами огромная история и богатейшая культура.

– Березниковские педагоги, с которыми мне приходилось разговаривать, не раз замечали, что подростков можно привлечь в театр спектаклями «про отношения».
– Такой интерес объясним. У подростков обострена потребность разобраться в себе, в родителях, в мире. Он пытается определиться, найти своё место в жизни. А театр является мощным средством для самоопределения, потому что театр – это своего рода операционная, где препарируются человеческие отношения. И как раз «Бенефис» хорошая площадка, чтобы наблюдать такие отношения. Это хороший театр, он по-настоящему честный и добрый, здесь есть чему поучиться.

– То есть подростку, который сидит в зрительном зале на вашем спектакле, вы хотите дать ответы на вопросы?
– Нет, что вы, давать ответы – это удел мудрецов, отшельников, которые живут вне этого мира. Я же обычный человек, не лишённый достоинств и недостатков. Живу в мире, в обществе, и давать ответы – не моё дело. Вот помочь разобраться, показать направление поиска – это да. Сегодня, кроме театра, единственным оазисом, где подростку могут показать направление, остаётся школа. Хотя... На мой взгляд, нынешние реформы образования нивелируют значимость школы, упрощая её до уровня тестовых знаний. А хочется некоторой академичности именно в образовании.

– Кстати, об академичности. Существует несколько версий истории про Красную Шапочку. Пьесу, над которой вы сейчас работаете, написал Евгений Шварц в далёком 1936 году, в период сталинских репрессий и незадолго до Второй мировой войны. Это был ваш выбор?
– Нет, пьесу выбрал главный режиссёр «Бенефиса» Александр Кимович. И я с ним согласен. Шварц сочинял свой текст в период этакого временного слома, который выпал и на нашу долю тоже.

– То есть ваш спектакль будет с политическим подтекстом?
– Что вы такое говорите, нет, конечно. Наш спектакль можно смотреть детям начиная с трёх лет. Трёхлеткам будет интересно наблюдать за яркой декорацией и костюмами, за движением актёров на сцене под великолепную музыку пермского композитора Геннадия Широглазова. А пятилетние дети уже поймут, что Красная Шапочка, которая идёт на борьбу со своими страхами, сможет победить Волка. Это всё равно что справиться с бабайкой или кем-то ещё, кто мешает спать, победить собственные страхи.

– А взрослым будет интересно?
– Думаю, да. Они смогут увидеть разные варианты отношений с ребёнком. Его можно опекать, помогать. Можно этого не делать. А случается и позиция невмешательства, мол, я тебя предупредил, а дальше твоё дело. Взрослые могут понаблюдать за различными моделями отношений и, может быть, увидеть себя со стороны.

– Вы как родитель и педагог, какой вариант отношений принимаете?
– Я принимаю честный вариант. Это значит относись к другим так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе.

– Расскажите об актёрах, занятых в спектакле.
– Главную роль Красной Шапочки исполняет Александра Москалёва. В этом году она закончила среднюю школу, принята в труппу театра и на днях уезжает в Пермь подавать документы в академию искусства и культуры. Волка играет Паша Ефремов. Мы активно работали над тем, чтобы убрать его излишнюю мягкость. Дело в том, что Волк у нас – такой пацан. Мы придумали, что он когда-то жил в этом лесу, но его прогнали за плохое поведение. И всё в лесу стало благолепно, сплошная идиллия вокруг. Пчёлы сами подносят мёд Медведю. Уж целыми днями сидит возле коровы с кружкой, которая периодически наполняется молоком. Птички поют… И вдруг прибегает Волк, который видит, что такая история никак не укладывается в его картину мира, и начинает сражаться за утраченную власть. Ему активно противостоит Красная Шапочка. У нас она подросток-революционер, собственно, как и любой нормальный подросток.

Роль Мамы – у актрисы Марины Гехт. Она такая абсолютная мама, которая только и мечтает, чтобы её ребёнок никуда не встревал. Но понимая, что Красную Шапочку дома не удержать, Мама придумывает ей благую цель: пойти к бабушке и отнести ей пирожки.

А бабушка у нас – спецназовец в отставке, этакая Че Гевара с ружьём. Делает гимнастику, очень боевая и азартная. Собственно, этим и воспользовался Волк, чтобы переиграть Бабушку. Исполняет роль Бабушки актриса Екатерина Сергеева.

– Да уж, весёлая получается история про Красную Шапочку…
– К тому же приключенческая, очень динамичная и музыкальная!

СПРАВКА
Алексей Щелкунов родился в краевом центре. Закончил Пермскую академию искусства и культуры по специальности педагог-режиссёр. Работал в разных драматических театрах страны. Среди своих работ особенно отмечает спектакль для подростков «Алые паруса» и композицию по творчеству поэтов Серебряного века. Прочно обосновался в городе Новый Уренгой. Недавно создал молодёжный театр, силами которого поставил «Ромео и Джульетту». Любовная драма Шекспира происходит в Вероне, пережившей атомную бомбардировку. В труппе молодёжного театра 35 человек, все актёры не имеют специального образования. По мнению Алексея, в своё время большой ошибкой государства был отказ от поддержки любительских театров.


Опубликовано: «Городская газета» (г. Березники, Пермский край)
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


интервью