Полис гражданской безответственности

Страховые компании, оформляющие полисы ОСАГО, нашли новый способ привлечения клиентов и возможность увеличения своих доходов.

ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ ЗАБОТА
Уже дважды жалобы читателей на трудности оформления полиса ОСАГО заставляли нас проводить расследование проблемы. Темой материалов «ОСАГОветь можно!» и «Автогражданка-то не голая!», опубликованных в «Березниковском рабочем» в октябре прошлого года и в апреле нынешнего, были нарушения законодательства страховыми компаниями. Напомним, страховщики отказывались продавать «голую автогражданку»: к страхованию гражданской ответственности водителя прицепом шло страхование водительского здоровья. Таким образом, стоимость по лиса ОСАГО «тяжелела» более чем на треть. Свои действия страховщики объясняли тем, что, мол, они находятся на грани банкротства из-за того, что выплаты по страховым случаям почти перекрывают доходы, получаемые от продажи страховок. Поэтому они, вопреки закону, вынуждены проявлять принудительную заботу о здоровье дорогого клиента ценой в тысячу рублей.

Вопрос был подробно изучен нами, способы получения «чистого» ОСАГО найдены и обнародованы. Шквал возмущённых звонков схлынул. И вот новая история.

НАВСТРЕЧУ ПОЖЕЛАНИЯМ КЛИЕНТА
– Мне понадобилось обновить полис ОСАГО. Я пригласил на дом агента «Росгосстраха», – рассказывает Борис Дмитриевич И. – Агент спросила, пройден ли техосмотр, я сказал, что машина не на ходу, и ТО я пройду, когда отремонтирую двигатель. Тогда агент сказала, что она оформит ОСАГО без ТО, но я должен в придачу к стоимости полиса оплатить стоимость техосмотра – 456 рублей, который могу в течение 20 дней пройти в сервисе по улице Карла Маркса. Я категорически отказался платить за ТО – автомобиль будет починен нескоро, так как возникли серьёзные трудности с запчастями. Тогда агент махнула рукой и оформила полис. У меня вопрос: по какому праву мне пытались навязать прохождение техосмотра в сервисе, где эта услуга стоит гораздо дороже, чем в других местах?

«БОНУС» ДЛЯ РАСТЯПЫ
Сначала ответим на вопрос о цене ТО, хотя, на наш взгляд, он наименее значим в данном случае. Действительно, в большинстве городских сервисов стоимость техосмотра не превышает 400 рублей. Твёрдых цен на эту услугу нет, поэтому «тэошник» вправе установить свою. Автовладелец имеет право выбора места прохождения осмотра самостоятельно, но только в случае, если он решил сделать это как положено – до встречи со страховщиком. Если же отсутствие диагностической карты обнаруживается в момент оформления страховки, то условия диктует страховая компания: либо проходи там, где скажем, либо полис оформлен не будет. В том, что страховщик сотрудничает с автосервисом, нет ничего противозаконного, и вполне логично, что, пользуясь безвыходным положением клиента-растяпы, которому страховка нужна сию минуту, к стандартной цене за ТО добавлен «бонус» за беспечность.

– И в чём прикол? – спросите вы. – Получил же человек ОСАГО без всяких довесков. Так ведь и должно быть!

ПРАВИЛА И ИСКЛЮЧЕНИЯ
«Прикол» в том, что полис ОСАГО, выданный Борису Дмитриевичу, недействителен – это просто бумажка, полис гражданской безответственности. Почему? Потому что «автогражданка», оформленная без предварительного техосмотра, – фикция. Выдавая её, страховщик нарушает закон. И хотя на первый взгляд кажется, что страховая компания идёт навстречу клиенту, не настаивая на прохождении ТО и облегчая автовладельцу получение полиса, на самом деле она оказывает ему медвежью услугу. Федеральный Закон «Об ОСАГО» обязывает водителей при приобретении полиса ОСАГО в 2014 году иметь на руках непросроченную диагностическую карту, выданную при прохождении технического осмотра. Современная редакция указанного закона допускает продажу полиса «автогражданки» без ТО только в трёх случаях.

1 Транспортное средство не нуждается в ТО. Это распространяется на новые легковые автомобили, которые на первые три года освобождены от техосмотра. Под эту категорию попадают мототранспорт, грузовые автомобили, если их грузоподъёмность не более 3,5 тонны. К ним же причислены полуприцепы и прицепы. Это не относится к транспортным средствам, специализация которых – перевозка людей или транспортировка опасных грузов. Для таких автомобилей установлена периодичность прохождения ТО раз в 6 месяцев.
2 Автомобиль с просроченным ТО перегоняется к месту, где намечено прохождение техосмотра.
3 Автомобиль следует к месту регистрации.

В последних двух случаях страховая компания должна оформить так называемую транзитную страховку ОСАГО, действующую 20 дней. Цена «транзитки» 20% от полной стоимости годового полиса. Затем всё-таки придётся приобретать полноценный полис ОСАГО.

Во всех остальных случаях автостраховка должна оформляться ТОЛЬКО при наличии действующей диагностической карты.

Читаем Закон «Об ОСАГО», гл. II, ст. 15, п. 3: «Для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику следующие документы: а) заявление……. е) диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии транспортно- го средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств» (за исключением случаев, упомянутых выше. – Прим. авт.).

СТРАХОВКА – НЕ СТРАХОВКА
Однако недобросовестные страховщики, стремясь привлечь как можно больше клиентов, закрывают глаза на просроченный документ или его отсутствие, вписывая фальшивые данные о прохождении ТО. Пример тому не только история Бориса Дмитриевича. Двое наших коллег из редакции получили полис ОСАГО по такой же схеме: полис ОСАГО им выдали с просроченной диагностической картой, взяв плату за техосмотр, который попросили всё же пройти в указанном автосервисе. Он был пройден. Но ведь не все автовладельцы столь ответственны, и кто-то просьбу страховщика проигнорирует, мол, зачем лишние телодвижения, если полис ОСАГО на руках, а в случае ДТП или обычной проверки документов сотрудники ГИБДД предъявления диагностической карты не требуют...

Это действительно так, но до поры до времени. Если ваш автомобиль попадёт в ДТП, то юристы страховой компании наверняка обнаружат, что ТО в действительности не пройден. Кроме выдачи диагностической карты, лицензированные автосервисы должны в течение 24 часов после прохождения транспортным средством ТО внести данные в ЕАИСТО – единую автоматизированную информационную систему техосмотра – официальную всеобщую базу диагностических карт ТО. В базе содержатся электрон- ные копии всех диагностических карт, оформленных в легальном порядке, и она позволяет проверить бумажную копию документа в Интернете. Если ваших данных в базе нет, то и ваша страховка «обнуляется», потому что в Гражданском кодексе сказано, что договор (в том числе страхования. – Прим. авт.), заключённый с указанием ложных сведений, недействителен. То есть ваша страховка – липа.

КРУТО ТЫ ПОПАЛ...
Раз так, то в случае ДТП страховых выплат вам не видать, свой разбитый «аппарат» придётся чинить за собственные деньги. К тому же пункт 1 главы 14 ФЗ «Об ОСАГО» гласит: «Страховщик имеет право предъявить регрессное требование к причинившему вред лицу в размере произве дённой страховщиком страховой выплаты, если на момент наступления страхового случая истёк срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств». В переводе на русский это означает, что и ущерб, причинённый другим участникам ДТП, вам придётся оплатить своими кровными. И «заполируют» эту финансовую катастрофу штраф в 800 рублей и запрет на эксплуатацию автомобиля в виде снятых номеров. Этот «подарочек» вам могут сделать сотрудники ГИБДД, которые вправе привлечь вас к ответственности за вождение автомобиля без страхового полиса, поскольку он, полис, признан недействительным по причине не пройденного техосмотра.

Итог: страховая компания получила доход, продав вам липовый полис, сэкономила на страховых выплатах владельцам пострадавших в ДТП автомобилей, а платить им будете вы.


Опубликовано: газета «Березниковский рабочий» (г. Березники, Пермский край)
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс