Учиться, учиться и ещё раз учиться. В Березниках

Почему в знаменитой фразе вождя мирового пролетариата слово «учиться» упоминается трижды? Если спроецировать на наш город, можно сказать, что Ильич имел в виду три категории образования: дошкольное, школьное и дополнительное.

Отрасль образования в Березниках из всех бюджетных отраслей самая капиталоёмкая, на неё направляется немногим меньше половины расходов городского бюджета. Какие цели при этом ставились, чего удалось добиться, что в ближайших планах у всех ветвей березниковского образования? Об этом журналист «Городской» побеседовал с председателем комитета по вопросам образования Татьяной Мухатаевой.

НА ПОВЕСТКЕ ДНЯ – МОДЕРНИЗАЦИЯ
– Татьяна Анатольевна, для начала можно привести несколько цифр, которые бы характеризовали масштабность отрасли образования в Березниках?
– Разумеется. Система образования города представлена 96-ю образовательными учреждениями, из них 63 дошкольных образовательных учреждения, 22 общеобразовательных учреждения, 11 учреждений дополнительного образования детей и 1 детский загородный оздоровительный лагерь «Дружба». Все образовательные учреждения имеют действующие лицензии на образовательную деятельность и свидетельства о государственной аккредитации. Кроме того, информационно-методическое, психолого-педагогическое и коррекционное сопровождение деятельности образовательных учреждений осуществляют два центра – Центр аналитики и методологии образования и Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции.

Если говорить отдельно по каждому направлению, то в системе дошкольного образования воспитывается чуть менее 9 тысяч детей. Доступное качественное общее образование получают почти 16 тысяч школьников в 22-х муниципальных общеобразовательных учреждениях. В 1 087-и объединениях 11-и учреждений дополнительного образования бесплатно занимается 13 тысяч подростков.

– Пожалуй, мало какая ещё бюджетная отрасль Березников может похвастать за последние годы такими вложениями в здания и сооружения, как образование: восстанавливаются и ремонтируются детские сады, благоустраиваются их территории, ведётся ремонт и обновление материально-технической базы школ и учреждений дополнительного образования.
– Совершенно верно. Всё это необходимо для достижения главной цели муниципальной системы образования – повышения качества и эффективности предоставления образовательных услуг в условиях модернизации системы образования.

Для достижения этой цели на каждый учебный год определяются приоритетные направления работы нашего комитета. Так, для только что завершившегося учебного года таких направлений было четыре:

1) повышение качества и доступности образования;
2) обеспечение безопасности образовательного процесса и сбережения здоровья учащихся, воспитанников;
3) повышение эффективности бюджетных расходов в сфере образования;
4) снижение уровня преступности несовершеннолетних учащихся.

ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
– Если говорить о доступности образования, то самой проблемной позицией выглядит доступность дошкольного образования в связи с очередями в детские сады и отменой программы «Мамин выбор». Какие подвижки происходят в этом направлении?
– Да, эта проблема актуальна. Для её решения в городе разработан план мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отрасли образования города Березники, направленные на повышение её эффективности», включающий, в том числе, мероприятия по открытию дополнительных групп в функционирующих дошкольных учреждениях, по реконструкции ранее закрытых зданий образовательных учреждений, строительству новых детских садов.

В минувшие годы, благодаря открытию дополнительных групп, удалось увеличить охват детей дошкольным образованием на 250 человек. В этом году после ремонта открылось здание детского сада по улице Льва Толстого, что позволило увеличить количество мест для дошколят ещё на 100. В ближайших планах реконструкция дошкольных учреждений на 395 мест, из которых в 2014 году должны быть введены в строй 145.

– О каких именно детсадах речь? Поговаривают, что, например, под детский сад заберут здание на Советском проспекте, которое занимает Центр технической инвентаризации, и здание по улице Юбилейной, где сейчас расположен филиал Пермского госуниверситета.
– Названные вами объекты в ближайших планах не значатся. Сейчас завершается реконструкция детского сада №65. Готовится проектная документация на выполнение работ в здании бывшей школы №18. Это будет второе здание детского сада №88, и оно даст нам ещё 250 мест.

– Насколько это снизит остроту проблемы?
– На сегодняшний день мы занимаемся комплектованием дошкольных учебных учреждений на новый учебный год. И если в прошлом году мы говорили о том, что обеспечили местами всех трёхлеток, выполняя указ президента, и плюс ту категорию детей, родители которых имеют федеральные льготы, то сегодня комплектование ДОУ идёт с двух лет. То есть все детки, которым на 1 августа 2014 года исполнится 2 года, получат место в детском саду.

– Порой приходится слышать, что, несмотря на увеличение мест в детских садах и яслях, саму систему дошкольных образовательных учреждений в Березниках ждёт оптимизация, как в своё время оптимизировали школы. Разве можно одновременно увеличивать и сокращать?
– Уточню, что речь идёт не о сокращениях, а о реорганизации сети ДОУ. Это принципиальная разница. Реорганизация детских садов – это продолжение общей реорганизации системы образования города. Пять лет назад мы занимались реорганизацией школ, то есть малоэффективные (по финансовому обеспечению) школы объединялись между собой (сегодня на карте города нет школ №4, 6, 7, 27), и, таким образом, мы дали возможность школам, увеличив контингент учащихся, стать экономически эффективными (бездефицитными) в условиях подушевого финансирования.

Теперь же в соответствии с Законом «Об образовании» с 1 января в детских садах тоже введено подушевое финансирование. И то, о чём мы говорили по отношению к школам, нужно применять к детским садам. К сожалению, мы сегодня констатируем, что в ряде детских садов города Березники в условиях подушевого финансирования управление является неэффективным. Поэтому муниципалитетом принято решение о реорганизации детских садов: под одним номером будет объединено 2-3 детских сада. Такой опыт в городе уже есть, это 58-й детский сад, который объединил в себе 3 детских сада. Задача муниципалитета в этом процессе – продумать систему управления.

ДАЁШЬ ИНТЕРНЕТ!
– Сейчас нам нужны детские сады. Где гарантия, что через 5-7 лет нам по той же демографической причине не понадобятся новые школы? Вы отслеживаете, чтобы нынешним дошколятам в своё время нашлось место в школах, особенно если учесть идею государственной власти об односменной работе школ?
– Такая задача ставится краевым министерством перед всеми муниципалитетами. Специфика нашего города в том, что вскоре значительная часть населения будет жить на правом берегу. Поэтому мы сегодня рассматриваем строительство двух новых детских садов и одной новой школы на том берегу.

Что касается односменной работы, то законодательно обучение во вторую смену не запрещается. Речь идёт лишь о том, что каждый обучающийся должен быть вовлечён не только в урочную, но и во внеурочную деятельность. Это занятия в кружках, секциях, экскурсии, участие в мероприятиях, научных обществах учащихся и т.п. В нашем городе сохранено большое количество учреждений дополнительного образования детей. Поэтому решение данного вопроса мы видим в более тесной интеграции основного и дополнительного образования.

– В предыдущие годы значительные средства вкладывались в модернизацию материально-технической базы школ. Как обстоят дела в этом направлении в году нынешнем?
– Действительно, в прошлом году в рамках федерального проекта вхождения в федеральный государственный стандарт в начальном образовании мы получили большое количество оборудования. Следующий такой масштабный этап, полагаю, будет, когда страна войдёт в освоение стандартов основной школы и её старшей ступени.

Но это не значит, что в отсутствие федерального и регионального финансирования процесс обновления материально-технического оснащения школ остановился. И сейчас школы активно над этим работают в пределах собственных средств, поскольку в стоимость подушевого финансирования в расчёте на одного ученика включается не только зарплата педагогов, но и расходы на коммунальные услуги и на обновление материальной базы.

К примеру, сегодня у нас практически нет в школах кабинетов, которые не были бы оборудованы доступом в Интернет. Пять лет назад, когда мы вводили систему электронных дневников, они были в диковинку, и учителя вставали в очередь к единственному на всю школу компьютеру, подключённому к Интернету, чтобы выставить оценки. А сейчас родители практически в режиме онлайн видят успехи своего ребёнка: учитель вызвал к доске, оценил работу, тут же нажал кнопку – и оценка стоит.

Всё движется, всё развивается, ребята активно работают с компьютерной техникой. Сегодня хотелось бы, чтобы активнее развивалось направление робототехники как в начальной школе, так и в старшей.

УЧИТЕЛЕМ НАДО РОДИТЬСЯ
– Как у нас с притоком молодых учителей?
– Непросто. И дело даже не столько в уровне дохода педагога, как это было принято считать. Учителем надо родиться, тогда тебя уже ничего не сдержит: ни зарплата, ни иные проблемы и трудности. Если ты родился учителем, тебя жизненная дорога всё равно приведёт в школу.

В 80-90-х годах в березниковские школы приходило по 20-30 молодых специалистов, сейчас по 10-15, зато стабильно. Однако важно, чтобы молодой учитель не просто пришёл, а чтобы он остался. Поэтому мы говорим с руководителями школ о создании условий, которые бы помогли новичку принять решение о том, что он из школы – никуда. Отработал год-два-три и понял, что это его.

Ещё одно направление, позволяющее школам решить в перспективе кадровый вопрос, девиз «Учитель, воспитай ученика!». Для того чтобы в школу пришёл молодой учитель, его нужно выявить ещё в период, когда он сам учится, и направить на педагогическую стезю.

На вопросы читателей «Городской газеты» отвечает председатель комитета по вопросам образования администрации города Березники Татьяна Мухатаева

ЗНАТЬ СВОИ КОРНИ
«Появится ли когда-нибудь в Березниках пособие по местной географии и истории?»
– Такие пособия есть, разработаны они учителями географии нашего города. Активно работали в этом направлении в школах № 2, 5 и 12, потом, насколько я знаю, распространилось и в другие школы. Пособие используется учителями в курсе географии Пермского края, которая изучается в 8-9 классах. При этом отмечу, что вопрос об официальном издании пособия пока не обсуждался.

Изучение краеведения в школах проходит также в рамках внеурочной деятельности (кружки, экскурсии, факультативы). Педагоги, работающие по данным программам, разрабатывают пособия сами, причём данная работа ведётся как в школах, так и в учреждениях дополнительного образования.

КЕМ БЫТЬ?
«Раньше мы, будучи старшеклассниками, ходили в учебно-производственный комбинат, чтобы попробовать себя в той или иной профессии. Сейчас УПК закрыт. Беспокоюсь, будет ли у моего ребёнка, когда он подрастёт, возможность вовремя сориентироваться в будущей профессии. Ведь сейчас даже ЕГЭ надо выбирать с учётом вуза, в который планируется поступление» - Дмитрий Макеев.
– Сейчас благодаря тому, что изменились учебные стандарты и программы, профориентация введена внутрь школьной программы, и не только в старших классах. Обычно с тем, какую профессию выбрать, ребята определяются в 7-8 классе при поддержке родителей. И уже в этом возрасте можно определиться с профильным учебным заведением, например, поступить в школу №3 или лицей.

Для тех, кто до старшей школы не определился в профессиональном плане, есть ещё один проект, в который мы влились практически 5 лет назад. Это НОЦ – новый образовательный центр и школа для старшеклассников. Он способен принять до 250 десятиклассников (это почти треть всех школьников, что идут учиться в 10 класс) и помочь им с профориентацией, попробовать себя в различных профилях профессиональной деятельности, благодаря летним практикам и так называемым профессиональным пробам.

РАБОТАТЬ ПО ЗАКОНУ
«С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый Закон «Об образовании». Есть ли уверенность, что комитет по вопросам образования сумеет реализовать все изменения, предусмотренные эти законом?» - Светлана Горохова.
– Действительно, новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» вступил в силу. Но для того чтобы он в полной мере начал действовать, необходимо разъяснение практически по каждой статье. Эксперты говорят, что к закону будет ещё около 200 подзаконных актов. Сегодня больше всего разъяснений даётся по основному образованию, по школам: о приёме, об окончании. На сегодня уже вышли правила о приёме в дошкольные образовательные учреждения. По мере появления разъяснений мы вносим изменения в свои локальные акты, уставы учреждений. Это процесс постепенный, поскольку в самом законе указано, что все его положения начнут работать лишь с 2016 года. Так что до 2016 года у нас ещё очень много работы по реализации положений нового закона. Мы всё успеем в установленные сроки.

УВАЖАТЬ НЕ ТОЛЬКО СЕБЯ
«Березники – многонациональный и многоконфессиональный город. При этом образовательная программа подразумевает элементы религиозной культуры. Как в школах решается ситуация, чтобы не вызывать конфликтов на этой почве?» - Артём Валиулин.
– Речь в вопросе, судя по всему, о предмете «Основы религиозной культуры и светской этики», который преподаётся в четвёртом классе. Для избежания сложных ситуаций в столь деликатном вопросе педагоги начинают работать с родителями, когда их дети учатся ещё в третьем классе. Рассказывают о том, какие модули предполагаются в предмете. Можно изучать только ислам, можно только христианство, можно общее понимание всех религий. При этом учителя стараются объяснить родителям, что оптимальным для ребёнка будет общий курс. Дать ребёнку что-то индивидуально родитель может и сам. А вот как живут окружающие люди, как строится их мировоззрение в зависимости от вероисповедания, каковы их жизненные ценности, лучше изучить в школе, чтобы уважать культуру одноклассников, если хочешь, чтобы они уважали твою.

ЗАБОРЫ И НАБЛЮДЕНИЕ – ЗАЛОГ БЕЗОПАСНОСТИ
«За последние пару лет практически все школы и детсады из соображений безопасности окружили заборами. Это добавило неудобств, но хочется надеяться, что не зря и что правонарушений на территориях учебных заведений стало меньше» - Антонина Сергеева.
– И в самом деле мы отмечаем, что на территории школ, учреждений дошкольного и дополнительного образования стало меньше проблем. И не только потому, что территории огородили, а и потому, что у нас сегодня все дошколята и дошкольные учреждения находятся под видеонаблюдением, благодаря которому мы можем быстро реагировать на всё то, что случается. Конечно, проблемные вопросы ещё есть. Особенно привлекают недобросовестных горожан яркие игровые площадки, которые установлены на территории ДОУ. Потому что в это вложены большие средства, порядка 100 миллионов рублей. И нам ещё нужно столько же, чтобы оснастить игровыми площадками оставшиеся детсады.

В ДЕТСКОМ САДУ ЭКЗАМЕНОВ НЕ БУДЕТ
«Новый Закон «Об образовании» подразумевает введение государственных стандартов образования в дошкольных образовательных учреждениях. Это что, скоро экзамены и в детсадах сдавать будут?» - Сергей Калинин.
– Действительно, федеральный государственный стандарт будет вводиться в дошкольных образовательных учреждениях. Сейчас образовательные учреждения Березников активно занимаются проектными работами в этом направлении. Но не стоит пугаться, что дети будут сдавать экзамены в детском саду, это не подразумевается.

Федеральный государственный стандарт предусматривает лишь изменение образовательной среды, новые формы образовательной деятельности. Если вы себя помните в детском саду, то у вас было какое-то время на проведение занятий, и вы садились за столы, рисовали, лепили, клеили, рассуждали. Стандарт не выделяет отдельного времени на занятия, познание окружающего мира должно стать постоянным. К примеру, педагог организовал группу детей и провёл с ними познавательную игру в дом. В ходе этой игры побеседовал с одним, со вторым, с третьим. Или на прогулке поговорил о природе.

ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ КЛУБОВ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА
«Не так давно много говорилось о развитии клубов по месту жительства, в них завозили инвентарь. Сейчас всё стихло. Почему?» - Лариса Копанькина.
– Это проблемный вопрос, потому что пока клубы по месту жительства финансируются по остаточному принципу, поскольку значительные средства вкладывались в основные здания отрасли образования. Сколь-нибудь серьёзно финансирование клубам по месту жительства доставалось, в основном, по программам каникулярного периода. Если говорить о перспективе, то клубам необходима реконструкция и модернизация. Потому что есть необходимость вернуть массу ребят в вечернее время в эти клубы. И это возможно. В этом году я посетила практически все клубы, и в качестве яркого примера организации клубной деятельности могу привести клуб по месту жительства «Сильвинит». Там буквально на каждом квадратном метре кипит творческая деятельность, объединения ведут свою работу до позднего вечера. Хотелось бы, чтобы педагоги других клубов сумели так же организовать свою деятельность.

КОНФЛИКТЫ В ШКОЛЕ? ЕСТЬ РЕШЕНИЕ
«Расскажите, есть ли у ребёнка, оказавшегося в школе в конфликтной ситуации, оперативная возможность обратиться к кому-либо за помощью?» - Станислав Морозов.
– Есть. Самый близкий и родной – это, конечно, классный руководитель. Тем более, что, пожалуй, никто, кроме классного руководителя, ребёнка ближе не знает.

Кроме этого, в школах работают социальные педагоги. Они есть в каждой школе. И задача социального педагога – работа с детьми группы риска, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. В помощь социальным педагогам работают школьные психологи. Их общая задача – вовремя остановить, а лучше предотвратить проблемную ситуацию.

Помимо вышесказанного, в наших образовательных учреждениях созданы комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (в соответствии с новым Законом «Об образовании»). Это органы, в которые включены не только педагоги, сотрудники учреждения, администрация, но и обучающиеся. Потому что межличностные конфликты возникают на любом уровне: то нам надо помирить двух детей, то необходимо помирить ученика и учителя или даже ученика и родителя. Конфликтная комиссия пытается решить задачу максимально деликатно.

Ещё в школах есть школьные службы примирения. В их состав входят прошедшие обучение по восстановительным технологиям специалисты образовательных учреждений – психологи, социальные педагоги, учителя, классные руководители, заместители директора по воспитательной работе и обучающиеся. Курирует систему школьных служб примирения муниципальная служба примирения, которая работает на базе Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции. И если конфликт на уровне школы не решается, конфликтующая сторона может обратиться как раз в муниципальную комиссию.


Опубликовано: «Городская газета» (г. Березники, Пермский край)
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


интервью