Транспортная анемия

Анемия – недостаток железа в крови. В транспортной системе Березников, которая по праву может называться кровеносной, девять месяцев назад начался «дефицит железа» – закрылся железнодорожный вокзал. Что к этому привело? Насколько березниковцы к этой ситуации привыкли? Что будет дальше? Ответы на эти вопросы нашёл журналист «Городской газеты».

ДЫРА. ФИНАНСОВАЯ ИЛИ В ЗЕМЛЕ?
Итак, без малого 9 месяцев назад, 1 октября 2013 года двери в здание железнодорожного вокзала в Березниках оказались закрытыми. Перед входом была натянута ограничительная лента и вывешено объявление следующего содержания:

«Уважаемые гости и жители нашего города, с 01 октября 2013 года железнодорожный вокзал Березники закрыт!!! Железнодорожная касса в т/ц “Оранж-Молл” по ул. Пятилетки, 150.

По всем вопросам обращаться в единый информационно-сервисный центр ОАО “РЖД” (вся справочная информация для пассажиров, расписание и прибытие поездов и др.,) тел. 8-800-775-00-00.

“Горячая линия” Уральского филиала ОАО “Федеральная пассажирская компания” (для жалоб и обращений граждан по вопросам пассажирских перевозок,) тел. 8-800-200-57-67».

Впрочем, особым сюрпризом случившееся не было. О возможности закрытия вокзала его начальник Ольга Прохорова рассказывала журналисту «Городской» ещё в августе прошлого года. При этом причиной закрытия руководство железной дороги называло убыточность вокзала. Дескать, не востребованы у березниковцев железнодорожные перевозки из родного города, они предпочитают отправляться в поездки по железной дороге из Перми.

Готовя эту публикацию, редакция официально запросила ответ на вопрос о причине закрытия вокзала у руководства Свердловской железной дороги. И вот что мы получили в ответ:

«Осенью 2010 года, после второго провала в районе Березниковско-Соликамского узла, часть объектов железнодорожной инфраструктуры станции Березники, которая попала в опасную зону, была исключена из работы и демонтирована. Станция Березники перестала осуществлять перевозочную деятельность в полном объёме. Все 14 путей пассажирского, грузового и сортировочного парков были укорочены на треть и стали тупиковыми. Из-за отсутствия гарантий обеспечения безопасности движения поездов, вследствие неустойчивости земной поверхности, на объектах железнодорожной инфраструктуры восстановление пассажирского движения по станции не представлялось возможным.

В июле 2013 года Министерство транспорта РФ приняло решение о необходимости закрытия станции Березники и переносе грузовой работы на станцию Заячья Горка (19 марта 2014 года вышел Приказ Федерального агентства железнодорожного транспорта №97 о полном прекращении производственных и иных операций на станции Березники).

Вследствие непредсказуемости динамики природно-техногенной аварии 1 октября 2013 года здание вокзала Березники было законсервировано (консервация предусматривает сохранение всех систем жизнеобеспечения здания).

Фактическая списочная численность сотрудников вокзала Березники составляла 11 человек. Всем сотрудникам были предложены вакансии для трудоустройства в структурных подразделениях ОАО “РЖД”, находящихся в данной местности. Двое перевелись на другой вокзал Свердловской региональной дирекции, один вышел на пенсию. При увольнении по сокращению (8 человек) были соблюдены все социальные гарантии.

В настоящее время здание вокзала пустует, его перспективы напрямую связаны с развитием событий в зоне проседания грунта».

Как говорится, почувствуйте разницу. По словам экс-директора березниковского вокзала Ольги Прохоровой, в системе российских железных дорог убыточных вокзалов много, но они работают, поскольку закрой их – и на сотни километров вокруг не будет места, где можно приобрести билет на поезд. Есть вокзалы, где ходят всего одна-две пары поездов, например, в ближайшем от нас Соликамске курсирует только поезд «Соликамск-Екатеринбург», да и то через день. Есть такие, к которым поезда вообще никогда не ходили, и они заняты тем, что оказывают услуги. Теперь, оказывается, дырка в земле во всём виновата…

ПОЕДЕМ В ОБХОД?
Полагаем, что сейчас немало наших читателей готово задаться вопросом: «Эй, но у нас же специально для этого построена 53-километровая объездная ветка, чтобы из Березников можно было отправлять поезда! И вообще, почему сейчас, чтобы сесть на поезд, нужно ехать автобусом даже не до Шишей, как раньше, а в Яйву или Соликамск?»

И действительно уже после провала от станции Березники ходили так называемые рельсовые автобусы в сторону Соликамска. Почему бы тем же путём не отправлять пассажирские поезда? Особенно если учесть, что от всех подвижек окрестного грунта здание вокзала никак не пострадало. Но и на этот вопрос у Свердловской железной дороги (СвЖД) есть аргументированное возражение:

«При рассмотрении вопроса организации пассажирского движения в Верхнекамье, после серии провалов в районе станции Березники, учитывалось несколько факторов, и прежде всего технические условия, пассажиропоток, возможность добраться до железнодорожных станций для посадки в поезд альтернативными видами транспорта.

С учётом этих условий пассажирский поезд №684/683 следует по маршруту Соликамск-Чусовская (с прицепкой вагонов на станции Чусовская к поезду №602 до Екатеринбурга). Конечным пунктом прибытия/отправления состава является именно станция Соликамск, до которой жители города Березники могут доехать на автобусе. Точно так же, как и до промежуточной станции участка – станции Яйва.

Станция Березники-Сортировочные не может быть включена в систему организации движения этого поезда по причине отсутствия прямого сообщения со станцией Соликамск».

БИЛЕТЫ С ИНТЕРНЕТОМ И БЕЗ
Выяснив все технические вопросы, давайте, положа руку на сердце, признаемся, что в последние годы своей работы железнодорожный вокзал горожанам был нужен действительно не столько для того, чтобы с него куда-то отправляться, а чтобы там приобретать билеты без переплаты. С закрытием вокзала такая возможность оказалось значительно ограниченной.

Упомянутая в объявлении о закрытии вокзала касса в «ОранжМолле» является, согласно справке СвЖД, подразделением железнодорожного агентства Уральского филиала ОАО «ФПК» в г. Березники. Работает она лишь с 6 до 19 часов. В ней предоставляются услуги по оформлению, возврату проездных документов, предоставлению справочной информации и прочие услуги. Но, в отличие от касс железнодорожного вокзала, не бесплатно. За оформление одного билета на поезд взимается комиссия 50 рублей, за его возврат столько же. Если брать билеты с пересадками, да туда-обратно, да на всю семью, комиссия может составить не одну сотню рублей.

Впрочем, если пользоваться услугами по бронированию билетов, которые предоставляют иные билетные кассы Березников и ряд туристических агентств, то выйдет ещё дороже, поскольку там комиссия за билет достигает 200 рублей.

В ответе СвЖД на этот счёт уточняется, что приобрести билеты на поезд без комиссии можно в кассах ближайших от Березников станций – в Соликамске и Яйве. Посетив вечером оба вокзала, журналист «Городской» отметил, что очереди в кассы не превышают десятка человек даже в вечерние часы. Причём березниковцев среди тех, кто стоял к окошечкам касс, не оказалось. И это логично, поскольку тратить минимум 120 рублей (это билеты на автобус; во сколько обойдётся бензин, если ехать на автомобиле, сказать не берёмся) и больше часа времени, чтобы купить билеты в Соликамске, или 150 рублей и 2,5 часа, чтобы сделать то же самое в Яйве, мало кто решится.

Отметим, что всё вышесказанное относится к традиционным билетам, напечатанным на привычных бланках оранжевого цвета. Которые нужны разве что людям, ностальгирующим именно по такому виду проездного документа, да командированным из организаций, которые ещё не освоили работу с электронными билетами.

После закрытия вокзала, помучавшись с приобретением бумажных билетов в кассах посредников, немало березниковцев пришли к варианту приобретения билетов на поезд онлайн через сайт РЖД. Мало того что таким образом можно купить билет без комиссии, так он ещё может обойтись дешевле, чем в кассе вокзала, поскольку есть возможность попасть в определённые акции скидок, о которых обычно не знаешь. Плюс к тому у РЖД есть своя бонусная программа, позволяющая накапливать баллы за каждую поездку и потом обменивать их на бесплатные билеты.

Для того чтобы начать покупать билеты через Интернет, нужно пройти регистрацию на сайте РЖД (www.rzd.ru), иметь банковскую карту, поддерживающую функцию покупки в Интернете, и внимательно изучить на том же сайте в разделе «Пассажирам» правила приобретения и возврата билетов. Потому что любая ошибка при оформлении может стоить вам немалых проблем при посадке в поезд. Да и вернуть деньги за электронный билет не так просто, как за бумажный.

Впрочем, учитывая, что приобретение билетов на поезд через Интернет теперь у березниковцев остаётся одним из основных способов получения проездного билета на железнодорожный транспорт, «Городская газета» чуть позже обязательно вернётся к подробностям и нюансам этой технологии. Здесь и сейчас на это просто не хватит места.

МНЕНИЕ ПО ПОВОДУ
Ангелина Толстых: «Я не считаю проблемой отсутствие вокзала, поскольку всё равно большей частью езжу из Перми. Единственный большой минус в связи с этой ситуацией в том, что исчезло пригородное железнодорожное сообщение, много людей в связи с этим испытывают ряд неудобств».

Андрей Смирнов: «Купленный в Интернете билет надо где-то распечатать, а если негде, придётся искать, как это сделать в Перми. Иначе отчёт о командировке не примут. К тому же с электронной регистрацией можно хорошо пролететь. Ситуация: вы купили билет через Интернет, прошли электронную регистрацию, сели в транспорт и поехали на вокзал. По какой-либо причине (проблемы с транспортом и т.д.) вы опоздали на поезд. Ни копейки не получите за билет».

Светлана Коршунова: «Муж железнодорожник, плюс 4 сына-школьника. Как вы Интернету объясните, что 3 человека едут бесплатно, два школьника по школьной справке за 50 процентов и только один билет за полную стоимость для меня? А если через агентство, то накрутка на 6 человек приличная туда и обратно получается. Подводя итог событиям последних 9 месяцев, можно констатировать, что глобальной трагедией закрытие железнодорожного вокзала для города не стало, поскольку было ожидаемым. К его последствиям горожане так или иначе приспособились. Да, осталось немало тех, кто недоволен изменением привычного алгоритма взаимоотношений с железнодорожной системой. Но вы знаете хоть одно событие, решение, которым были бы довольны абсолютно все?..»


Опубликовано: «Городская газета» (г. Березники, Пермский край)
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс