Физкультурные бедки

Текст: Наталья Новожилова

Спортивную секцию ему заменяют видеоигры, а упражнения с гантелями – компьютерное «железо». Как расшевелить современного ребёнка, часами сидящего без движения? Что делать с «поколением дистрофиков», с которым ещё помучаются военкоматы и воинские части?

Учитель физкультуры школы №3 Марина Коротаева ведёт этот предмет в начальных классах уже более двадцати лет… О том, насколько «физкультурными» были дети раньше и сейчас, она знает не понаслышке.

– Скажите, заметна разница в уровне физической подготовки учеников нынешних и тех, которые ходили в школу 20 лет назад?
– Да, дети изменились, и это заметно. Сейчас на уроках физкультуры планка сильно снижена. Я вспоминаю, как я работала в 90-е годы. Это было тяжёлое время, мы, можно сказать, выживали. Технические базы были намного хуже, у нас элементарно не было мячей, в магазине не было инвентаря, но дети были физически здоровее. У них было желание заниматься, у них глаза горели, им было интересно. На любые соревнования от желающих не было отбоя. Поэтому на городских соревнованиях мы всегда были среди победителей. А если посмотреть на сегодняшних детей… Нет, я не могу сказать, что они стали хуже, но они другие. Сейчас работать легко с теми, кто бегает во дворе и занимается в секциях. У них заметна положительная динамика на уроках, они быстрее обучаются. Остальных же очень трудно раскачать.

– И как же вы работаете с нынешними детьми, есть какие-то особые подходы?
– Я считаю, что всё зависит от учителя. Всё равно в любой ситуации, в любое время можно найти подход к каждому ребёнку, к каждому родителю. Пока существуют какие-то взаимные недопонимания, упрёки и обиды, ничего не добиться. Я всегда очень плотно работаю с родителями, звоню, приглашаю на беседы, в секции. Если дети и стали слабее физически, зато они разбираются в компьютерах лучше, чем я в телефонах. И я не стесняюсь обращаться к ним за помощью, они всегда помогут. И с флешкой, и с секундомером разобраться. А вообще, год на год не приходится. Один год бывает сильный набор, другой – не очень. Дети очень разные по характеру. Один набор первоклассников – лёгкие на подъём, старательные, с другим, бывает, работаешь с надрывом. Тут и семейное воспитание много значит, и пример взрослых, даже спортивные звёзды, на которых ориентируются ребята.

– Многим умным ребяткам тяжело на уроках физкультуры, они не справляются, и это портит их общую картину успеваемости. Может, им и не нужна физкультура или, скажем, не так важна?
– Урок физкультуры обязательно нужен. Три раза в неделю – это хорошо, 5 раз – это вообще был бы идеальный вариант. Наши дети очень мало двигаются. Многие ведь сейчас даже не гуляют. Вы только посмотрите в окно – там пусто. Все сидят за планшетом, компьютером. Если ещё и уроки физкультуры отменить – что же будет? А что касается оценок... В первых классах мы их не ставим, мы только обучаем детей, да и вообще, я не сижу на нормативах, не требую их безусловного выполнения. Хотя стремление заниматься у ребёнка обязательно надо развивать. У меня вот есть жетончики. Прыгнул до определённого уровня – получил один жетончик, прыгнул дальше – ещё один. А в конце урока видно: у кого-то три жетончика, а у кого-то ни одного. Хотя сейчас мы ни в коем случае детей не сравниваем между собой. Мы смотрим его первоначальные результаты, и именно свои результаты он со временем должен улучшать. А не так, что тот мальчик бежит быстрее – значит, он молодец. Бывает, конечно, когда учащийся – отличник по всем предметам кроме физкультуры, и вот приходят родители, начинают выпрашивать для него хорошие оценки. Идти у них на поводу нельзя, просто нужно уделить больше внимания такому ученику, поработать с ним индивидуально, чтоб он эту хорошу оценку действительно заслужил.

– Часто родители жалуются на уроки физкультуры, которые проходят на лыжах. Приходится покупать эти самые лыжи, через день таскаться с ними бедному ребёнку в школу, так как оставлять их негде.
– Нет, у нас с этим особых проблем нет, по крайней мере, мы стараемся решить такие вопросы по мере их появления. Кому далеко носить, оставляют лыжи у меня. Была коморка под лестницей, потом как-то выделяли нам кабинет, правда, очень неудобный, но всё же мы находили место, где можно оставлять лыжи. И хотя сейчас учитель сам вправе выбирать, что преподавать детям (если учитель волейболист, то он может все четыре четверти преподавать волейбол), я считаю, что лыжная подготовка нужна обязательно. Даже если ребёнок не добьётся каких-то результатов в этом, просто будет прогуливаться на лыжах – это уже очень полезно. Я недавно подсчитала, сколько у меня дети в 5 классе прошли на лыжах за 10 уроков. Один мальчик одолел 43 км, другой – 41 км, а девочка, у которой специальная группа по зрению, – 33 км. И радовались мы этим результатам вместе с детьми. Хотя с лыжами у нас есть одна очень большая проблема.

– В чём она заключается?
– Но я ещё и тренер в лыжной секции. Мы с ребятами часто выезжаем в Новожилово, но не можем доехать нормально, покататься на лыжах. Мы добираемся на автобусе №40, но скоро его отменят и нам опять придётся ездить на автобусе №18. А остановки там толком нет, автобус идёт в сады, останавливается как попало на обочине, где грязь и лужи, очень страшный переход. Несколько лет назад там уже был смертельный случай, когда на девочек из школы налетел Камаз. И куда я только ни обращалась с этой проблемой – ничего не меняется. Мэр обещал разобраться, но нарисовали там только «зебру», которая через полгода стёрлась. Но нам необходим нормальный переход и остановка, где можно было бы спрятаться от дождя. Мы летом на площадках два раза в неделю выезжаем в Новожилово. И отряд у нас человек по 20. Сколько мы слов нехороших каждый раз выслушиваем от садоводов, даже вспоминать об этом не хочется. Словно мы специально ездим туда, чтоб им мешать. И что делать, уже не знаю, в какие двери стучаться.

– Понятно. И всё-таки, возвращаясь к главной теме нашего разговора, что вы посоветуете родителям нынешних школьников, как им расшевелить своих детей, сделать их более спортивными?
– Самое лучшее – отдать парня или девочку в спортивную секцию. Ну а если нет такой возможности или он категорически этого не хочет, стараться, чтобы ребёнок больше бывал на природе, брать его в походы, выезжать в лес, на речку. Сделать дома турник, просто чаще проводить выходные на лыжной базе, а летом на стадионе. Других рецептов, как вырастить нашу молодёжь крепкими, здоровыми людьми, я не знаю.

ПОЧЕМУ В ШКОЛЕ НЕ ПОПУЛЯРНА ФИЗКУЛЬТУРА?
Денис Аникеев, тренер-преподаватель:
– С физкультурой в школе действительно беда. С распадом Советского Союза были потеряны все нормы, урок физкультуры стал дополнением к образованию. Сейчас учитель – это абсолютно бесправное существо в школе, который вроде как должен выполнить программу. Детям объясняют их права, но никто не объясняет их обязанности. А у учителя наоборот: обязанностей куча, а прав... Эта ситуация пагубна сказалась вообще на любых занятиях. Да, нужно заинтересовать ребёнка. Но нужно и понимать менталитет наших детей. Был в прошлом году на занятиях, пригласили провести самооборону для детей старших классов. Мне с ними страшно было заниматься. Это «нездоровые», совершенно неспортивные дети. На них больно смотреть. И когда мы начинаем разминку, вмешивается преподаватель физкультуры, он их ограничивает и говорит: «Что ты делаешь, ты же недавно ломал руку». Хотя ученик отвечает, что прошёл уже год. «Тебе нельзя, ты бегаешь, ты задыхаешься». И это говорит учитель физкультуры, забывая о том, что воспитание тела, воспитание духа всегда идёт через преодоление. Если человека не учить, он ничему не научится. Касаемо всего. И весь тот урок физкультуры был сведён к тому, чтоб учителя не наказали.

Нормы ГТО, которые сейчас вводятся в стране, это замечательно. Но как они будут связываться с нынешним образованием. Мы создали у людей потребительское отношение. Клиент всегда прав. Но когда ты приходишь в больницу, не говоришь же доктору: «Сделайте мне такой наркоз, а не такой. Я прав, я же клиент». Почему происходит по-другому в образовании?

Елена Физяева, мама старшеклассника:
– В школьной программе есть три предмета, которые, с моей точки зрения, никак не могут оцениваться по существующей стандартной системе. Объясните мне, каким образом можно оценить на «пять», «четыре» или любую другую оценку умение ребёнка рисовать? А петь? То же самое — с физкультурой.

Судя по тому, что я, как родитель, наблюдаю уже на протяжении восьми лет как минимум (первый класс в расчёт не беру, там всё-таки к таким предметам относятся иначе), во главе угла для преподавателя стоят нормативы, а всё остальное — личные проблемы школьника и его родителей.

В начальной школе это, может, и воспринимается нормально, но в девятом классе… Пытаюсь понять, почему сын (спорт-смен, между прочим, не пропускающий ни одной тренировки без уважительной причины) так упорно прогуливает физкультуру. Получаю ответ: «Скучно». Каждый урок – или нормативы (единые для всех, неважно, кто из ребят действительно что может), или игра в волейбол, который сыну как вид спорта просто безразличен. Результат: прогулы, двойки «за отсутствие» — формы, ребёнка на уроке без уважительной причины и так далее. Но осуждать сына я, убейте, не могу. Преподаватель физкультуры — это прежде всего преподаватель. Который, насколько я помню своё преподавательское и тренерское прошлое, так же, как и прочие учителя, должен готовиться к уроку, составлять план, программу и так далее. Но почему-то даже зимой, когда физкультура — на лыжах, занятия сводятся к тому, что школьников отправляют по одному и тому же маршруту, за прошлые годы исхоженному вдоль и поперёк.

Кажется, изначально увеличение часов физического воспитания в школьной программе было предпринято для того, чтобы дети стали более здоровыми и развитыми физически. На деле получается: школьники на уроках «отбывают принудку». А занимаются спортом и приобщаются к здоровому образу жизни где угодно, но только не в школе.

Ирина Грознова:
– Дети стали ленивыми, основное развлечение – компьютер и социальные сети. Конечно, это не их вина, но заканчиваются такие увлечения довольно плачевно. Ожирение, болезни, о которых раньше в детском возрасте вообще не задумывались. Это нам раньше физкультура была в радость. Я помню, мне вообще нравилось двигаться, играть, бегать намного больше, чем сидеть, скрючившись за партой по полдня. И со временем я поняла, что спорт должен быть обязательно 2-3 раза в неделю, иначе человек становится рохлей.

И сейчас, когда у меня подрастает ребёнок, я это понимаю отлично. Поэтому у нас постоянно: велосипед, толкар, санки, снегокат, два десятка мячей, по мелочи спортивные игрушки присутствуют в детской. Собираемся ставить спортивный комплекс. Обязательно активные прогулки в выходные, это уже как правило. Купание, бассейн. Стараемся, чтобы у ребёнка было настоящее активное детство.


Опубликовано: «Городская газета» (г. Березники, Пермский край)
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс