Снова в небо!

Некоторыми секретами авиамоделизма салдинец Андрей Перминов поделился с нашим корреспондентом Евгенией Симоновой.

Текст: Евгения Симонова

Андрей Перминов – авиамоделист и конструктор. Свою первую модель самолёта он изготовил в семилетнем возрасте. Сегодня инженер-конструктор ВСМПО разрабатывает для производства разное нестандартное оборудование. Но, переступив проходную завода, он спешит домой и садится за изготовление очередного планера.

С Андреем мы познакомились буквально накануне Дня космонавтики во время его отпуска в санатории-профилактории «Чайка». Казалось бы, приехал - отдыхай. Но и здесь авиамоделист не расставался со своим любимым делом и на удивление всем отдыхающим запустил самодельного крылатого красавца высоко в небо.

Андрей Перминов: «Видимо, моя любовь к планерам была определена кем-то свыше. В первом классе пошёл заниматься в кружок авиа-моделирования да так там и остался. Прекрасно помню свою первую собранную, но ещё не радиоуправляемую модель - планер класса А-1. Весила она граммов 500 и запускалась, как змей, против ветра. Ну а самый лёгкий самолёт весил всего 2 грамма: каркас из бальзовых тоненьких реечек, обтянутый микроплёнкой. Сегодня я могу собрать любой самолёт, используя современные прочные и лёгкие материалы, такие, как стеклоуглепластик, бальзовые панели и другое».

В своё время Андрей Перминов собрал модель самолёта, внутри фюзеляжа которого встроил резиномотор - резиновый жгут весом 40 граммов, который перед стартом закручивается, и эта энергия используется для взлёта. Потом лопасти пропеллера складываются вдоль фюзеляжа, чтобы уменьшить сопротивление, и он планирует.

У резиномоторного самолёта было шесть систем управления полётом. В их числе задержка вращения мотора на старте, флюгирование лопастей, отслеживание вращающего момента, перебалансировка стабилизатора и принудительная посадка для завершения полёта.

Когда Андрей рассказывает о своём увлечении, его глаза прямо светятся! А на вопрос, почему же он не стал лётчиком при такой горячей любви к самолётам, ответил, что не позволило здоровье. Однако этот факт не помешал ему получить профессию инженера-механика по самолётостроению на самолётостроительном факультете в Новосибирском институте и впоследствии стать конструктором. После окончания НГТУ в 1989 году молодого специалиста направили в Верхнюю Салду, в филиал Ухтомского вертолётного завода им. Н.И. Камова.

Андрей Перминов: «С тех пор здесь и прописался - женился, пустил корни. У меня уже взрослые дети: дочка - фотограф, сын пока ещё учится в институте. Можно поставить точку, но ставлю запятую, потому что ещё не сбылась главная мечта - хочу полетать на настоящем планере. Сейчас можно пойти в лётную школу, где за деньги научат летать. Да-да, не удивляйтесь, сам ещё ни разу не управлял крылатым аппаратом. Был всего пару раз пассажиром дельталёта. Хочется самому в руках штурвал подержать. Но больше всего привлекает полёт планера. Это самое красивое, что я видел в своей жизни!»

Мечта влюблённого в небо Андрея обязательно сбудется. А пока в его планах - подготовка ещё одного радиоуправляемого планера, который по размерам будет больше того, что летал над санаторием «Чайка», но, к досаде конструктора, сломал крыло.

Андрей Перминов: «Получилось так, что создал нагрузку, которую он не мог выдержать. Ради восторгов собравшихся зрителей разогнал свою «птичку» слишком сильно. Очень быстро летел, поэтому крыло не выдержало, сломалась консоль. Впредь буду осторожней».

До поломки гордая птица с размахом крыла 2,5 метра радовала своего хозяина своим полётом в воздушных потоках, поднимаясь на высоту до 1000 метров и оставаясь в воздухе по полтора часа. «Это очень интересно! – восклицает авиамоделист. - Бывало, что к моему самолёту подлетали разные хищные птички. Кружились рядышком, в хвосте пристраивались - такие любопытные! В прошлом году с планером в одном потоке кружились сразу шесть птиц. В этом есть какая-то магия!»

Это каким же надо быть виртуозом, чтобы с земли держать в воздушном потоке свой самолёт так долго! Контролировать руль высоты, руль направления, закрылки, двигатель. Поверьте, это гораздо сложнее, чем управлять автомобилем!

Оказалось, что искусству такого управления полётом тоже можно научиться. Для получения первоначальных навыков есть учебный тренажёр - компьютерный симулятор. Чтобы не разбить настоящую модель во время первого запуска, новичок сначала подключает настоящий пульт управления к компьютеру и отрабатывает полёты на мониторе. Андрей тоже использовал такую программу. Но всё-таки, по его мнению, самостоятельное управление моделью в небе даёт совсем иные непередаваемые ощущения!

Андрей Перминов: «В своём увлечении я не одинок: в нашем доме есть еще один человек, который тоже «заражён» этой болезнью - желанием летать, и ещё несколько человек в Салде, которые занимаются моделированием. В городе работает авиамодельный кружок. Но чтобы заниматься этим делом, нужны немалые деньги на приобретение материалов. Поэтому мой совет начинающим моделистам - привлекайте на свою сторону единомышленников и кооперируйтесь с ними. Авиамоделизм – недешёвое удовольствие, но доставляет массу неописуемых эмоций, и для тех, кто хочет этим заниматься, назову ориентировочную сумму - от 30 до 40 тыс руб. Сама модель будет стоить 6-7 тысяч, а всё остальное - начинка для радиоуправления: пульт, аккумуляторы, зарядное устройство. Конечно, в итоге всё будет зависеть от сложности модели».

Сейчас Андрей Перминов мечтает в своей домашней мастерской изготовить модель с размахом крыла 7 метров. К слову, его планеры могут выполнять фигуры высшего пилотажа, но они для этого не предназначены. Авиамоделист объясняет, что есть разные классы планеров. Кто в первых рядах по изготовлению современных планеров, тот использует суперсовременные материалы, обладающие высокой прочностью и при этом малым весом. Это позволяет сделать модель, развивающую скорость больше 600 км/час.

Для таких сверхскоростников проводятся соревнования - кто быстрее пролетит базу, выполнит определённое количество кругов, в нужное время совершит точную посадку. У Андрея нет тяги к участию в соревнованиях, но он гордится, что наши соотечественники всё чаще заявляют о себе победами. На двух чемпионатах мира по пилотированию радиоуправляемых моделей-копий реактивных самолётов Jet World Masters победителем стал россиянин Виталий Робертус с точной копией самолёта Як-130. «Поэтому для таких фанатов, как мы, желание летать - это не пустые слова», - добавил в конце нашей беседы человек, влюблённый в небо.


Опубликовано: газета «Металлург» (г. Березники, Пермский край)
Фото из архива Андрея Перминова и Риммы Колоснициной
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


березниковцы