На добрую память… с возвратом

«Не делай добра – не получишь зла». В справедливость этой поговорки верить не хочется, но жизнь доказывает, что, как ни грустно, дело иногда обстоит именно так.

СПОРНЫЕ ПОДАРКИ
Подарок подарку – рознь. Одно дело – будильник на день рождения от широты души, из рук в руки, и совсем другое – движимость, а тем более недвижимость, подарение которых оформляется через нотариуса, через регистрационную палату. Бывает, что, сделав такой подарок, человек вдруг начинает сожалеть об этом. Что тогда? Можно ли дать делу обратный ход? Для этого стоит рассмотреть пару примеров.

Иван Иваныч – владелец старинных бронзовых часов с амурами-психеями и хрустальным боем, передающихся в семье из поколения в поколение. А внук хозяина этой драгоценности так и норовит снести их в скупку. Иван Иваныч, чтоб сберечь наследство пращура, гусара-мародёра, передал их, от греха подальше, в дар другому внуку, сопроводив соответствующей нотариальной бумагой. Мол, владей, Авдей, нашей Малашей, береги да сохраняй для грядущих поколений. А новый собственник часиков, возьми да отоварь ими в воспитательных целях свою супружницу промеж крыльев! А потом в лоб, а потом ещё по… Ну, разве можно этак-то с семейной реликвией? Пошёл Иван Иваныч в суд с просьбой отнять свой дар у внука, который им распоряжается без должного трепета и использует отнюдь не по назначению. В этом случае на основании справок о вреде, который нанесён с помощью подаренных часов здоровью воспитуемой гражданки, о наличии шишек и вмятин на её туловище, возникших от соприкосновения с бронзовым раритетом, и прочих доказательств «нецелевого» использования подарка, суд вполне может эту просьбу удовлетворить – вернуть вещь прежнему собственнику, лишив внука-драчуна права собственности на неё.

Точно так же даритель гаража, чтобы «машинка не мокла», может вернуть его через суд, доказав, что одаряемый балбес, вместо того чтобы хранить в нём транспортное средство, ту самую машинку, гонит в гараже самогон. И шуба, дорогая сердцу бабули, ввиду выезда в ней на первый бал в дворянском собрании города Конотоп, будучи подаренной праправнучке, может вернуться к дарительнице, если она докажет, что шуба используется не по прямому назначению, а как подстилка для бультерьера или носилки для картошки. То есть совсем не так, как предполагал даритель, принося бесценную для себя вещь в дар кому-то.

Одним словом, отменить сделку дарения можно, но только имея на вооружении железобетонные аргументы.

ПРИМЕР ИЗ КЛАССИКИ
Когда же речь идёт об отмене дарственной на квартиру, такие аргументы найти крайне трудно, почти невозможно. И тогда, человек, совершивший великое, но опрометчивое благодеяние, передавший кому-то право собственности на жильё, может попасть в беду.

«– Неужели ты всё своё именье без остатку дочерям предоставляешь?
– Вестимо, без остатку.
– Ну, а ты сам… где будешь жить?..
– Как где? У себя в доме, как жил доселючи… так и впредь. Какая же может быть перемена?
– И ты в дочерях своих и в зяте так уверен?
– …Да они меня, дочери то есть, по гроб поить, одевать, обувать… Помилуйте! Первая их обязанность!».

Этот диалог произошёл между Мартыном Петровичем Харловым, помещиком богатым, властным и грозным, хлебосолом и самодуром, и помещицей, владелицей соседнего имения, в канун дня, когда Харлов передал своё имение двум дочерям в полное и вечное распоряжение. Подарил.

Закончилась эта история, описанная Тургеневым в «Степном короле Лире», как известно, трагически. Вопреки убеждению Харлова, что «родительскую волю дочерям моим исполнять и наблюдать свято и нерушимо, яко заповедь; ибо я после Бога им отец и глава», сбылось предречение одного из героев этой истории, о том, что дочки своего дарителя-благодетеля «голой спиной… да на снег!»

Трагедия эта описана почти полтора века назад, а что изменилось?

И сегодня то и дело мы становимся свидетелями печальных ситуаций, когда старики, имевшие неосторожность облагодетельствовать своих детей или внуков, подарив им своё жилье, становятся бездомными и нищими.

Одаренные потомки-подонки, став хозяевами квартиры, вышвыривают на улицу своих дарителей как ненужный скарб, не желая помнить, чем им обязаны. Помешать этому нельзя – всё по закону: сделка дарения, оформленная в установленном порядке, практически не имеет обратного хода, во всяком случае, бывает это крайне редко.

КАК У ХРИСТА ЗА ПАЗУХОЙ
В редакцию пришла пожилая женщина-инвалид Анна Павловна, и поведала такую невесёлую историю. Лет пять назад она заболела. Несколько раз «скорая» отвозила её в больницу, где её подолгу лечили в стационаре. Диагноз – болезнь с непроизносимым названием, которая развивается вследствие хронической мозговой сосудистой недостаточности. Среди множества проявлений этого заболевания – головные боли, головокружения, обмороки, эмоциональная неустойчивость, возникновение фобий, расстройства памяти, а также слабодушие. В толковом словаре психиатрических терминов сказано, что слабодушие – это, в том числе, ослабление памяти и внимания, эмоциональная лабильность, непереносимость к сильным внешним раздражителям. Больные часто испытывают обман чувств, плохо отличая его от реальных переживаний. Возможно, именно слабодушие и стало причиной всего, что произошло дальше.

Анна Павловна, узнав о своём диагнозе, испугалась, что жить ей осталось недолго, и поделилась своими переживаниями с родственниками. Её тут же взяли в оборот сноха и её мать. «Тебя не станет, а квартира пропадёт! – в один голос жужжали они. – Подари её внуку, пусть хоть он попользуется». «Может, завещание…» – слабо вопрошала Анна Павловна. «Дарственную, только дарственную! – зудели охмурительницы. – А уж мы тебе за это… И за квартиру платить, и ремонт, и воды подать, и яблочко на тёрке… Ни в чём отказа тебе не будет, будешь жить, как у Христа за пазухой!».

– У меня голова раскалывалась от боли, в глазах темно, ноги еле ходят, я толком и не помню, как было, – говорит Анна Павловна. – Они и документы готовили, и привозили-увозили меня куда надо, показывали, где подпись поставить…

Так её приватизированная квартира стала собственностью несовершеннолетнего на тот момент внука.

ПОМАТРОСИЛИ И БРОСИЛИ
А потом оказалось, что за квартиру родня платить не собирается, ремонтировать её – тоже, и все остальные посулы – лишь слова. Тогда бабуля стала просить отменить сделку, вернуть ей право собственности на жильё, но не тут-то было, получила она, как говорится, от ворот поворот. Разве могло быть иначе? А здоровье между тем не улучшается, а на пенсию оплачивать «коммуналку» и лекарства всё трудней, и женщина обратилась к адвокату с просьбой помочь ей отсудить право на собственное жильё. Адвокат с дорогой душой взялся представлять её интересы в суде, оценив свои услуги в трёхмесячную пенсию старушки, и суд был успешно проигран. Проигран, несмотря на уверения Анны Павловны, что на момент заключения сделки она находясь в состоянии крайнего нездоровья, не могла уяснить сути подписываемых документов, не могла предвидеть последствий этой сделки – родные не выполнили своих обещаний относительно разного рода помощи, которую они клялись ей оказывать… Ведь это лишь слова, а их, как известно, к делу не пришьёшь.

БОЛЕЛ? ДОКАЖИ!
Вообще, по закону, сделка, совершённая гражданином, хоть и дееспособным, но находившемся в момент её совершения в таком состоянии, когда он был не способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной. Но факт болезни надо доказать. А лечащий врач сообщил суду, что, действительно, заболевание, которое обнаружено у Анны Павловны, может сопровождаться сильными и постоянными головными болями, но способность больного понимать и отвечать за свои действия может оценить только психиатр. Но за весь период лечения у лечащего врача не было оснований направлять больную к этому специалисту. Стало быть, она в период заключения сделки и оформления документов не может быть признана недееспособной. Во всяком случае, тех самых железобетонных аргументов, подтверждающих замутнённость сознания и невозможность адекватно оценивать происходящее, нет, и поэтому для отмены сделки «медицинских показаний» не имеется. Да и срок исковой давности, в течение которого эта сделка могла быть признана недействительной, истёк. По решению суда собственником квартиры остался внук Анны Павловны, которому она к тому же должна возместить расходы на оплату услуг представителя в суде в размере 17 тысяч рублей.

Все остались при своём – одаренный внук с бабушкиным подарком, а бабушка… Живёт, как жила, экономит на всём, выворачивает карманы, чтобы не иметь долгов за квартиру, чтобы хватило хоть на какие-то лекарства. Помощи ждать неоткуда, отношения с родными испорчены. Впрочем, из квартиры её не гонят. Пока.

ДРУГИМ НАУКА
Вы скажете, что всем пенсионерам приходится тяжко? Да, но у них есть крыша над головой. Своя, собственная. И никто не посмеет, не нарушив закона, выгнать их из родного угла, заработанного тяжким трудом, «голой спиной…да на снег».

– Сделки дарения жилья могут иметь самые драматические последствия, – говорит Наталья Аксёнова, старший помощник прокурора. – Человек, перестав быть собственником квартиры, становится практически бесправным. Новый собственник по закону может распорядиться жильём по своему усмотрению: продать, сдать в наём, потребовать, чтобы проживающие в нём не члены его семьи были выписаны и освободили жилплощадь. В таком случае даритель квартиры может оказаться бездомным. Поэтому пожилым людям, не очень хорошо ориентирующимся в законах, следует быть крайне острожными, когда им предлагают заключить сделку дарения квартиры. Более разумно заключить сделку пожизненной ренты. Наиболее часто встречающиеся названия, фигурирующие в шапке договора: договор ренты, договор купли-продажи жилого помещения с по- жизненным проживанием, как вариант – с пожизненным содержанием, а также с пожизненным иждивением.

Содержание получателя ренты может выражаться по-разному. Может быть оговорена определённая сумма, которую новый собственник обязан ежемесячно, в некий оговорённый срок, уплачивать получателю ренты. Равным образом получатель ренты может потребовать определённый набор товаров и услуг (продуктов, лекарств, лечебных мероприятий и т.д.) – такая форма обеспечения является защитой от инфляции. Разумеется, бывают и комбинированные условия ренты (деньги плюс товары и услуги).

Все обязательства, взятые на себя, плательщик ренты должен соблюдать в строгом соответствии с текстом соглашения, достигнутого при покупке квартиры. Иначе получатель ренты может обратиться в суд с жалобой на невыполнение условий договора и с просьбой о расторжении сделки. Суд рассмотрит дело по существу спора и, в случае установления попытки незаконного завладения квартирой, вынесет соответствующее решение.


Опубликовано: газета «Березниковский рабочий» (г. Березники, Пермский край)
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс