Как защитить свои права

В редакцию газеты «Неделя.ru» обращаются читатели с просьбами подсказать, какими правами в свете закона «О защите прав потребителей» они обладают в ситуациях, которые кажутся спорными. Мы суммировали наиболее часто встречающиеся вопросы и постарались дать исчерпывающие ответы.

Купил в магазине товар, но чек потерял. Товар оказался некачественным. Как мне следует поступить?
В соответствие со ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», вы имеете право предъявить требования, указанные в данной статье, даже без чека. Однако покупку этого товара в данном, конкретном магазине вам придется доказывать.

Согласно ст. 439 Гражданского кодекса РФ, факт заключения договора розничной купли-продажи подтверждается выдачей продавцом покупателю кассового, товарного чека или иного документа, который подтверждает оплату товара. Если все указанные документы отсутствуют у покупателя, то покупатель может ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора.

Что понимается под сроком службы товара?
Согласно ст. 5 Закона РФ «О защите прав потребителей», под сроком службы понимается период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность:
- использовать товар по назначению;
- нести ответственность за существенные недостатки.

Ответственность здесь заключается в том, что в случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявлять изготовителю требования о безвозмездном устранении этих недостатков. Однако требовать можно только тогда, когда потребитель докажет, что существенные недостатки возникли до передачи товара ему или по причинам, возникшим до момента этой передачи.

Необходимо отметить, что срок службы товара вправе устанавливать только изготовитель ( исполнитель), но не продавец. Этим правом продавец не обладает, так как он не имеет отношения к производственному процессу, поэтому не способен и не вправе определить предельный срок службы товара. Следовательно, срок службы товара, который установлен изготовителем (исполнителем), продавец не может уменьшить или увеличить.

Что нужно сделать потребителю для защиты своих прав? Каков порядок?
Сначала потребителю необходимо предъявить в письменной форме претензии продавцу (исполнителю) для того, чтобы защитить свои права и добиться их выполнения, что является досудебным порядком урегулирования спора. Если потребитель отказался добровольно удовлетворить законные требования потребителя, то потребитель вправе обратиться в суд.

Купленное недавно золотое кольцо не подошло по размеру. В магазине обменять кольцо на больший размер отказались, деньги не вернули. Правомерны ли действия продавцов магазина?
Магазин прав. Согласно общим правилам, потребитель всегда может обменять качественный непродовольственный товар на аналогичный, если он не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру. Такое право потребителя закреплено в ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей». Но в этом же законе сказано, что не все товары надлежащего качества подлежат обмену или возврату, и что перечень таких товаров дан в специальном Постановлении Правительства РФ. В соответствии с этим Постановлением изделия из драгоценных металлов относятся к товарам, не подлежащим обмену или возврату. В данный перечень также входят: предметы личной гигиены, парфюмерно-косметические товары, нижнее белье для детей и взрослых и некоторые другие предметы и вещи.

Законно ли предупреждение продавцов о том, что магазин не примет обратно купленный на распродаже товар, даже если он окажется ненадлежащего качества?
Такое предупреждение назаконно. Согласно статье 25 Закона РФ «О защите прав потребителей», покупатель вправе в течение 14 дней, не считая дня покупки, обменять непродовольственный товар надлежащего качества, не подходящий ему по форме, размеру, фасону, габаритам или комплектации, на подходящий. А при отсутствии такого — сдать товар продавцу. Что касается товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены при продаже, то право потребителя на возврат или обмен действует в течение всего гарантийного срока. А при его отсутствии — в течение двух лет. Ограничивать данные права потребителя, в том числе и в отношении товаров, реализованных на распродаже, продавец не вправе.

Необходимо ли оплачивать сломанный в магазине товар?
Если вы случайно повредили принадлежащий магазину товар, например, разбили бутылку вина, и это произошло до момента ее оплаты, то сотрудники магазина не вправе требовать у вас оплаты испорченного товара, поскольку это случайное повреждение имущества. Согласно ст. 211 Гражданского Кодекса РФ, риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором, соответственно, риск случайной гибели до оплаты товара на кассе несет магазин.

Можно ли вернуть исправный товар, если он не подходит по каким-либо показателям?
В соответствии с законодательством по защите прав потребителей, покупатель вправе обменять товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, если указанный товар не подошел по форме, габариту, фасону, расцветке, размеру или комплектации в течение 14 дней, не считая дня покупки. Но при этом должны быть сохранены товарный вид, фабричные ярлыки и товар не должен быть в употреблении.

Однако из этого правила есть исключения: товары, указанные в перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55, обмену не подлежат.

В какой суд необходимо обращаться при нарушении прав потребителей?
Нарушение вашего права вы можете оспорить в мировом (при цене иска, не превышающем 50 000 рублей) или в районном суде. Иск по защите прав потребителей вы можете предъявить в один из судов по вашему выбору:

  • по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель — его жительства;
  • жительства или пребывания истца;
  • заключения или исполнения договора.

Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

Исковое заявление можно подать лично через канцелярию суда либо отправить по почте (заказным письмом с уведомлением о вручении). Посылая документы по почте в суд, сохраняйте почтовую квитанцию.Свои вопросы в редакцию вы можете направлять по адресу: г. Березники, Чуртанское шоссе, 75, тел. 239-761, факс. 239-359, или по электронной почте - Е-mail: nedelya-ru@yandex.ru


Опубликовано: «Неделя.RU»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


вопрос-ответ