Его величество Театр

В Березниках два муниципальных театра. Так сложилось, что судьба у них кардинально противоположная. Один обласкан вниманием властей и деньгами, другой не может похвастать ни тем и ни другим. Если содержание Березниковского драматического театра обходится городской казне в 26 миллионов рублей, то в «Бенефис» вложено в четыре раза меньше. Тем не менее березниковский театр для детей и молодёжи «Бенефис» готовится отметить свой десятилетний юбилей. С какими результатами подошёл к этой дате театр, рассказывает художественный руководитель «Бенефиса», заслуженный артист России Александр Староскольцев.

- Театр «Бенефис» появился потому, что десять лет назад часть труппы березниковского драмтеатра не захотели покидать сцену во дворце культуры имени Ленина и переходить в культурно-деловой центр. Почему вы решились на такой шаг?
– Потому что сцена во дворце имени Ленина единственная не только в Березниках, но и во всём Верхнекамье отвечает всем требованиям театрального искусства. Нигде нет такой акустики. Нигде нет шахты такой глубины. Если высота задника составляет десять метров, то на десять метров, а то и больше он уходит вверх. Я думаю, что тот, кто проектировал и строил это здание, был человеком влюблённым в театр, потому что у него получилась абсолютно театральная сцена и зал.

– В буклете, который был издан к пятилетнему юбилею «Бенефиса», вы упоминаете, что на этой сцене работал ленинградский ТЮЗ, известные советские артисты Бруно Фрейндлих, Георгий Бурков, Василий Меркурьев и другие. Очевидно, что вам очень важно подчеркнуть, на какой сцене работают сейчас артисты «Бенефиса».
– Конечно, важно. Это здание, эта сцена, этот пол чувствовали прикосновения больших людей. И получилась намоленная сцена. Анатолий Эфрос говорил, что после каждой репетиции уборщица выметает со сцены нервы артиста. Вот это самое главное. И вот почему театр, как коллектив, должен быть в здании один. Стены, пол, кресла – всё впитывает энергию актёров. И зал отвечает особым звуком. Но стоит другому коллективу поработать на этой сцене, как аура уходит, потому что другие люди ставят перед собой другие цели и задачи. И нам, артистам, нужно приложить определённые усилия, чтобы восстановить её. Поверьте, это не выдумки и не мистика.

– Очевидно, что будущее «Бенефиса» в значительной степени зависит от того, как решится вопрос с помещением. Управление культуры рассматривает вопрос о выделении вам сцены в Доме учителя.
– Как вариант сценической площадки, на которой можно показывать выездные спектакли для определённой категории зрителей – почему бы и нет. Но не более того. У меня есть давняя и дерзкая мечта: сделать в пристрое к зданию Дворца культуры камерный театр. Есть даже проект планировки интерьера такого театра. Проект предусматривает отдельный вход, благоустройство прилегающей территории – скамеечки, фонари и т.д. Но для этого как минимум весь пристрой должен быть передан муниципалитету в длительную аренду. Только при таком условии город согласится вкладывать деньги. Пока решение вопроса, так сказать, подвисло.

– «Бенефис» – это театр в первую очередь для детей и молодёжи. Артисты не устают играть зайчиков, мышек и котиков?
– Во-первых, мы сами сделали этот театр. Мы сами этого хотели, и тут жаловаться не приходится. Хотя, по большому счёту, в больших театрах зайчиков и кошечек играют начинающие артисты, на них они оттачивают своё мастерство. Играть для детей намного труднее, чем для взрослых. Если мы не заинтересовали ребёнка в течение первых трёх минут, то спектакль провалился.

– Все эти годы основной состав труппы не меняется. Как думаете почему? Вроде бы и жизнь у ваших артистов не очень сладкая...
– Почему они не уходят? На самом деле об этом надо их спросить. А если серьёзно, то артист – это диагноз, без сцены он жить не сможет. Именно на сцене артист получает то, что нельзя измерить количеством денежных знаков. Хотя размер зарплаты, безусловно, имеет значение. Без денег, к сожалению, невозможно создать нормальные условия для жизни и работы. В «Бенефисе» оклад мастера сцены составляет 5800 рублей. Но люди не уходят. И я их понимаю, я сам двенадцать лет отработал в театре в Златоусте. Эти годы пролетели как один день, а всё потому, что нашёл своего режиссёра, с которым мне было очень интересно. Как и ему со мной. Думаю так. Ну а если кто-то из артистов «Бенефиса» захочет покорить столицу, то кто ж ему сможет помешать?

– Принято говорить, что тот спектакль будет пользоваться успехом у зрителя, который попадает в «болевые точки» зрительного зала. Как вы считаете, что «болит» у нынешнего зрителя?
– Независимо от города, уровня благосостояния, социальной принадлежности зрителя всегда будут волновать проблемы взаимоотношений. В семье, на работе, с детьми, с любимыми и т.д. Это всегда останется болевой точкой. И спектакль про сталеваров или шахтёров на самом деле будет про людей, их историю, на которую наложила отпечаток профессия. Вот за разгадкой этих проблем, поиском ответа на вопросы люди и приходят в театр.

– За десять лет у «Бенефиса» появился свой зритель?
– Безусловно. Во-первых, все детские спектакли идут с неизменным успехом. Есть такие дети (и я с ними знаком), которые приводят своих родителей на одну и ту же сказку несколько раз. Значит, что-то ребёнка зацепило. Радует, что детский зритель идёт на известные сюжеты. Взять, к примеру, историю про кота Леопольда. Казалось бы, всё давно известно, и книжки написаны, и мультфильмы сняты, и даже компьютерные игрушки появились, но дети смотрят историю, словно в первый раз её видят. Такое доверие внушает надежду, что не всё молодое поколение потеряно для театра. Что касается взрослого зрителя, то, как и везде, самыми активными являются женщины. Когда им удаётся привести с собой мужей, те зачастую сильно удивляются: мол, оказывается, и в Березниках есть куда сходить и что посмотреть. Я благодарен всем, кто приходит на наши спектакли, за внимание и добрые
отзывы. Потому что, несмотря ни на что, театр жив, пока он нужен. Пока у него есть зритель.


Источник: «Городская газета» (г. Березники, Пермский край)
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


интервью