Как пережить финансовую непогоду? Не хотеть!

Текст: 
Ян Арт
Американские исследователи констатируют, что кредиты подрывают здоровье молодых людей. Между тем в России «омолаживают» возраст «первой пробы» кредитования.

Как-то на телевизионном шоу «Вечерней Москвы» меня попросили по телевизионному кратко, как выразился ведущий, «буквально в двух словах», дать совет москвичам, как им переживать непогоду на финансовом рынке и депрессию в экономике. В двух, так в двух, подумал я и ответил: «Не хотеть!».

Сначала в студии воцарилось молчание непонимания, а потом те, кто старше 35–40, начали улыбаться. Они поняли эту несложную, в общем-то, мысль.

Не хотеть новую машину. Не хотеть ненужные электронные «приблуды» от Эппла. Не хотеть два раза в год обязательно съездить отдыхать за границу. Не хотеть делать ремонт каждые два года. Не хотеть сменить привычную, комфортную, интересную и стабильную работу на очередного «кота в мешке» ради 10–20% «прибавки к жалованью».

Не важно, что именно не хотеть. Главное – не хотеть все то, что выходит за рамки наших возможностей. Не хотеть обязательно бежать вперед – иногда намного приятнее идти. Что в жизни, что в бизнесе.

Идея «замораживания кредитования», определяющая состояние банковского рынка последние полгода, в этом смысле понятна – кредитное безумие, охватившее Россию, хоть и улеглось, но остается эпидемией. Знаю множество вполне успешных людей, находящихся в беспрестанной череде долгов и кредитов. Не буду говорить об экономической подоплеке кредитов, есть и другая. Бессонница, вечно плохое настроение, постоянный стресс…

Что там проблемы борьбы с курением на этом фоне – разница лишь в том, что на кредитах почему-то не принято писать: «Долги вредят вашему здоровью». Хотя, как установили специалисты, очевидно, вредят: американские исследователи констатируют, что кредиты подрывают здоровье молодых людей. Между тем в России «омолаживают» возраст «первой пробы» кредитования.

В этом смысле идея «заморозки» кредитования сама по себе безнадежна – как навязанная сверху. Прежде всего, население должно «заморозить» свои аппетиты. Если этого не случится, то случится лишь одно: эти аппетиты будут удовлетворять уже не банки с их «грабительскими» 25% в год, а всевозможные ростовщические конторы с их привлекательным 1% в день. Будет именно так и не иначе.

Есть еще проблемы повышения финансовой грамотности населения. Сам участвую в этом процессе – в Финансовом университете читаю лекции учителям экономики московских школ. Лекции – о том, как считать и планировать свои доходы, как инвестировать, как НЕ брать кредиты. И с удивлением обнаруживаю, что в большинстве случаев всевозможные лекции и мероприятия по повышению финграмотности посвящены ровно обратному – как БРАТЬ кредиты.

Тогда это не финграмотность. Это лишь очередной инструмент рекламы кредитования. Зачем? Чтобы всем вместе упереться лбом в один и тот же тупик – единый и для россиян, и для банков?

Выбраться из этого тупика можно тоже только всем вместе. Когда, наконец, придет осознание, что банки – не только магазины по выдаче займов, но сервисы. Когда люди захотят иметь финансовый сервис и научаться с его помощью не хотеть лишнего. Когда банкиры смирятся с доходами сервисного бизнеса и научатся не хотеть повторения «жирных» 2005–2007 годов.

Тогда возникнет здоровая финансовая Россия.

Возможно, звучит весьма романтично. Но так ведь Новый год же. В который хочется пожелать самого главного – не хотеть лишнего.


Автор – директор-главный редактор в информационном агентство Bankir.Ru, председатель наблюдательного совета в Maximarkets LTD и член совета в Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), специально для «Иной газеты»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


банковская деятельность