Березники вне урока

Часто разумное, доброе, вечное, посеянное на российской почве, приобретает странный и замысловатый вид. Возьмем замечательное дело – факультативы. Учат ребенка любить некий школьный предмет и познакомят с ним так глубоко, что в будущем он становится крутым профессионалом! Однако хорошее дело почему-то вызывает массу вопросов и недовольства.

К нам это недовольство пришло в электронном письме. От имени всех родителей учащихся страны письмо прислал наш читатель Евгений: «Начиная с 5 класса, помимо изучения обязательных школьных предметов, школьникам навязывают посещение так называемых «обязательных» факультативов! Их ставят 6,7,8 уроками (соответственно, дети приходят домой не после 13 часов, а после 15). Требуют готовиться к некоторым факультативам, а также «защищаться» по ним. Конечно, в расписании уроков никаких факультативов вы не найдете. Просматриваются они, по-видимому, только в табелях рабочего времени и платежных ведомостях учителей».

Евгений – не единственный, кого волнует тема факультативных занятий. На форумах в Интернете мы нашли массу родителей, вопрошающих, законно ли введение обязательных для посещения факультативов и должны ли они оставлять ребенку время на занятия в кружках и секциях, ведь школа – не основной поставщик услуг дополнительного образования.

По ряду причин и несмотря на все наши уговоры, Евгений не захотел уточнить, в какой именно школе происходят указанные им события. Повода усомниться в его словах мы не нашли, зато нашли тему для статьи. Читатель наш тоже, как и родители с форумов, имеет право узнать все о внеурочной работе школьников: как она должна быть организована в идеале, кто отвечает за здоровье и безопасность детей во время проведения факультативных занятий?

Изучив массу законов, регламентов, санитарных правил и норм, поговорив с экспертами, мы выяснили: идеал внеурочной деятельности существует.

ЧТО ОБЯЗАТЕЛЬНО?
Внеурочная деятельность.

Мы будем говорить о школьниках младшего и среднего звена, поскольку для старшеклассников все иначе – завязано на предпрофессиональной подготовке, а там уже все обязательное. Введение факультативов для них законно.

С 1 сентября 2011 года в России вводят новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), сперва для начальной школы, затем для основной. Эти стандарты предполагают, что ученики должны усваивать программу школы и во время уроков, и во внеурочной деятельности – ученик обязан выбрать 2 факультатива.

Откуда они берутся? Как разъяснила Анна Чибисова, и.о. председателя Комитета по вопросам образования администрации г. Березники (КВО), согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ» все, что преподают в школах России, определяют образовательные программы. Программы школы разрабатывают и утверждают сами, используя тот самый ФГОС. Составной частью образовательной программы является учебный план. Его школа же разрабатывает на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений. В базисном плане отведено время на так называемые «региональный компонент» и «компонент образовательного учреждения». Часы, выделенные на эти компоненты, школа может использовать, в том числе для введения факультативов. И вот она, наша российская действительность – постоянные «ножницы» в законах. Читаем в уже упомянутом законе «Об образовании в РФ», вступившем в силу 1 сентября 2013 года: учащийся имеет право на «выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) … учебных предметов… из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность». Право – не обязанность, однако в стандартах (ФГОС) это право в обязанность превращается на «раз-два».

КАКОВА НАГРУЗКА?
Регламентированная.

Школьную жизнь пронизывают санитарные правила и нормы. В отношении количества уроков они однозначны: количество часов, отведенных на обязательную и внеурочную деятельность в школе, в совокупности не должно превышать величину недельной образовательной нагрузки, быть правильно распределено по дням недели и объем максимальной нагрузки в течение дня не должен превышать норму.

Для 1 классов – 4 урока в день и раз в неделю – 5 уроков (за счет физкультуры); для 2-4 классов – 5 уроков и раз в неделю 6 уроков (за счет физкультуры) при 6-дневной учебной неделе; для 5-6 классов – 6 уроков; для 7-11 классов – 7 уроков.

А после уроков перед факультативом должно быть как минимум 40 минут свободного времени, чтобы дети могли успеть поесть.

Наталья Мошкина, ведущий специалист-эксперт Управления Роспотребнадзора, объяснила нам, что распределение нагрузки при составлении расписания отслеживают завучи школ, а контролируют – специалисты КВО.

– Что касается питания, то здесь вопросов вообще быть не должно, – добавила Наталья Вячеславовна. – Практически в каждой березниковской школе столовые работают до 16 часов, поэтому у детей есть возможность получать горячее питание. За него должны заплатить родители.

КТО ВЫБИРАЕТ ФАКУЛЬТАТИВ?
Ученик и его родители.

Если ученик собирается получить достойную профессию, выучиться в престижном вузе, ему не обойтись без углубленного изучения профильных предметов в старших классах. А к этому стоит готовиться на протяжении всех лет обучения.

Как найти компромисс между то ли обязательным, то ли необязательным факультативом, который школе нужен и для выполнения образовательной программы, и для развития ученика, и, как это ни печально признавать, финансового поддержания педагогов, и желанием родителей дать своему ребенку углубленные знания, не нанося при этом вред здоровью?

Только договариваясь и заключая договоры со школой. Идеальный вариант: классный руководитель предлагает на родительском собрании «веер» факультативов с указанием времени, когда их предполагается проводить, родители выбирают для чад то, что им больше подойдет. При этом учитывая всю нагрузку школьника: его кружки и секции, время на отдых, обед. После этого составляется расписание, и классному руководителю остается проследить, чтобы дети после уроков вовремя съели в школьной столовой сытный, вкусный и полезный обед, оплаченный заботливыми родителями, вовремя пришли на занятия факультатива, вовремя ушли домой.

В вашей школе было так? Скорее всего, нет, поскольку широкого выбора факультативов школа предложить не может – педагоги зачастую настолько загружены, что им не до разнообразия. И на первое собрание в году пришли не все родители, и за обеды для ученика заплатили не все родители: у кого-то денег нет, у кого-то ребенок есть пищу в столовой не желает.

КТО НЕСЁТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ?
И родители, и педагоги.

За жизнь и здоровье детей, находящихся в школе, отвечает школа: педагог, ведущий занятия, и администрация. Не важно, какое занятие посещает ваш ребенок – обязательный урок или факультативное занятие. Как нас заверили в КВО, даже если какое-то занятие не внесено в расписание, педагог, проводящий его, несет за детей ответственность.

Но самыми ответственными были и остаются родители.

Если вы видите, что в школе у вашего ребенка что-то идет не так: нагрузка больше, чем надо, факультатив превращается в подготовку домашних заданий, изучение тем, которые должны разобрать в рамках урока, и т.д., вам первому стоит забить тревогу. Обратиться к классному руководителю, к администрации школы и попытаться урегулировать не устраивающие вас обстоятельства. Или поступить, как рекомендует заместитель министра образования РФ Игорь Реморенко: «Создать в школе управляющий совет, который регулировал бы такие конфликты. По закону формирование образовательной программы и утверждение школьного расписания – именно за управляющим советом».


Источник: газета «Березниковский рабочий» (г. Березники, Пермский край)
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс