Региональный дисбаланс

Текст: Сергей Семенов

В этом году свести концы с концами не сможет почти ни один субъект федерации.

Как сообщил прессе депутат свердловского законодательного собрания Нафик Фамиев, уже в будущем году один из наиболее развитых регионов России может встать перед угрозой банкротства. Реальный дефицит бюджета Свердловской области может составить от 43 до 70 миллиардов рублей, что угрожает введением в регионе внешнего финансового управления. Впрочем, эксперты утверждают, что это далеко не единственный субъект федерации, находящийся на грани банкротства.

Фамиев так объясняет появление дефицита. Ради получения федеральных трансфертов в размере 16 миллиардов в 2014 год Свердловская область должна показать, что дефицит ее бюджета не превышает 15 процентов от доходов. Поэтому доходы «рисуются» в завышенном размере, без указания источников роста в бюджете-2014 прогнозируется увеличение поступлений на 20% по сравнению с этим годом. Иначе трансфертов не получить.

Впрочем, и эти проблемы, и правила игры наверняка знакомы руководству и других регионов.

- Сегодня выкручиваться приходится всем. С одной стороны, у всех без исключения субъектов федерации резко выросли расходы, связанные с выполнением социальных обязательств по майским указам президента Владимира Путина. Ведь повышение заработных плат бюджетников происходило полностью за счет региональных бюджетов. И это ключевой фактор, притопивший финансы субъектов федерации. С другой стороны, практически одновременно сократилась финансовая поддержка всех регионов из Центра, - отмечает эксперт Центр фискальной политики Дарья Андреева. – Эти факторы и стали причинами финансового дисбаланса практически во всех регионах, ведь их расходы сильно выросли, а доходы суммарно подросли чуть-чуть, и далеко не везде.

На снижении доходов сказалось в первую очередь падение налоговых поступлений. В частности, сборы по налогу на прибыль совокупно по стране просто обвалились, снизившись по сравнению с 2012 годом на 17%. Больше всего этот провал ударил по экономически сильным регионам: Москве, Ханты-Мансийскому автономному округу, Ямало-Ненецкому автономному округу.

Вторым фактором снижения доходов стало сокращение федеральной поддержки субъектов федерации. По итогам января-сентября этого года общий размер трансфертов из Центра уменьшился на 8,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Этот фактор больнее всего затронул экономически слабые территории - республики Северного Кавказа, а также бедные регионы Поволжья, например, Мордовию. Так что в части недобора доходов всем регионам «досталось».

- Насколько эффективно Центр сегодня проводит заявленную им политику выравнивания финансового положения различных территорий? Ведь традиционно разница между Москвой и Тувой была колоссальна, и это не способствует функционированию страны как единого организма ни в транспортном отношении, ни в экономическом…
- Возможно, у меня нет права судить, насколько эта политика федеральных властей эффективна. Но мое частное мнение, что не очень. Совершенно очевидно, что Центр сегодня провоцирует регионы применять рыночные механизмы балансировки бюджетов - выпускать облигации, брать кредиты. Потому что сами они свести концы с концами заведомо не смогут, и федеральные власти им в этом не помогут. Сам по себе рыночный механизм балансировки финансовых потоков, может быть, и неплох. Но в сегодняшней ситуации плохо то, что эти новые долги, дополнительная нагрузка ложатся на уже накопленные ранее взятые обязательства. И как региональные администрации будут эти обязательства в дальнейшем обслуживать, смогут ли их бюджеты выдержать новую нагрузку – вот это уже вопрос спорный.

- Свердловская область оказалась в числе других наиболее пострадавших в этом году регионов. Как правило, все они относятся к стабильным финансовым середнячкам, индустриально развитым территориям. И эта зависимость от финансовых итогов работы всего лишь одного сектора промышленности делает их бюджеты цикличными в плане поступления доходов, при том что расходы в неудачные годы сокращать не получается. В этом году в списке просевших регионов из этой группы можно назвать также Челябинскую, Самарскую и Липецкую области. В общем-то, Урал пострадал весь, - комментирует старший аналитик по долговым инструментам ФК «Уралсиб Кэпитал» Антон Табах.

– Это прямое следствие высокой концентрации в этих областях крупных металлургических заводов. В силу экономических циклов мирового спроса на металлы, их продукция заметно подешевела, и даже с извлечением минимальной прибыли появились значительные проблемы. Так что, сборы по налогу на прибыль именно в этих регионах обвалились больше всего. Это не следствие какой-то неправильной политики областных администраций, это следствие слишком высокой зависимости от одного сектора экономики.

- А насколько изменилась по стране в целом ситуация за последний год?
- Пострадал абсолютно каждый регион. В первую очередь потому, что выполнение майских указов президента страны не было обеспечено федеральным бюджетом, и правительство попросту скинуло на плечи региональных администраций колоссальные социальные обязательства, не определив при этом источники их финансирования. Кроме того, в целом по стране произошло существенное сокращение сборов по налогу на прибыль. И плюс ко всему, заметно – пусть и неравномерно – снизились федеральные трансферты. Поэтому почти во всех регионах в бюджетах образовались дырки. И закрыть их через сокращение расходов не получится – резать далеко не все можно. Поэтому в той или иной степени сегодня плохо всем.

Но можно определить три условные группы субъектов федерации. В первую входят Москва и Санкт-Петербург с областями, а также Краснодарский край. В первых двух регионах в силу перечисленных факторов появились и самые большие в стране дефициты бюджетов в рублевом выражении. Но при этом и сами по себе бюджеты Москвы и Питера – самые большие. Так что они устоят, хотя бы и за счет того, что им легче всего и дешевле привлечь заемные деньги, и объемы займов будут не так велики по отношению к размерам региональной экономики. У Краснодарского края впереди Олимпиада в Сочи, и потому здесь также прогнозируются очень хорошие доходы на будущий год.

Резко выделяется группа наиболее отсталых в экономическом отношении регионов: Северный Кавказ, Тува, Магаданская область, Чукотка, Алтай, Камчатский край. Их нахождение в этой группе традиционно, оно ничуть не изменилось за последний год. Совершенно очевидно, что без огромной доли в их бюджетах помощи из Центра все эти территории мгновенно станут банкротами. Поэтому большая часть трансфертов приходится именно на эти территории. Да, они остаются стабильно бедными, но без риска банкротства.

А вот регионы-середнячки оказались в наиболее сложном положении: у них нет собственного большого запаса плавучести, и, вместе с тем, Центр дистанцировался от их финансовых проблем, поскольку федеральное правительство сегодня всецело занято решением проблем федерального бюджета. Фактически для этой группы субъектов остается один способ закрыть бреши в финансах – занимать. В целом для этого сегодня на рынке довольно неплохая ситуация, поскольку ставки по региональным облигациям можно предлагать достаточно низкие. И Свердловская область в этом отношении находится довольно в хорошем положении на общем фоне, поскольку пока имеет небольшой долг. При Росселе он вообще был нулевым, но при последнем губернаторе, которого любят критиковать коммунисты, он несколько вырос.

- То есть, сгрузив на плечи областных администраций социальные обязательства, федеральное правительство заняло позицию стороннего наблюдателя? А как же обещанное выравнивание финансовых условий в регионах?
- Пока правительство действительно занимает позицию стороннего наблюдателя. Пока не вырастут реально до угрожающих размеров долги индустриальных регионов, оно вмешиваться не будет. То есть все по принципу: посидим, посмотрим, а там или падишах помрет, или ишак сдохнет, или - сам Ходжа Насреддин.

В реальности есть вероятность досидеть до поворота цикла спроса на металлы в сторону роста, и тогда промышленные предприятия повысившимися поступлениями налогов закроют все бреши в областных бюджетах. Другой вариант развития событий – это изменение налоговой системы стране в целом, что в принципе изменит финансовые балансы во всех регионах. Правда, это может негативно отразиться на финансах физических лиц и предприятий. Ну, и более фантастический вариант – изменение самого долгового рынка в стране до западного состояния, когда область сможет брать займы на 50 лет под 2% годовых, как в Германии, и тогда все дефициты можно будет нивелировать грамотной политикой региональных администраций.

А если через пару лет какой-то регион встанет перед неизбежностью дефолта, может быть, федералы отсыпят средств щедрой рукой, как это было в Московской области в 2008 году. Но в реальности в случае подобной ситуации, я уверен все будет решаться индивидуально, по текущему моменту и на уровне субъективного фактора: все ли деньги из областной казны прибрал очередной министр финансов, сбегая в Европу…

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


экономика