Гиблый экзамен по вождению в Березниках

Текст: Елена Протасова

«Я пытаюсь сдать экзамены на вождение автомобиля с июля. И столкнулась с такой проблемой, как очередь из сотен человек. Стоя в очереди, наслушалась, увидела своими глазами ужас и беспредел. То экзамен принимает инструктор, не имеющий водительского удостоверения, то сам начальник ГИБДД. А очередь на запись такая, что если я работающий человек, то мне необходимо к пяти утра прийти на улицу Березниковскую и записаться на сдачу вождения», – пишет в «Городскую газету» Елена Протасова.

Четверг 10 октября. 11.25. Улица Березниковская. Стою напротив бывшей кировской школы, теперь к ней сбоку пристроилось здание местного отделения ГИБДД. Здесь же на газоне вместе со мной топчутся 20 курсантов из четырёх автошкол города. Все они пришли сюда на пересдачу экзамена по вождению автомобиля по городу, который завалили в прошлый раз.

Приглядываюсь к молодым лицам. Это парни и девушки не старше 27 лет. Всего на пересдачу вождения записалось 82 человека, мечтающих получить водительское удостоверение.

В толпе будущих водителей выделяется парень в фуфайке и белых хозяйственных перчатках. В руках он держит помятые листочки бумаги, вырванные наспех из блокнота с логотипом «Лукойл». На листочках – список экзаменующихся. Парень строго следит за очерёдностью, объявляя следующего, кто сядет в экзаменационную машину, аккуратно ставя галочку в блокнотном листе напротив фамилии.

Водители взволнованы, треплют в руках свои документы, деньги для прохождения экзамена, заметно нервничают, много курят, ходят туда-сюда, то и дело вглядываются вдаль на дорогу, ожидая прибытия экзаменационных автомобилей. Экзамен принимают два госавтоинспектора в звании старших лейтенантов.

Подхожу к девушке, стоящей в очереди с папкой документов и деньгами под мышкой:
– Волнуетесь?
– Не то слово…
– Говорят, чтобы попасть на экзамен, нужно занять очередь чуть ли не с пяти часов утра и даже раньше, – спрашиваю у экзаменующихся.
– Я в час ночи записался и был уже 13... А я в четыре была 26… В прошлую субботу был 106 и на экзамен я не попал, так как проверяющие не успели всех проэкзаменовать. Через неделю вновь пришлось встать спозаранку и записаться в очередь, – наперебой стали говорить курсанты.

Однако очереди – это ещё не самое страшное. Самое неприятное для учеников то, что они не могут сдать экзамен по вождению с первого раза. Есть среди них те, кто не сдал вождение пять, восемь и более раз. А кто-то ходит на экзамен уже год. А если не сдал первый раз, очередь растёт в геометрической прогрессии.

25-летняя Настя сдаёт экзамен в шестой раз. Она столкнулась с такой проблемой, как нарушение правил другими участниками дорожного движения. Для некоторых водителей учебная машина, как красная тряпка для быка. Могут и посигналить, и подрезать. В итоге страдает курсант.

Другая проблема – это то, что очень жёстко стали спрашивать с курсантов гаишники.

– Я три раза сдавал, – говорит 27-летний Игорь. – Первый раз налажал, никаких вопросов к инспектору. Второй раз... вредный попался. Валил с явным удовольствием. Два балла за не вовремя, по его мнению, включённые поворотники. Потом два разворота подряд. Разворачиваюсь – оказываюсь на дороге, где запрещён разворот, но знак остаётся позади меня, и я об этом не знаю. Ловушка. Третий раз «гаец» явно торопился, я раза два повернул, показал ему, что хочу развернуться в правильном месте, а он меня даже завершить манёвр не попросил – сказал «всё, поехали, ищи место для остановки».

– Выходит, что вас валят на экзамене?

– Да никто никого не валит, просто надо быть внимательными. Мы не умеем ездить. Нет навыка, – говорит ученица автошколы ДОСААФ, пришедшая не пересдачу в пятый раз. – Перед сдачей экзамена по вождению курсант должен откатать не менее 50 учебных часов. На самом же деле мы откатываем вполовину меньше, потому что каждый час стоит 450-500, а то и 700 рублей, как в авто-школе ДОСААФ, а в автошколе «Лидер» за полтора часа езды берут 600 рублей. Кто из курсантов возьмёт 50 часов за такие деньги? Максимум берут 25-30 часов. Да и инструктора в школах толком нас не учат. Им лишь бы деньги с нас содрать.

Тем временем с начала экзамена прошло три часа, а из 16 прошедших экзамен никто его не сдал. Толпа молодых людей продолжает вымораживаться на холоде осенью и зимой, а летом – плавятся на солнце или вымачиваются под дождём, для приобретения скованности движений и притупления мозговых реакций.

К газону подкатила иномарка. Из автомобиля вышел парень, откатавший экзаменационный маршрут.

– Сдал, нет? – подбежали к нему со всех сторон курсанты.

– Нет, – отвечает он с досады. – Заехал на сплошную перед пешеходкой и не пропустил «Газель». Ошибки считаются грубыми. Правда, я не согласен с тем, что не уступил дорогу «Газели». Она ехала в пределах 40 километров в час. Совершив свой манёвр, я её не подрезал и не создал аварийной ситуации. Мы плавно разъехались. Расстроенный ученик садится в свой автомобиль, лихо разворачивает машину и уезжает по своим делам. Он уже два года ездит без водительского удостоверения, а сдать на права не может.

– А в чём причина? Вы сами виноваты в том, что не сдаёте экзамен, или вам, может быть, кто-то мешает его сдать? – задаю провокационный вопрос.

Люди отвечают, что если они откатывают маршрут по городу с инструктором, то всё нормально, нет замечаний, но стоит только инспектору ГИББД сесть в автомобиль, тут все нарушения сыплются.

Пытаюсь получить комментарий у инспекторов ГИБДД, принимающих экзамен. Но ничего не выходит. Один полицейский заявляет: «Вы мне мешаете». Второй отправляет к начальству. Но начальства нет на месте.

Продолжаю общаться с будущими водителями и вдруг узнаю сверхсекретную информацию. Оказывается, люди стоят в длинных очередях и не могут неделями сдать экзамены, потому что в эту систему проникла коррупция. Я внимательно выслушиваю их мнение.

Люди подозревают, что автошколы сами плодят двоечников. Потому что это им выгодно. А выгода с их слов такая. Автошколы, предоставляющие на экзамен свои автомобили, за прохождение экзамена «город» берут 500 рублей. Причём деньги идут наличными в руки инструктора по вождению автомобилем.

– При этом, заметьте, – почти шёпотом говорит мне один бдительный ученик, – никакого кассового чека взамен за принятую сумму курсант не получает.

И это, по мнению ученика, как минимум должно заинтересовать налоговую службу, а как максимум – правоохранительные органы. Они, видимо, должны проверить, куда идут собранные средства от прохождения экзамена, существует ли до конца законный учёт и какие в этом деле замешаны схемы, а также выяснить, почему услуга не проходит через банк.

– Навар от прохождения экзамена получается приличным, – продолжает мой собеседник, – учитывая, что в день экзамен принимается примерно у 50-60 человек. Для сдачи повторных экзаменов отведено два дня – четверг и суббота, а это значит, что автошколы зарабатывают как минимум 50-70 тысяч рублей. Учитывая, что курсанты проваливают экзамен с первого раза, а также не сдают его со второго и так далее раз, то выходит, что автошколы неплохо зарабатывают на своих же двоечниках.

Однако это не совсем так. В большинстве автошкол инструктора – индивидуальные предприниматели со своим автотранспортом, потому автошкола от пересдачи ничего не получает. Также, как известно, ИП, как правило, кассовыми аппаратами не пользуются, а по требованию должны выдавать приходные кассовые ордера. При этом индивидуальные предприниматели самостоятельно ведут книгу учёта доходов и расходов, уплачивают налоги.

Некоторые автошколы, имеющие свой автотранспорт и кассовые аппараты, не допускают курсантов к экзамену по вождению, пока те не оплатят услугу через кассу в дни, когда на экзаменах «дежурят» машины этой автошколы.

А вот что говорит по этому поводу Михаил Скробут, начальник НОУ ДПО «Березниковский региональный центр ДОСААФ России»:

– Наши ученики для оплаты экзамена «город» пользуются двумя вариантами: либо оплачивают прохождение экзамена в кассе ДАСААФ, либо отдают деньги на месте инструктору, который затем вносит их в кассу. Если ученику нужен чек, то он всегда может его получить в кассе ДОСААФ.

И напоследок вот ещё что. Недавно в город с инспекцией местного регистрационно-экзаменационного отделения ГИБДД приезжал заместитель начальника краевого управления ГИБДД подполковник полиции Алексей Карин. Но о его визите мало кто в городе знал. Например, те водители, сдающие повторные экзамены, об этом ничего не знали. Но у них скопились вопросы. Например, они хотят знать, почему в прошлые годы ученики автошкол сдавали экзамены максимум со второго раза, а нынче не могут сдать и с шестого. Что изменилось? Как ГАИ собирается ликвидировать образовавшуюся очередь на прохождение экзаменов по вождению? Почему ГИБДД смотрит сквозь пальцы на деятельность автошкол, плодящих двоечников? Почему люди вынуждены уезжать в другие города, чтобы там сдавать экзамены на вождение?

Все эти вопросы «Городская газета» направила в березниковское отделение ГИБДД. Ждём вместе с учениками ответов.


Источник: «Городская газета» (г. Березники, Пермский край)
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс