Жители Березников должны знать, что происходит

Депутата Законодательного Собрания Пермского края по 15-му, Березниковско-Усольскому округу Олега Ковалева так же, как и любого жителя Березников, волнует будущее города, неразрывно связанное с темой переселения. Напомним, Олег Алексеевич входит в состав краевой и федеральной комиссий по недопущению негативных последствий аварии на БКПРУ-1 ОАО «Уралкалий».

– Олег Алексеевич, насколько плодотворно Вам работается в ЗС? Тревожат вести о конфликте между парламентом и администрацией губернатора, о демонстративном срыве пленарного заседания в сентябре…
– Обстановка горячая. Я считал, что нынешний созыв Законодательного собрания достаточно спокойный и даже менее активный, более уравновешенный по сравнению с прошлыми созывами. В нем не было оформленной оппозиции. Но события, которые происходят начиная с апреля-мая, показали, что в Заксобрании есть силы, которые проявляют себя активно, которые не всегда согласны с предложениями губернатора и правительства, и это приводит к таким очень горячим обсуждениям.

На сегодня можно сказать, что ЗС является не очень удобным для правительства края.

– Вы считаете, что это положительно, это полезно?
– Да, по определению – полезно. Создавшуюся обстановку нельзя назвать кризисом, потому что, я думаю, договоренности возможны, но для этого должно быть желание договариваться, находить компромисс с той и с другой стороны.

– Какие краевые законы, важные для жителей Березников, приняты в этом году?
– Из важных для березниковцев можно вспомнить обсуждение поправок в бюджет этого года, выделение средств на переселение в Березниках. Была создана депутатская комиссия по Березникам, и я тоже в нее вошел. Пусть не просто, но удалось зарезервировать средства на переселение в Березниках. Из важных социальных законов я назвал бы принятие поправок в закон о социальной поддержке детей защитников Отечества.

– Если говорить о будущем Березников, то каково ваше общее ощущение, Олег Алексеевич, – город развивается, движется к лучшему, или наоборот?
– Город развивается, этому свидетельствуют несколько моментов. Во-первых, идет строительство новых калийных комбинатов у «Еврохима», «Акрона» – Верхнекамской калийной компании. Строятся шахты, дороги, планируется жилое строительство. Во-вторых, и в самом городе стало заметно больше уюта, благоустройства – ремонтируются улицы, скверы, остановки, стало чище и больше цветов. А значит, и средств в город вкладывается больше, у власти желания делать стало больше. Город развивается, в первую очередь, потому, что здесь есть Верхнекамское месторождение калийных солей. Пока калийные удобрения будут востребованы, безусловно, город будет развиваться.

Другое дело, что не все верят и понимают, что это так. Я бы даже сказал, что большинство совершенно не представляет – есть ли будущее у города.

– Неопределенности, наверное, еще добавляет ситуация вокруг ареста генерального директора «Уралкалия» и возможной смены собственника предприятия…
– Думаю, эта ситуация не будет долго сохраняться в нынешнем виде. Но Вы правы, у нас многие проблемы в стране в целом из-за того, что в обществе стала доминировать психология «временщиков», собственниками становятся на какое-то время, и живут в определенном месте временно… Причем это проблема не только Березников. Приведу пример. Недавно в Екатеринбурге я беседовал с семьей молодых архитекторов, и они мне заявили, что собираются уезжать – в Москву. Спрашиваю, почему, они отвечают: «А что мы здесь, на периферии, будет делать? Мы здесь не видим особых перспектив, вот в Москве – да». А я их слушаю и про себя думаю: березниковцы стремятся в Екатеринбург и Пермь, екатеринбуржцы собираются в Москву, а москвичи стремятся за рубеж… Все куда-то уезжают. На мой взгляд, это говорит о том, что у людей нет никакой уверенности в будущем в том месте, где они живут. И это порождает стремление найти такое место, где люди будут чувствовать себя востребованными и уверенными в завтрашнем дне. А когда это приобретает системный характер, это говорит о проблемах в целом по стране, когда люди не видят будущего города и страны. Березники являются частью этого процесса, хотя здесь к этому добавляется еще и своя ситуация.

– Наверное, все-таки эта «своя ситуация» влияет очень сильно…
– Чтобы иметь представление, насколько это серьезно, как люди в Березниках сами оценивают ситуацию, мы специально пригласили профессионалов для проведения социологического опроса в Березниках. В июле этого года исследование было проведено. Темы соцопроса – какие проблемы являются наиболее актуальными для жителей города Березники, есть ли намерение уехать из Березников и как повлияла на решение уехать ситуация с аварией на БКПРУ-1, каков уровень информированности жителей о программе переселения и о ситуации с конкретным домом, где человек проживает. Были опрошены 500 человек во всех районах города, разных возрастов, различного уровня образования и достатка. Результаты опроса нас неприятно удивили.

– Так много хотят уехать?
– Уехать или думают уехать в ближайшем или в более отдаленном будущем планируют около 40 процентов опрошенных, но не это главное, что нас поразило. Не смотря на открытость городской администрации, оказалось, что почти 90 процентов людей не верят или не полностью доверяют информации, которую представляет им городская администрация. Многие просто не получают этой информации, а еще большее количество людей – не доверяет. Мы не думали, что все настолько серьезно.

– И какие действия предполагается принять по результатам социологического исследования?
– Результаты опроса мы отправили главе города С.П.Дьякову, предварительно с ним обсудили и планируем позднее встретиться, чтобы понять, что необходимо еще в этом направлении делать.

– А каково Ваше мнение по поводу списков домов, которые попадут в программу переселения и которые глава города пока отказывается обнародовать до подтверждения финансирования программы?
– Моя позиция – люди должны максимально знать правду, то, что происходит, причем по возможности в максимально сжатые сроки. Чем больше люди будут знать о происходящем, тем правильнее. Наверное, по поводу списков отчасти можно понять и Сергея Петровича Дьякова, но надо понять и тех людей, которые собираются делать ремонт в квартире или расширять жилплощадь, мало ли что еще. Нужно обсуждать, коллегиально решать, как, когда, в какой мере нужно сообщать жителям города сведения, касающиеся расселения и переселения домов. И моя позиция, еще раз повторю – надо максимально открывать всю информацию.

– То же касается и проекта новой жилой застройки на Правобережье. Нам сообщают кратко о предлагаемых проектах, при этом общественность не допущена ни к обсуждению, ни к выбору проектов. Хотелось бы, чтобы такие жизненно важные для тысяч людей вопросы решались не кулуарно.
– Вы правильно говорите, но проблема в том, что на сегодня нет механизма участия граждан в решении этих проблем. Хотя, казалось бы, на дворе 21 век, интернет в каждом доме, и много других возможностей для коммуникаций. Но нет механизма, чтобы люди могли высказывать свою позицию, и их мнение учитывалось. Такой механизм надо создавать, придумывать, внедрять, потому что отсутствие обратной связи ведет к потерям. Приведу пример: пустующий микрорайон «Усольский-2». Хорошо помню, как принимались тогда решения о его постройке. И тогда был убежден, и сейчас, что если бы тогда собрали жителей из переселяемых домов и спросили, согласны ли они подождать и пожить во временном жилье, чтобы потом заехать в 10-этажку, или их устроят эти дома быстровозводимых конструкций, то большинство согласилось бы на первый вариант. Но их никто не спрашивал. За это чувствую и свою вину. Поэтому сегодня мы имеем целый район пустующих новых домов. Вот пример, что жителей нужно слушать.

– А кто должен такой механизм создавать? Это же лишние хлопоты для власти,
такой механизм может тормозить процесс принятия решений. От кого должна исходить инициатива?

– К сожалению, ответ очень простой: от исполнительной власти, у них для этого есть все. Но не менее важна и активность самих граждан. Когда активность снизу высока, граждане как бы «подпирают» власть снизу своими требованиями. У нас этого не происходит, за редкими исключениями. Это глубокий вопрос, как влиять на решения власти… Например, в Березниках до сих пор никак не решен вопрос, будет ли как-то компенсироваться потеря коммерческой недвижимости в сносимых домах. Закона на это никакого нет, обратиться не к кому. Получается, это твои риски. Но так не должно быть!

Человек должен чувствовать себя защищенным, он должен чувствовать уверенность в том, что он добьется справедливости во власти ли, в суде ли. А если он этого не чувствует, он будет искать место, где будет уверен в будущем. Как в любой, даже небольшой организации – если работник чувствует несправедливость в зарплате, в распределении трудовых усилий, то будет стремиться с этого предприятия уйти, и уж точно не будет работать на благо предприятия. У него и производительность будет ниже, и голова будет работать по-другому. Пока не будет ясности, не будет и порыва сделать как можно больше и лучше. Образно говоря, крылья не вырастут.

– А для этого действия власти должны быть прозрачными и справедливыми.
– Да, вроде все просто. Но в реальности люди выступают просителями у власти. Вот взять речной маршрут Березники-Быстрая. Не будет дотаций из бюджета, люди не смогут туда ездить. А краевой бюджет и так дефицитный, и вроде стыдно просить, хотя что тут стыдного? Пусть тех, кому нужен этот маршрут, всего 200 человек, но это семьи, пенсионеры, люди старшего возраста, которые когда-то приехали из деревень и всю жизнь работали в Березниках, у них там родители похоронены. И если им скажут: да нам неинтересно, что у вас там могилы, добирайтесь как хотите, – по отношению к этим людям это справедливо? Понятно, что денег на всех не хватает. Но тогда надо сделайть так, чтобы у людей было ощущение справедливости. Вот если будет это ощущение, будет доверие, тогда люди готовы и жертвовать своими интересами, и потерпеть, и куда-то не ехать. А если этого ощущения справедливости нет, то тогда все будет еще хуже, и денег будет еще больше не хватать.

– А чтобы было это ощущение, надо с людьми говорить, объяснять свои решения.
– Во-первых, говорить, а во-вторых, слушать. И тогда уже принимать решения.
Но есть еще один нюанс. Говоря о справедливости и ответственности власти, нужно не забывать и о том, какую громадную роль играет и социальная ответственность бизнеса. В Березниках, где такое количество сильных предприятий – «Еврохим», «УРАЛХИМ», АВИСМА, я уж не говорю про «Уралкалий», надо задуматься о том, чтобы эти силы и средства были направлены на то, чтобы упрочить уверенность людей в будущем города. Мы говорили об этом в прошлом году, когда приезжал губернатор и встречался с руководителями «Уралкалия». Надо отдать должное Владиславу Артуровичу Баумгертнеру, он тогда произнес такую фразу: «Мы понимаем, что мы далеко не все делаем для города». Меня это удивило, думаю, хорошо, если руководитель предприятия понимает, что это так.

Для Березников это особенно актуально. Убежден в том, что тут во многом задача у исполнительной власти – быть консолидирующим, объединяющим началом в привлечении дополнительных средств на развитие города со стороны предприятий.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


интервью