Дело Баумгертнера по адвокатским полочкам

Текст: Змитер Лукашук

Артур Айрапетов — адвокат, член Палаты представителей Москвы, специализируется на экономических преступлениях, арбитраже, корпоративном праве. Провел более 500 успешных дел, связанных с защитой интересов акционеров, прав на недвижимость. В качестве адвоката консультирует и представляет интересы нескольких собственников крупного бизнеса.

- Что российская сторона, его правоохранительные органы, Генпрокуратура должны гарантировать белорусской стороне, чтобы гендиректора "Уралкалия" Владислава Баумгертнера передали России?
- Между нашими странами существует соглашение о выдаче лиц в случае, если гражданин одной страны совершил преступление на территории другой страны. Соответственно, прокуратура Беларуси должна будет рассматривать запрос Российской Федерации и быть уверена в том, что в Российской Федерации по обвинениям, которые выдвинули Баумгертнеру в Беларуси, будут выдвинуты такие же обвинения. С такой же квалификацией, с таким же составом, которые указаны в белорусском обвинительном заключении. Таким образом, белорусская сторона прежде всего должна убедиться в том, что российские следственные органы будут предъявлять обвинение Баумгертнеру именно по той квалификации, которая предъявлена в Беларуси. Вот когда они будут уверены, тогда обычно стороны выполняют соглашение.

- Российская сторона вправе проводить дополнительное расследование по делу, подтверждать или опровергать предъявленные в другой стране обвинения?
- Российская сторона будет обязана провести свое расследование, но только когда ей будут переданы соответствующие материалы уголовного дела. Но есть другой момент: вполне возможно, что Баумгертнера могут осудить в Беларуси и только потом передать России, для того, чтобы Россия исполнила приговор — чтобы он отсидел свой срок в Российской Федерации.

- А может осужденный в Беларуси, после передачи его России, быть там, к примеру, помилован?
- Безусловно. Такое очень часто происходит в международной практике. Для этого обычно страны между собой заключают соглашение по каждому конкретному случаю, где прописываются те или иные права. В том числе — запрет на помилование. Примеры таких соглашений между европейскими странами и Россией известны. Но чаще страна, принимающая своего гражданина, достаточно внимательно относится к своим правам, и в данном конкретном случае, мне кажется, Россия не разрешит включения статьи в соглашение, в соответствии с которой она не будет иметь права на помилование лица.

- 24 сентября в Минск прилетал российский генпрокурор Юрий Чайка — знакомился с материалами дела Баумгертнера. Познакомился и вернулся в Москву, а российский гражданин остался в СИЗО КГБ. Почему этот визит российского прокурора никак не сказался на судьбе гендиректора "Уралкалия"?
- Приезд господина Чайки никак не может повлиять на процессуальный статус Баумгертнера. Скорее всего, его приезд носил информативный характер — он хотел познакомиться с предъявленными обвинениями, посмотреть, какие материалы содержатся в уголовных томах. Я не думаю, что генеральный прокурор Российской Федерации, даже учитывая его статус, мог бы каким-либо образом повлиять на белорусские правоохранительные органы. Здесь, мне кажется, только команда адвокатов может поработать, но не прокурор Чайка.

- Могло ли такое быть: после того как российский генпрокурор познакомился с материалами дела он понял — не может пообещать белорусским коллегам, что в Российской Федерации Баумгертнеру будут выдвинуты такие же обвинения, с такой же квалификацией, с таким же составом, которые указаны в белорусском обвинительном заключении?
- Вполне возможно и то, что обвинение шито белыми нитками. Но я думаю, что для того, чтобы дать более детальный анализ материалам уголовного дела, с которым ознакомился прокурор Чайка, прежде всего необходимо время. Во-вторых, в Российской Федерации прокуратура не занимается следственными действиями и профессиональную оценку уголовному делу должен, скорее всего, давать Следственный комитет России — господин Бастрыкин, а не господин Чайка. И если материалы уголовного дела, которые собрали белорусские следователи, достаточные, чтобы лечь в основу обвинения, то белорусская сторона вправе требовать от российских коллег, чтобы обвинение было составлено именно так, как оно было предъявлено в Беларуси. Если это условие будет выполнено, то белорусские коллеги должны пойти на сотрудничество с российскими властями и передать Баумгертнера. Как возможен и вариант, о котором я говорил, что его осудят в Минске и передадут российской стороне без каких-либо гарантий, что он будет здесь отбывать свой срок.

- На ваш взгляд юриста — как, скорее всего, будут развиваться события вокруг "дела Баумгертнера"?
- Если господин Баумгертнер на самом деле совершил какое-либо правонарушение на территории Беларуси, то он должен понести наказание. Его статус топ-менеджера крупнейшей транснациональной калийной компании не должен никоим образом влиять на материалы уголовного дела. Российские юристы, кстати, приветствуют такую независимость Беларуси, если в том деле на самом деле нет политического подтекста, если действительно "сухо" по материалам уголовного дела предъявляются обвинения. Плохо только, что мы с вами не можем знать — есть ли там какой-либо политический подтекст. Мы не видим материалов дела, мы не видим, действительно ли там шито белыми нитками, стоящие ли обвинения. Когда представят на суд общественности материалы дела, тогда мы и сможем сделать какие-нибудь выводы.

Господина Баумгертнера обвиняют в том, что он пытался фактически с помощью определенных манипуляций с акциями выкупить "Беларуськалий". Полагаю, что господин Лукашенко и следственные органы Беларуси имеют моральное право проучить — чтобы неповадно было другим. Почему бы и нет? Они защищают национальные интересы Беларуси.

Лично я бы хотел, чтобы был открытый процесс судебный в Беларуси. Для того, чтобы можно было понять: это дело политическое или обычное, привычное уголовное дело.

Тем не менее я считаю, что белорусские власти пойдут по пути: суд в Минске и передача российской стороне без каких-либо гарантий, что он будет здесь отбывать свой срок. В таком случае цель, которую поставили перед собой белорусские коллеги, будет достигнута и Баумгертнер станет им больше не интересен. А Россия, если хочет, пусть освобождает Баумгертнера. Тогда у белорусской стороны будет на руках карт-бланш — у них будут дополнительные основания говорить везде о том, что мы, дескать, чистим ряды бизнесменов от преступников, а Россия их, наоборот, возводит в ранг героев. Того же самого Баумгертнера. Поэтому мне кажется, что для российской стороны и топ-менеджеров России это достаточно полезное и показательное дело.

- Проблема в том, что суды по коррупционным делам высокопоставленных чиновников, взяток и так далее в Беларуси практически всегда происходят за закрытой дверью?- Знаете, у нас в России такие дела вообще в дефиците у адвокатов. Мы тоже хотели бы видеть, как отправляют в тюрьму за взятки не учителей и медиков, а крупных чиновников, которые получали большие "откаты". Мы этого здесь не видим, а вот в Беларуси — видим. Поэтому нашему юридическому сообществу интересно — чем все это закончится. Что такие суды у вас закрытые... Это действительно проблема. Тем не менее из того, что я читаю в российских СМИ, я прихожу к выводу, что в Беларуси намного более уважительно относятся к судебной системе и к правам подследственных.

- Суд над Баумгертнером, на который приезжает суперадвокат и разбивает все железные доказательства белорусских следователей, — такое возможно?
- Если, к примеру, господину Кучерене дадут право выступать в суде, то... Но мне кажется, что в белорусском суде лучше выступать белорусскому адвокату. Который знает специфику белорусского суда, специфику ваших следственных органов и знает, какие ошибки эти следственные органы допускают. Более конструктивной будет работа местных звезд адвокатуры, а не московских.

- А если суд будет происходить в России?
- …то по отношению к господину Баумгертнеру изначально будет предвзятое отношение. Здесь за этим дело тянется шлейф убеждений, что это дело политическое и поэтому суд над ним в России точно будет необъективным. И не важно будет, совершал он какое-либо преступление или нет. На процесс накладывает отпечаток шлейф политических интриг с Беларусью. Я даже могут прийти к заключению, что в России его просто оправдают. Даже если российские власти убедятся, что в том, что ему инкриминируют, есть состав преступления. Будут исходить из соображений какой-то солидарности, из политических каких-то соображений.

Как, впрочем, все было бы точно таким же образом, если бы страны поменялись местами, в зеркальной ситуации.


Источник: Еврорадио
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


интервью