"Белые ночи в Перми": музыкальное чудо + передовая лингвистика

Слева направо: Линор Горалик, Александр Гаврилов, Владислав Новик, Александр Изосимов, Галина Кокоулина

Уникальным исполнением музыкального произведения, написанного более двадцати лет назад и ни разу не исполнявшимся из-за сложности партитуры, изложением новейшей теории о развитии русского языка в связи с коммуникативной революцией автором этой теории, нетрадиционным, потому что под открытым небом, исполнением сочинения Карла Дженкинса «Вооружённый человек: Месса за мир», творческими встречами и мастер-классами с лучшими или одними из лучших русскоязычных литераторов современности насыщена программа ближайших дней фестиваля «Белые ночи в Перми-2013». Словом, фестивальная программа ближе к завершению проекта приобретает всё более интеллектуальный характер.

Об этом говорилось на пресс-конференции, состоявшейся вчера в Фестивальном клубе расположенного на пермской эспланаде Фестивального городка. Спикерами (извините иностранное слово, для тех, кто не в курсе, поясню: оно означает «выступающий», но удобнее, потому что короче и имя существительное) пресс-конференции были директор Пермской краевой филармонии Галина Кокоулина, петербургский композитор Александр Изосимов, главный дирижёр и художественный руководитель Уральского государственного камерного хора Пермской краевой филармонии Владислав Новик, литературный критик Александр Гаврилов и писательница Линор Горалик.

Они и презентовали собравшимся журналистам наиболее интеллектуальную часть программы многофестивального проекта «Белые ночи в Перми-2013», который сейчас стремительно движется к своему завершению (финальное шоу-закрытие «Белых ночей», напомним, назначено на ближайшее воскресенье, 23 июня).

Первые три спикера - Галина Кокоулина, Александр Изосимов и Владислав Новик, что понятно, презентовали собравшимся журналистам программу IV Певческого фестиваля «Поющее поле Прикамья». Проще говоря: выступления хоров. Которые состоятся уже завтра, 21 июня. Перед поклонниками и просто любителями этого вида искусства выступят Уральский государственнй камерный хор Пермской краевой филармонии (разумеется), Государственный камерный хор Республики Татарстан, академический хор «Млада» (Пермь), а также студенты и учащиеся Пермского гуманитарно-педагогического университета и Пермского музыкального колледжа.

Подробнее о программе Певческого фестиваля наш читатель может ознакомиться самостоятельно на официальном сайте «Белых ночей», отмечу лишь, что одним из пиковых, ключевых или даже грандиозных моментов станет премьера, можно сказать, всероссийская премьера хоровой поэмы Александра Изосимова «Сопереживание души» в исполнении Уральского камерного хора под руководством Владислава Новикова.

Именно это произведение более двадцати лет дожидалось своего часа (впрочем, Владислав Новик отозвался о ней, как о современной музыке). Александр Новиков, по его собственному признанию, обращался к лучшим хоровым коллективам Санкт-Петербурга, и к некоторым исполнителям за рубежом, но никто не брался – «из-за инотнационной сложности». «Хотя о ней писали научные статьи, она звучала в электронной версии многократно на радио Санкт-Петербурга, её показывали в Лондоне, Гамбурге, Чикаго», - сказано в сопроводительном релизе «Побщего поля Прикамья». Говоря о предстоящей премьере Александр Изосимов и Владислав Новик осыпали друг друга комплиментами и восторгами. Один – за прекрасное сочинение, которое стало для него откровением, едва он увидел партитуру (цитата: «Это сочинение о внутреннем мире человека, для меня большая радость, что мы можем его исполнить»). Другой – за превосходное исполнение, которое он наблюдал уже на репетициях (цитата: «Может быть, именно ваш хор, именно в Пермской филармонии происходит музыкальное чудо»).

И ещё несколько моментов. Во-первых, отвечая на вопросы журналистов, Владислав Новик сообщил, что в программу Певческого фестиваля, а именно – Хорового марафона, с которого фестиваль и начнётся, включены также произведения пермских композиторов (цитата: «минут на 20-25»). Во-вторых, Галина Кокоулина и Владислав Новик отметили, что им очень хотелось бы видеть на выступлениях хоров именно «свою», целевую аудиторию (поэтому: если Вы, уважаемый читатель, любите классическую музыку и хоровое исполнение, обратите внимание, Вас очень ждут!). И, наконец, опять же отвечая на вопросы, Галина Кокоулина сказала, что в случае сильного ненастья выступления хоров будут перенесены в Большой зал филармонии, как в начале «Белых ночей» произошло с концертами оркестров Владимира Спивакова и Теодора Курентзиса. Но, выразила надежду директор филармонии, скорее всего в этот раз обойдётся и погода будет хорошей. В смысле, как раз для выступлений под открытым небом (уточню: упомянутая премьера «Сопереживания души» состоится тоже 21 июня, но в Органном зале филармонии).

Критик Александр Гаврилов и писательница Линор Горалик, которые являются ведущими Книжного фестиваля, рассказали, разумеется, о Книжном фестивале. Александо Гаврилов при этом твёрдо пообещал «хором не петь». Впрочем, программа Книжного фестиваля и без того насыщенная (посмотреть её подробно можно на упомянутом уже сайте «Белых ночей»). Любопытного предстоит много, лично Вашему корреспонденту наиболее занимательной показалась лекция лингвиста Максима Кронгауза «Коммуникативная революция и её отражение в языке» (она состоится сегодня, в Летнем кинотеатре Фестивального городка, начало в 15 часов 30 минут). Понятно, что речь об интернете.

В частности, Кронгауз (в изложении Александра Гаврилова) полагает, что к двум известным состояниям современного русского языка – русскому устному и русскому письменному, которые имеют свою структуру, свою семантику и т.д., - сейчас добавилась третья – «письменный русский устный». Для пущего понимания уточню: недавно в печати вышла книга Максма Кронгауза «Самоучитель олбанского языка». По мнению Александра Гаврилова, в ближайшие годы этот тезис станет «общим местом», его включат в школьные учебники, но пока – это передовой опыт лингвистических изысканий, с которым первой, в таком камерном, можно сказать, задушевном варианте, знакомится именно Пермь. Не знаю, как Вы, уважаемый читатель, а автор этой статьи попытается на лекцию успеть и – если успею – отчитаюсь.

О состоявшемся тем же днём, за несколько часов до пресс-конференции увольнении Марата Гельмана с должности директора Пермского музея современного искусства PERMM, собравшиеся не говорили. Что, собственно, вполне объяснимо – едва ли организаторы Книжного и Певческого фестивалей могли бы сказать что-нибудь информативное. Однако вскользь, полунамёком и, наверное, нечаянно, тот же Александр Гаврилов коснулся темы нужности «Белых ночей» и, например, Книжного фестиваля вообще. В принципе. Процитировав ответ директора Эдинбургского книжного фестиваля (цитата: «молодая такая, живая девушка») на вопрос, заданный Гавриловым, не чувствует ли она разницы между Книжным фестивалем и проходившим в те же дни и там же, в столице Шотландии фестивалем духовых оркестров. «Разницы никакой нет, - ответила эдинбургская коллега. – Фестиваль – это продажа уникальных культурных переживаний».

Фестиваль близится к завершению, да здравствует фестиваль.


Автор – основатель и обозреватель «Иной газеты – Город Березники»
Персональный блог Андрея Лучникова на Blogber: http://blogber.ru/andrei-luchnikov
Блог Андрея Лучникова в Живом Журнале: http://new-oboroten.livejournal.com/
Литературные произведения Андрея Лучникова: http://proza.ru/avtor/obor13
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс