Добрый начальник Вселенной

Роман Рябцев, кумир девчонок девяностых, умиравших в экстазе под «Странные танцы» и прочую лирику «Технологии», в приближении здорово похож на средней величины черта. Или беса. Он весьма отличается от своего отстраненно-романтического сценического образа. Обаятельный, живой и подвижный, как ртуть, он разговорчив, язвителен и саркастичен. Не лезет за словом в карман и знает цену острому словцу.

КРАСНАЯ ТРЯПКА ЗАПРЕТОВ
С Романом мы встретились сразу после выступления на «Химфесте». Не успели музыкантам принести ресторанное меню, как вся команда повытаскивала мобильные телефоны и полезла в интернет. Смеются, обсуждают, показывают друг другу ролики и фото. Хит вечера: афиша отшумевшего Дня химика с портретом группы. Хохот до потолка: авторы плаката разместили фото музыкантов, начисто отрезав голову вокалиста Владимира Нечитайло.

— Роман, как удобнее: на «ты», на «Вы», по имени-отчеству, может быть «Начальник Вселенной»?
— На «ты», конечно. «Начальник Вселенной» — это просто название песни и статус в социальных сетях.

— Первое, что березниковцы увидели сразу после выхода «Технологии» на сцену — тебя, красиво дымящего сигаретой. К первоиюньскому антитабачному закону как относишься?
— Да никак. Этот дурацкий закон лоббируют сами табачные компании. Во всех странах, где принимались подобные законы, в результате менялось только одно: сигареты дорожали. Люди курили и будут. Сидишь в аэропорту, на десять часов задержали рейс, а курилку ликвидировали. Ты уже прошел регистрацию, а то и таможню, выйти из здания нельзя, злой, как черт.

А поезда? Я еду, допустим, из Москвы во Владивосток. Неделю не курить? Идиотизм. Для меня запреты— как красная тряпка для быка. Буду курить, и на сцене тоже. А вот алкоголь давно не употребляю, скоро три года будет. В какой-то момент это стало мешать нормальной жизни. Курение пока не мешает.

НЕ НУЖНО УЧИТЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ
На вопросе об отношении к проблеме гастарбайтеров, толерантности и националистическим движениям оживилась вся группа. Сторонников отправки «понаехавших» по домам не обнаружилось, но каждому нашлось что сказать: припомнили и отношение приезжих к русским девушкам, и то, что в родном вузе во время проверки у кавказских студентов было конфисковано 24 единицы оружия, даже молчаливый вокалист Владимир Нечитайло отметил, что ужасно надоел миф о том, будто гастарбайтеры-де мусульмане, от того не пьют и ударно трудятся. По контрасту с ленивыми и вечно пьяными русскими.

Роман резюмировал:
— Сфотографировать их что ли, с пивом, совершенно неадекватных, чтобы тему закрыть? В Москве страшно рядом с метро идти, всюду пьяные полуголые мигранты. «Русские марши» — это не спасение. Практика показала, что властям пофигу на любые демонстрации. Собака лает — караван идет. Минрегион собирается потратить полтора миллиарда рублей на строительство центров толерантности, в которых русских будут учить понимать приезжих.

Не мигрантов русскому языку и нормальному поведению в нашей стране, а русских — толерантности. Это идея наоборот, очередной попил денег, бессмысленный и беспощадный. Да, это арабы алгебру придумали, никто не говорит, что они хуже. Элита и колхоз есть везде. И убирать московские улицы едет не элита.

ГИТАРУ Я НЕ ПРОПИВАЛ
— Кстати, об арабах и алгебре: правда, что ты свободно владеешь арабским языком?
— Чушь полная! Как же эта байка надоела! Да, я в детстве пять лет провел с родителями в Сирии, но как из этого следует, что я говорю по-арабски? Знаю несколько слов, смогу сосчитать до десяти, да и всё. Кто-то когда-то об этом написал и понеслось: Рябцев немного знает арабский, хорошо знает, теперь вот, оказывается, «свободно владею».

Это сложный язык, очень отличающийся от русского. Его не так-то легко выучить. Есть еще одна не менее знаменитая «утка» обо мне, которая таскается из одного СМИ в другое: якобы, после распада «Технологии» Рябцев запил, да так крепко, что пропил и гитару и синтезатор. Тоже ерунда. Во-первых, на тот момент я уходил радостно, хотел этого, сразу занялся другими проектами. А, во-вторых, никогда не продавал инструменты. Ни единого. Все, что покупал, навсегда осталось со мной. Так что на сегодня у меня около тридцати синтезаторов, целая коллекция.

ПАРТИИ ЛЮБЯТ ЗА ДЕНЬГИ
— Правда, что ты приложил руку к записи незабвенных «Белых корабликов» Карины М. и группы «Подъём»?
— Записывал вокал, сводил, делал альбом. Не только для них. В той или иной роли я работал с Сашей Айвазовым, с группой «Кар-Мэн», «Тату», Владом Сташевским. Раз пять выступал как промоутер, в том числе с Кариной и «Подъемом». В кризисные времена вообще надолго забросил сцену и занимался только подобной студийной работой. Это был бесценный опыт: совершенно разные жанры, и нужно сделать так, чтобы музыка звучала нормально.

В работе со звуком вкусовщина неуместна. Есть общие принципы, работающие во всех стилях: например, после 80 герц «бочку» лучше обрезать. Нравится, не нравится... Мне «Коррозия металла» нравится, Паук круто гонит.

— Ты интересуешься политикой?
— Интересуюсь, на выборы хожу. Партию власти не люблю, за что ее любить? Только за деньги. Так и запиши. Пригласят, заплатят — сыграем. Главная проблема нашей политики в том, что серьезной платформы нет ни у кого, и у «Единой России» ее тоже нет. При Ельцине хоть борьба идей и политиков была, а сейчас все одинаковое.

— Расскажи о персонаже вашего клипа «Дивный новый мир». Его увидевши, не забудешь: с макушки до пят загипсованный инвалид с головой в виде земного шара...
— Это отдельная история. Клип снимал режиссер, известный под именем Edward 209. Как его зовут на самом деле, не знает никто, даже на студии, где мы работали. Он делал клипы для Бьорк, для «Paradise Lost», сотрудничал со многими звездами. Сам предложил сделать нам клип. Придумал этого персонажа с обугленной головой, которая и есть мир. Кадр из клипа, где он сидит в инвалидной коляске у автобусной остановки с надписью «Рай» стал обложкой альбома «Носитель идей».

Мы решили, что раз у этого героя такая большая голова, то в ней идеи и помещаются. А забинтован, чтобы от их количества эта голова не лопнула. Мы этот образ использовали для рекламы альбома: выкупили площади на дверях питерских маршруток, не «ГАЗелей», а таких, побольше, и разместили его там. А придуманные Эдуардом костюмы потом несколько лет были нашей концертной одеждой.

АВТОГРАФ ДЛЯ СЕРЕЖИ
Еще перед концертом, клюнув на бейдж с надписью «пресса», ко мне подскочил березниковский подросток Сережа. Совершенно незнакомый, но весьма шустрый. Очень просил провести за кулисы к «Технологии». Предлагал держать блокнот, подавать фотоаппарат и вести себя тихо, как самая скромная на свете мышь. Узнав, что это невозможно, жутко расстроился. Но попросил автограф взять и задать музыкантам пару вопросов.

Обещала и задаю:
— Кто герой песни «Нажми на кнопку», что за неведомый творец, может быть, бог?
— Ни в коем случае! Мы не пишем песен о выдуманных персонажах. Да и о конкретных людях тоже. Про Ксюшу с Лехой — это к Апиной. У нас тексты абстрактные, чтобы каждый мог понимать «в меру своей испорченности». Я считаю, что объяснять текст песни, — это то же самое, что пересказывать смысл анекдота. Глеба Самойлова из «Агаты Кристи» как-то спросили, о чем его песня «Дворник». Он ответил, что не помнит, потому что ему было четырнадцать лет, когда он ее написал.

— И снова о богах: ты атеист?
— Еще какой. Нет, когда я был ребенком, на Пасху, конечно, в семье красили яйца, мы с братом потом их с удовольствием лопали. Но это был не религиозный праздник, а чисто календарный. Как отношусь к РПЦ? Бесит, бесит, бесит! Одна история мерзее другой: то больницу у детей отбирают, потому что раньше, черт знает когда, это здание принадлежало церкви, то в школы лезут со своей православной культурой. А когда у них праздник, то по всем центральным каналам одновременно церковные службы транслируются. И надо помнить, что во многих регионах это единственное доступное телевидение.

Я был в католических странах, где очень много религиозных людей, но такого, как у нас, там не бывает. Омерзительны все эти истории о попах на дорогих машинах, которые сбивают людей на тротуарах, а потом за это не отвечают, про дачи и часы патриарха. К верующим я отношусь нормально, полно таких знакомых. Но адекватных. Им тоже все это безобразие совсем не нравится. И то, какие отношения строит с церковью наша власть — тоже. По своему отцу сужу, что «бывших атеистов» не бывает. Когда по праздникам политики позируют в церкви со свечкой, то это не вера. А попытка сделать из религии новую идеологию, взамен коммунистической.

— А ты злой. Насколько я знаю, ты много общаешься в интернете, все свои аккаунты на сайтах и в соцсетях ведешь сам и бываешь весьма кусачим.
— Неправда, я очень добрый. Даже белый и пушистый. Обижать людей не люблю. Вот послать, — да, это запросто. Дураков не выношу, особенно самоуверенных и лезущих со своим очень важным мнением. У меня даже «Вконтакте», где я почти не бываю, около двух тысяч «друзей» и три тысячи семьсот с лишним подписчиков на фейсбуке. Был бы я злой, все бы разбежались.

Свой автограф Сережа, к слову, получил. И не только от Романа, расписалась вся группа. Прозвучал и вопрос «когда выйдет новый альбом», куда без него-то. Но какой артист любит испытывать судьбу, лишний раз рассуждая о планах?
— Ну вот, опять! А никогда! Трам-пам-пам! Это будет аудио-книга, я думаю. Но бумажная и непременно в твердом переплете.

На вопросы о личной жизни и семье Роман отвечать отказался наотрез, сославшись на то, что были уже из-за подобной откровенности проблемы, и больше они ему не нужны. Но буквально на днях музыкант сменил статус в социальных сетях на «Состоит в отношениях». Остается только порадоваться и пожелать счастья.


Автор – корреспондент газеты «Березники Вечерние»
Опубликовано% газета «Березники Вечерние»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


интервью