Выбоины и колдобины. Советы автовладельцам

Если в холодное время года главным врагом автолюбителей был гололёд, то сейчас, весной, «вторая беда России» подкидывает всевозможные сюрпризы — к примеру, успевшие оттаять дорожные ямы, ранее скрывавшиеся под слоем снега.

Попасть в ловушку поврежденных дорог очень просто. Водитель не успевает затормозить или попросту не может вовремя заметить трещину — и хорошо, если результатом аварии станет лишь слетевшее колесо. Из этой печальной ситуации есть два выхода. Можно «наплевать и забыть», подлатав пострадавшее авто за свои деньги, а можно настоять на возмещении ущерба, а заодно и ремонте дороги. В первом случае помощь нашей рубрики вам не понадобится, зато тем, кто не собирается смиряться с ударами судьбы и хочет оказать сопротивление плохим дорогам, стоит знать, что говорит закон.

Требования к состоянию дорог определены ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Согласно этому стандарту, который устанавливает допустимые предельные значения показателей состояния автомобильных дорог, повреждениями дорожного покрытия признаются, в частности: ямы, выбоины, просадки дорожного полотна, превышающие в ширину хотя бы 60 сантиметров, в длину — 15 сантиметров, или 5 сантиметров в глубину, а также отклонения крышки люка смотрового колодца относительно уровня покрытия более 2 сантиметров. При этом ГОСТ Р 50597-93 распространяет своё действие на проезжую часть всех классов дорог: от федеральных автомагистралей до дворовых проездов.

Прописаны в стандарте и нормативные сроки ликвидации опасных помех. На исправление ям и выбоин ответственным лицам отводится от пяти до десяти суток, в зависимости от интенсивности движения на поврежденном участке. Проблемы с люками канализационных колодцев должны быть решены не менее чем за сутки, а разрушенные крышки колодцев и вовсе установлено заменить за 3 часа. Таким образом, если вам не повезло получить компенсацию за материальный ущерб от разбитого дорожного полотна, вы всегда можете потребовать возмещения вреда. Но от кого и как?

Скрип тормозов, автомобиль нервно дергается, раздаются различные неприятные звуки — вы попали в аварию, угодив в незамеченную яму на дороге. Что делать?

ШАГ НОМЕР НОЛЬ
Окажите медицинскую помощь тем, кто в ней нуждается. Вызовите скорую. Мы, конечно же, надеемся, что если повреждения и были нанесены, то их потерпела, в первую очередь, машина, а не люди.

ШАГ ПЕРВЫЙ. ГИБДД
Перед тем, как вызвать инспекцию безопасности дорожного движения, вы должны соблюсти ПДД до конца: немедленно остановить автомобиль, включить аварийную световую сигнализацию или выставить знак аварийной остановки, и — это важно! — до приезда автоинспекции ни в коем случае не передвигать с места происшествия ни авто, ни предметы, имеющие отношение к ДТП. Теперь вам следует зарегистрировать происшествие в ГИБДД. В случае с плохой дорогой, качество которой и привело к происшествию, присутствие сотрудников ГИБДД на месте крайне желательно, поскольку они должны осмотреть дорожное покрытие и составить акт о неудовлетворительных дорожных условиях. Поэтому даже если вам сообщат, что следует составить схему и вы должны прибыть в отделение инспекции самостоятельно, — напомните об этом важном документе сотруднику инспекции. В крайнем случае, узнайте, кто именно дал вам такой отказ и позвоните в дежурное УВД или прокуратуру.

И всё же упомянутую выше схему следует составить обязательно. На ней необходимо указать место, где произошло ДТП, причём, как можно точнее — ориентиром здесь может служить, к примеру, номер ближайшего дома. Также необходимо схематично изобразить место происшествия, не забыв при этом обо всех необходимых замерах, в том числе размерах повреждения дорожного покрытия и длине тормозного пути. Наконец, попросите подписать схему понятых — прохожих или водителей. Если при оформлении материалов сотрудники ГИБДД станут включать в ваши объяснения то, что вы якобы превысили скоростной режим или допустили оплошность, а возможно, и начнут выписывать вам за это штраф, — не стесняйтесь пресекать эти попытки, а в крайнем случае, обращайтесь в суд. Именно чтобы избежать оговоров, в своих объяснениях вам стоит указать и свидетелей ДТП. Кстати, о них.

ШАГ ВТОРОЙ. «КАКИЕ ВАШИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА?»
Лучшими очевидцами неприятного события могут стать другие водители, оказавшиеся в момент аварии неподалеку. Они смогут указать все важные тонкости происшествия — к примеру, была ли превышена скорость вашего движения. Наконец, если они не в первый раз проезжают тем же маршрутом, то в красках распишут все недостатки дорожного покрытия на опасном участке. Но ценен любой свидетель, поэтому не пренебрегайте и данными от простых пешеходов, которые застали момент ДТП. Если же очевидцев происшествия рядом не оказалось, то не забудьте отметить и тех свидетелей, которые застали последствия происшествия — их слова будут не менее важны.

Стоит сказать спасибо техническому прогрессу. Сегодня практически в каждом телефоне есть функции фото— и видеосъемки. Если у вас под рукой нет хорошего фотоаппарата, который может зафиксировать ситуацию, можно воспользоваться и камерой телефона — наличие любых фотографий сыграет в вашу пользу, если дело дойдёт до судебных разбирательств.

Эксперты советуют сделать снимки места происшествия с разных дистанций: с дальних расстояний (50-100 метров) — чтобы привязать случившееся к определенным стационарным объектам вроде домов или столбов; со средних расстояний — здесь должны отразиться следы торможения; и, наконец, снимки, сделанные вблизи, должны запечатлеть повреждения машины и сам дефект дороги, приведший к аварии. При фотографировании причин аварийной ситуации — трещин и рытвин, — стоит для сравнения размеров приложить к ним линейку или любой другой предмет, скажем, зажигалку.

Напомним, что сейчас мы подтверждаем, в первую очередь, вашу собственную невиновность в происшествии, а лишних доказательств в таком тонком деле не бывает.

ШАГ ТРЕТИЙ. ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА
Итак, вы не виноваты в аварии — причиной стало дорожное покрытие. Но кто же причастен к сомнительному качеству дороги и кто несет ответственность? Этот вопрос действительно непрост. Узнать владельца данного участка дороги можно в ГИБДД. Однако если истинного хозяина потрескавшегося полотна выявить не удается, то ответчиком можно считать службы, обслуживающие дорогу, администрацию района или города.

Цифра причиненного ущерба не берется «из головы» — для оценки причиненного транспортному средству вреда приглашаются эксперты из оценочной фирмы. На осмотр пострадавшего автомобиля вы должны пригласить и потенциальных ответчиков — они могут не явиться на оценку, однако вы должны быть готовы подтвердить факт приглашения (копия приглашения с почтовым уведомлением о вручении или копия телеграммы с уведомлением о вручении).

Явившиеся представители должны зафиксировать свое согласие с оценкой подписями в специальном акте либо, наоборот, не согласиться с утверждениями о том, что эти повреждения автомобиль получил именно в этой аварии на этом участке.

Однако, когда сумма ущерба утверждена экспертом, остаются два варианта развития событий. Один из них — это досудебное решение проблемы с добровольным возмещением вреда. В этом случае вам необходимо предъявить ответчику претензию, в которой следует описать ДТП, приложить документы, подтверждающие размер ущерба, и указать требование о его возмещении. Если же ответчик не согласится, то свою правоту вам придётся отстаивать в суде. Помощь вам могут оказать юридические фирмы нашего города.

Но всё же, по сложившейся традиции, мы надеемся, что эти рекомендации вам никогда не пригодятся. Удачи на дорогах!

Благодарим за помощь в подготовке статьи юриста компании «Успех» Елену Ворожбет.


Источник: “Неделя.RU”
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс