Сразу четыре выставки работают в Палатах Строгановых

Текст: Ольга Коновалова

Усольские Палаты Строгановых, пожалуй, самый уникальный музей в крае, в буквальном смысле, созданный на пустом месте. Музейщикам достались только стены и ни одной подлинной строгановской вещи. Аутентичных артефактов строгановских времён здесь попросту нет: произведения знаменитых школ Строгановской иконописи, золотого шитья и рукописных книг осели в фондах Москвы и Санкт-Петербурга. Тем не менее, музей привлекает более 25 тысяч посетителей в год. При том, что население города Усолье составляет всего шесть тысяч жителей. Чем же «берут» публику сотрудники Палат? Исключительно креативным мышлением. Вот и сейчас здесь до конца мая работают сразу четыре передвижных выставки, объединённые одной темой - ряжение, маскирование. Это фотовыставки московской художницы Татьяны Кроль - «Венеция» и словацкого фотографа Ивана Коеглера - «Фашианги и маски», коллекция одежды Натальи Лагуновой «Путь длиной в жизнь» и выставка ювелирных изделий из камня студентов Уральской академии искусств.

ВЕНЕЦИАНСКИЙ КАРНАВАЛ
Выставки открылись две недели назад. В Усолье побывали два автора – Татьяна Кроль и Наталья Лагунова. У посетителей вернисажа была возможность пообщаться с художницами. Татьяна Кроль успешно работает с современными цифровыми технологиями, художник, искусствовед, член Союза художников и Союза журналистов России, член Международной Ассоциации искусствоведов. Живёт и работает в Москве, окончила академию художеств в Санкт-Петербурге. Работает в цифровой технике печати на холсте и алюминии. В Палатах Строгановых впервые представлен проект, где художник использует оцифрованное многослойное монохромное фотографическое изображение, нанесённое на прозрачный плексиглас с помощью ультрахромовой печати.

Венецианский карнавал - роскошный феерический спектакль, на протяжении многих веков удивляющий богатством красок, изящностью форм. Принять участие в нём может любой, кто осмелится на время перевоплотиться в лукавого персонажа комедии дель арте или примерить маску соблазнительницы или Баута.

Аннотация к выставке утверждает, что «…работы Татьяны Кроль - прозрачные призрачные сны, в которых автор гуляет с томными персонажами - духами места. Они вместе идут по истёртым старинным камням тихих переулков таинственного города-лабиринта, по его многочисленным местам и набережным с прекрасными палаццо, созерцая великолепнейшие гондолы, медленно рассекающие спокойную гладь воды».

Художник создаёт парадоксальные образы времени и места, одиночества и красоты: за каждой маской здесь спрятано одиночество в застывшем остановившемся времени. Чёрно-белое изображение позволяет рассмотреть мельчайшие детали: изысканность кружева масок и архитектурные украшения палаццо, каналы, покрытые мелкой рябью. Каждая работа авантажна и притягательна. Это ещё больше подчёркивается выбранной автором техникой. Изображение на плексигласе повторяется тенью на белом фоне выставочного стенда.

Интересно построена и композиция работ. Например, портрет в зеркальном симметричном изображении. Одно и то же лицо соблазнительницы, повторённое дважды… А складывается впечатление, что это две разные личности, скрытые под одинаковыми масками, попавшие в пикантную ситуацию. Они слегка кивают друг другу, втайне надеясь, что остались неузнанными. К сожалению, фотокамера не смогла передать красоту сложной техники, это надо видеть своими глазами.

Татьяна Кроль: «С 2002 года, когда я впервые увидела Венецию – тогда и были сделаны эти снимки, была потрясена этим странным местом - печальным городом воды и отражением обветшалых фасадов декораций дворцов и бесконечных мостов. Я была очарована всей этой разрушающейся красотой невероятного города искусства, медленно уходящего под воду, находящегося вне времени и пространства. Но для меня остаётся загадкой, почему меня тянет в Венецию до сих пор. Создавая этот проект, я мысленно путешествовала по местам Казановы, смотрела «Казанова» Федерико Феллини, читала Бродского «Набережная неисцелимых». Я давно хотела побывать в Усолье, в необыкновенном доме Строгановых. Художники, которые выставлялись здесь, называли это место волшебным, и сегодня я в этом убедилась. Я поражена, как необычно здесь смотрятся мои работы».

СЛОВАЦКАЯ МАСЛЕНИЦА
Работы словацкого фотографа Ивана Коеглера в отличие от фото Венецианского карнавала наполнены радостью жизни, насыщены буйной энергией и яркостью красок Коеглера называют некоронованным и коронованным королём праздника Фашианги (словацкой Масленицы), в котором доминируют Фашианги (участники действа) и маски, с которыми он себя внутренне отождествляет.

Иван Коеглер: «Чувствительное сердце и неуёмная энергия сочетаются в нём так, как во время маскарадов Фашиангов сочетаются весёлость, бесшабашность, активность и глубоко чувствующая человечность».

В начале творческого пути Иван Коеглер был документалистом и делал репортажи о феериях, но позже перешёл к передаче самой атмосферы Фашиангов, пропуская её через призму творческого взгляда, когда фотографическая техника лирически поэтизирует реальность. Его фотографии не повторяют, а открывают мир и жизненные ценности.

В Словакии Масленица начинается с 6 января и длится до прощённого воскресенья. По деревне ходят ряженые, устраиваются забиячки (забивают свиней и делают мясные пиры), а в городах это время балов-маскарадов. На выставке представлены фотоработы, рассказывающие о масленичных традициях в современной Словакии. Персонажей множество: от традиционных - лавочников, евреев, хитрых старушек и старичков – до современных - мимических, колдовских и ужасных.

ИЗ ПАУТИНЫ БЕСКОНЕЧНЫХ ДОРОГ
Проект Натальи Лагуновой, нашей землячки, окончившей Ивановскую государственную текстильную академию,- это коллекция мужской и женской одежды под названием «GYPSY GO» - «Путь длиною в жизнь», и не просто коллекция, а творческая самопрезентация. Своё увлечение историей испанских цыган художница воплотила в самобытные костюмы, наполненные духом далёких стран и путешествий. Необычная интерпретация образов основана на ассоциации и богатом воображении автора.

Наталья Лагунова: «Они, испанские цыгане, уходят вслед за вчерашним солнцем, а завтрашний день носят за пазухой, как недоеденный ужин, их жизнь соткана из паутины бесконечных дорог…»

Вот так поэтично художница говорит о своих героях, об этом до сих пор никому непонятном на Земле этносе. Её коллекция выполнена из гладкошёрстных тканей, различных по составу белого, чёрного и охристого цветов, а также вязаных изделий. Они очень просты и лаконичны, но в то же время некоторые детали кроя непонятны. Под огромной женской курткой из грубой шерсти бушлатного вида - лёгкая блуза: есть огромный воротник, но обнажена грудь; есть манжет, но нет самого рукава. Какие мысли вложила автор в это несообразие? Наталья ответила очень просто: «Цыгане одеты на все случаи жизни. Ночь холодна, а день может быть жарок. Они никогда не знают, что ждёт их за следующим поворотом».

Кроме одежды на манекенах на выставке представлены фото и эскизы моделей Натальи Лагуновой. О таланте молодого дизайнера одежды говорит тот факт, что Вячеслав Зайцев, увидев работы Натальи, приобрёл половину её коллекции.

УРАЛЬСКИЕ САМОЦВЕТЫ
Казалось бы какое отношение к ряженью имеют ювелирные изделия? По словам директора музея Стаса Хоробрых, самое прямое: «Даже, надевая обручальное кольцо, начинаешь чувствовать себя другим человеком». А если это колье из самоцветов? Тут уж статус человека поднимается почти самопроизвольно.

На выставке «Ювелирное искусство» представлены работы мастеров Уральской государственной архитектурно-художественной академии. Изделия изготовлены из серебра, цветных металлов, ограночных уральских камней, которые и называют самоцветами, и цветных – ювелирно-поделочных камней. К слову, колье и браслеты органично соседствуют с панно, часами и природными кристаллами. В изделиях уральских ювелиров отразилась вся красота и сила камня: утончённость окраски, блеск, прозрачность, радужная игра цвета, искристость, текстурный рисунок. Не зря же известные исследователи утверждают, что во всём мире трудно найти ещё одно такое место, где было бы сосредоточено такое количество полудрагоценных и драгоценных камней, как на Урале.

В этот же день экс-глава Усольского района Геннадий Шехматов и Анета Маренчикова, советник по культуре Посольства Словакии в РФ, директор Словацкого института в Москве, подписали соглашение о культурном сотрудничестве сроком на год. Так что в Палатах Строгановых нас будут ждать новые встречи, необыкновенные выставки и яркие впечатления.


Источник: Газета «Металлург» – издание АВИСМА, г. Березники, Пермский край
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


искусство