Официальная приёмка бед

Похоже, Интернет-приемы в Березниках приживутся.

Текст: Роман Коротаев

До начала еще минут 20, а в фойе уже собралась группа желающих попасть на прием. Человек десять, не меньше. Все пенсионеры. Потихоньку выясняют друг у друга, кто с какими проблемами пришел. Оказалось, что половина пришла жаловаться на увеличение суммы в коммунальных счетах. Остальные пришли не с этим, но для них это тоже больная тема. Бурное обсуждение на несколько минут перерастает в галдеж. В эти минуты кажется, что сейчас вспыхнет стихийный митинг.

Когда в зале информации Центральной городской библиотеки начинается интернет-прием Уполномоченного по правам человека в Пермском крае, в фойе наступает тишина. Люди как бы подбираются, собираются с мыслями. Некоторые начинают перечитывать бумажки с заранее подготовленным текстом. Для большинства Уполномоченный — последняя надежда на то, что справедливость все-таки восторжествует.

Сам интернет-прием проходит так. Посетителю на голову надевают гарнитуру с наушниками и микрофоном, усаживают перед компьютером, оборудованным веб-камерой. В компьютере уже запущена специальная программа для видеосвязи через Интернет. На другом конце провода консультант, сотрудник аппарата Уполномоченного по правам человека. Тоже с наушниками, микрофоном и перед веб-камерой.

В Березниках такой формат консультаций используют впервые. Все мероприятие сегодня — пробный шар. Если все пройдет нормально, то интернет-приемы будут практиковать и дальше — сэкономится куча времени и бюджетных денег.

В процессе консультирования задействованы два компьютера. Соответственно, работают два консультанта, что позволяет принимать двух посетителей одновременно. Одна точка приема и специалист отведен специально под проблемы ЖКХ, второй — под все остальные вопросы.

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина. Но прием сегодня ведет не она, а сотрудники ее аппарата, помощники. Впрочем, они это делают ничуть не хуже — все опытные юристы.

Сажусь рядом с компьютером, где консультируют «по всем остальным проблемам». Первый посетитель. Дедушка крайне преклонных лет (позже он сам называет возраст — 96 лет) пострадал от финансовой пирамиды, приснопамятного «Ковчега». Жалуется, что никак не может добиться возвращения денег. Впрочем, далее, со слов посетителя, становится понятно, что суды все еще не закончились, судебного решения еще нет.

К сожалению, весь аппарат Уполномоченного не в состоянии ускорить тяжелую машину российского судопроизводства. Видимо, именно это и объясняет консультант. Окружающим не слышно, что именно он говорит, поскольку его речь, напомним, выводится в наушники посетителя.

Консультация окончена. Дедушка, снимая наушники, поясняет в мою сторону: «Сказали надо ждать, что суд решит». Вежливо благодарит сотрудников библиотеки и откланивается.

Следующий посетитель. Владимир Алексеевич. Рассказывает, что судился со своим работодателем, компанией «Уралхиммонтаж» за зарплату, которую работодатель никак не хотел выдавать. Суд признал правоту Владимира Алексеевича. В дело вступили судебные приставы. Сам истец уже вышел на пенсию по возрасту и оставил работу, а зарплату так и не получил. Хочет, чтобы ему посодействовали в исполнении решения суда...

Очередь неспешно движется. Еще один пенсионер — Алексей Ефимович. В детстве переболел туберкулезом позвоночника. С тех пор каждый год ездил поправлять здоровье в специализированный санаторий в поселке Шалаши. Но, как исполнилось 60 лет, врачи путевку давать отказались. Мотивировали тем, что у Алексея Ефимовича проблемы с артериальным давлением и поэтому ему нельзя в Шалаши. Мол, там санаторий все-таки, а не больница. Сам Алексей Ефимович считает, что его просто списали по возрасту. Только отказываются это признать. Он даже нанял юриста и подал в суд. Но в первой инстанции решили, что Алексей Ефимович неправ. Он обжаловал это решение в краевом суде. А пока заседание по жалобе не назначено, решил узнать, нельзя ли как-то еще повлиять на докторов. Оказалось, что нельзя. Такого рода вопросы может решить только суд. Вероятно, помощники Уполномоченного могли бы помочь составить заявление, но в данном случае это уже не требуется.

Еще посетитель. Строгого вида высокая женщина, в годах, с пышной прической. Видно, что в горе. Так и есть. В больнице скончался любимый сын сорока лет от роду. Скончался достаточно неожиданно, до этого особых проблем со здоровьем он, по словам посетительницы, не испытывал. Ровным безжизненным голосом женщина возмущается, что врачи отказываются выдать ей медицинскую документацию сына: «Где в законе написано, что мать не может получить информацию о здоровье сына?!»

Оказывается написано. Сын самостоятельный человек. При госпитализации не оставил распоряжения, кому можно предоставлять информацию о состоянии его здоровья. По закону это означает, что нельзя никому.

Голос матери начинает немного дрожать от возмущения и раздражения. Она говорит, что недовольна консультацией. Но названия законов и номера конкретных статей, которые ей диктует консультант, записывает в книжечку. В конце говорит, что она педагог со стажем, что долго работала в школе и что ставит консультанту «неуд». Консультант стоически выдерживает все язвительные реплики. Посетительница в сердцах снимает наушники и уходит.

Входит другая женщина. Марина Николаевна. У нее тоже горе. Три года назад пропала дочь. Ушла от гражданского мужа, но до матери не дошла. До этого гражданского мужа судили за истязания сожительницы. Милиция (в 2010-м году она называлась еще так) отправила заявительницу в прокуратуру. В прокуратуре заявление приняли. Искали положенных полтора года. Потом прекратили. Дочери, когда она пропала, было 19 лет. Марина Николаевна говорит: «Дело передали новому следователю, а он мне сразу заявил, мол, не искал и искать не буду». Женщина интересуется у консультанта, есть ли еще какие-то возможности продлить официальные поиски.

Всего, согласно пресс-релизу администрации города, интернет-прием Уполномоченного по правам человека посетили 19 чело-век. Примерно треть посетителей пришли, чтобы пожаловаться на проблемы необоснованного начисления платы за услуги ЖКХ.

В целом, сам формат консультаций через видеосвязь оказался вполне удобным. Скорее всего, подобные приемы будут время от времени повторяться. Хотя и личные визиты Уполномоченного в города Пермского края тоже продолжатся. Так, 1-го марта в Березниках намерен провести прием Павел Миков, Уполномоченный по правам ребенка.


Источник: «Березники Вечерние»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс