Ларёчная сага

Текст: Михаил Ермолович

За двадцать с лишним лет березниковцы привыкли к тому, что уличная мелкая розница приобретает все более благообразный вид. Вершиной уличной торговли как класса стали остановочные комплексы с встроенными в них киосками и магазинчиками -такие точки не вызывали отторжения ни у пассажиров общественного транспорта, ни у покупателей.

В ШАГОВОЙ ДОСТУПНОСТИ
И в самом деле, совмещение функционала остановки и магазина, выполненное в едином архитектурном стиле, не портило внешний облик городских улиц, а потребитель мог, не отходя от остановки, приобрести что-нибудь в ларьке. Круглосуточный режим работы этих торговых точек также воспринимался обществом, в целом, положительно — ждать последний или первый рейс автобуса на такой остановке считалось более безопасным занятием, чем на пустынной улице, ведь почти все ларьки были оборудованы кнопкой тревожной сигнализации.

Избитый гражданин, у которого в темном переулке «отжали» сотовый телефон, мог дохромать до ближайшего работающего киоска и попросить вызвать наряд полиции. После того, как в Березниках закончилась эпоха мини-рынков, именно киоски возле остановок помогали выжить нашим пенсионерам, обеспечивая их относительно недорогими полуфабрикатами, мясными и молочными продуктами. Одним словом, в последнее десятилетие в уличной торговле горожане видели больше пользы, чем вреда, как вдруг ларьки начали дружно исчезать с остановок, уступая место одинаково безликому прозрачному пластику, толком не спасающему ни от дождя, ни от ветра и не несущему в себе никаких других функций, кроме как функции остановки общественного транспорта. Новые остановочные павильоны, уже без объектов торговли, появились в Березниках еще в 2011 году, а неделю назад был разобран очередной киоск на остановке «Уралкалий».

ПРАВИЛА ИГРЫ ВНОВЬ ПОМЕНЯЛИСЬ?
С того момента, как была разрешена торговля на улице, она, при всех ее недостатках, имела одно важное преимущество перед большими магазинами — в ларьке можно было купить дешевле. И кстати, формат торговли 24 часа в сутки, скорее всего, был перенят «большой» торговлей именно у мелких конкурентов. Горожане средних лет и старше прекрасно помнят времена, когда в восемь-девять часов вечера в городе до утра закрывались все продовольственные магазины.

Ранние 90-е выплеснули на улицы сотни разномастных торговцев, сбывающих продукты с автомобилей, деревянных ящиков, а то и просто с газетки, расстеленной на асфальте. Именно тогда в Березниках была предпринята первая попытка упорядочить уличную мелкую розницу. Были определены места торговли, а на выделенных площадях появились железные прилавки. В скором времени их заменили на железные киоски, а в конце 90-х, в эпоху расцвета мини-рынков, торговля продуктами переместилась в «тонары» — легковые автоприцепы-киоски. Но и они просуществовали не очень долго. Примерно десять-двенадцать лет назад уличную торговлю начали перемещать в новый формат — формат остановочных комплексов.

Понятно, что все эти метаморфозы, затянувшиеся на целое десятилетие, предпринимательство претерпевало исключительно за свой счет. А владельцам остановочных комплексов, помимо возросшей платы за аренду земли, приходилось заниматься и содержанием остановки. Но малый бизнес, закаленный в сражениях за свои права (многие помнят 1998 год, когда предприниматели даже устраивали забастовки, пытаясь добиться диалога с тогдашней администрацией города), смог выдержать и эти дополнительные условия. Так почему же сегодня, через десять лет относительного спокойствия, остановочные комплексы массово отправляются под снос? Нет ли в этом признаков очередного наступления на малый бизнес? И кому выгодно, чтобы горожане покупали продовольствие исключительно в крупных сетевых магазинах?

БИТЬСЯ ЗА СВОЕ ДО ПОСЛЕДНЕГО
Нам удалось поговорить с предпринимателем, отстаивающим свое право держать на одной из городских остановок небольшой нестационарный магазин. По его словам, еще два года назад истек срок аренды земли под объектом, но городская администрация не пролонгировала договор, а потребовала демонтировать сооружение, после чего его владельцу предлагалось вновь поучаствовать в конкурсе на право аренды земельного участка. Предприниматель не согласился, мотивируя свой отказ тем, что речь идет не о пустом участке земли, который необходимо освободить, а о демонтаже объекта, который простоял на остановке более десяти лет, никому не мешая. И есть ли смысл убирать магазин, чтобы затем, после конкурса, возводить его вновь. Впрочем, ситуация с этим объектом непростая, вот уже длительное время стороны решают вопрос в арбитражных судах разного уровня, и точка в их споре пока не поставлена.

Ну, а нам с вами остается подытожить разговор мыслью о том, что городским властям при решении вопроса о нестационарной торговле лучше было бы исходить из интересов горожан. Многим из них наверняка более по душе недорогое молоко, масло и полуфабрикаты, чем пластиковая эстетика новых остановочных павильонов. Эстетику, знаете ли, на хлеб не намажешь.

В ТЕМУ
Директор Верхнекамской Горнопромышленной палаты Владимир Ситников:
- Существует Положение о порядке размещения на территории города стационарных и нестационарных объектов торговли. Оно опубликовано на сайте городской администрации и любой желающий может ознакомиться с этим документом. Демонтаж остановочных торных комплексов и других нестационарных объектов мелкой розницы, скорее всего связан с истечением срока аренды земельных участков под ними. Индивидуальные предприниматели, желающие осуществлять уличную торговлю, могут участвовать в конкурсах на право аренды других участков. Так что какой-то особой проблемы в этой ситуации лично я не вижу, представители предпринимательского сообщества также не обращались к нам с просьбой о защите их интересов в связи с демонтажом уличных киосков.

Понимаете, за годы своего существования малый бизнес в Березниках научился приспосабливаться к меняющейся обстановке. Сейчас запретили торговать пивом из киосков, скоро может вступить в силу антитабачный закон запрещающий мелкой рознице осуществлять торговлю сигаретами. Но, я думаю что эти решения, принимаемые на федеральном уровне, не окажут на малый бизнес такого негативного воздействия, как, например, увеличение страховых взносов, которое уже привело к ликвидации 10 процентов индивидуального предпринимательства в Березниках и скорее всего эта цифра еще увеличится. К сожалению, вот такие решена идут вразрез со словами руководителей государства о том, что в малом бизнесе должны работать не менее 40 процентов жителей нашей страны. Сомневаюсь что при таком отношении к предпринимательству мы сможем достичь таких показателей.


Источник: «Березники Вечерние»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс