По следам Антония Великого Из Пыскора в Египет

Автор с монахом Марком Антонием. 2010 год.

Текст: Геннадий Веревкин

Автор статьи - известный березниковский краевед Геннадий Веревкин, заинтересовавшись житием Святого Антония, отправился в дальнюю поездку - в Аравийскую пустыню.

В 1750 году Строгановы заказали для Пыскорского Спаса Преображенского монастыря огромный пятирядный барочный резной иконостас с позолотой. Иконы были написаны известным московским иконописцем Василевским, поляком по национальности. Работы художника хранятся в столицах. Пыскор — единственное место его творения в провинции. В третьем ряду помещена икона «Лик Святых Отцов Церкви». Искусствоведы считают, что сделана она на итальянский манер и следует традициям западно-европейского письма. Это «театральные», полные пафоса движения и жесты, экспрессивные позы, бурно клубящиеся живописные складки одежд. В центре экспозиции из 12 фигур выделяется Антоний Великий, к которому обращены все персонажи.

После закрытия монастыря в Пыскоре иконостас был перевезен по Каме в Пермь, помещен в кафедральный собор. Теперь это экспонат № 1 Пермской художественной галереи, мощный акцент древнерусского отдела.

ПРООБРАЗ СТАРЦА
Бывая в Пермской художественной галерее и вглядываясь в лицо Святого Антония из Пы-скора, я хотел узнать о нем больше. И когда после 1985 года стали доступны религиозные книги в «Житиях Святых», прочитал и о преподобном Антонии. Он родился в Египте, в богатой христианской семье в 250 году. Ему было около 20 лет, когда он услышал в церкви чтение Нового Завета, книгу Матвея, главу 19, стих 21, слова Христа богатому юноше: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мной». Антоний скоро лишился родителей. После их смерти он продал все имущество, раздал деньги бедным, себе оставил лишь старую одежду и поселился в каких-то развалинах. Его душа была в постоянном молитвенном общении с Богом.

Он был не грамотен, но чтение Священного Писания выслушивал с таким глубоким вниманием, что не забывал решительно ничего и в спорах с богословами всегда выходил победителем. На пыскорской иконе изображен этот момент. Он спокойно слушает, другие отцы церкви развернули книги и тычут туда, но переубедить его не могут.

Узнав о святости Антония, к нему потянулись люди, иногда из самых отдаленных мест Римской империи — священники, миряне. Одни шли за советом в каком-нибудь своем деле, другие просто хотели побыть с ним рядом, получая уроки из его молчания и находя, что само его присутствие обновляет в них надежду. Он — прообраз старца, так популярного на Руси в XIX веке.

ДЬЯВОЛЬСКОЕ ИСКУШЕНИЕ
Дьявол, будучи не в силах видеть такие добродетели, обрушил на него все свои силы и послал к нему всех своих подчиненных. Из книги Флобера «Искушение Святого Антония»: «Пришли его сыны — мерзостные, покрытые чешуей, смердящие, как разложившиеся трупы, с ревом, свистом, мычанием, бряцая доспехами и костьми. Они изрыгают пламя из ноздрей, другие создают тьму своими крыльями, третьи носят четки из отрубленных пальцев, четвертые пьют с ладони змеиный яд; головы у них свиные, носорожьи, жабьи, и все их обличье вызывает ужас и отвращение. Эти существа дождем падают с неба, выходят из земли, сползают со скал. Всюду горят глаза, ревут пасти, выпячиваются и скрежещут груди, вытягиваются когти, вздымаются тела».

Но поколебать Антония они не смогли. Тогда на борьбу с ним вышел сам дьявол, но успеха не имел. Антония оставили в покое.

Число паломников росло, а душа святого требовала уединения. И он ушел в Красные горы, которые тянутся вдоль Красного моря, но не вплотную, их разделяет Аравийская пустыня шириной 30-40 километров. Высоко монастырь, первый христианский монастырь в мире. Святой Антоний считается создателем монашеских правил, потому что был первым святым, вокруг которого сгруппировались другие монахи, желавшие подражать его образу жизни. Поэтому он и называется Великим. Умер он 17 января по старому стилю (30 января по новому стилю) в 356 году в возрасте 105 лет. Это день его памяти в православном календаре.

ПОЕЗДКА В МОНАСТЫРЬ
Монастырь Антония Великого существует в Египте до сих пор, русские паломники посещали его, но очень редко. В последние годы на берегу Красного моря был построен курортный комплекс Хургады и проложена дорога на Каир. В обширном списке предполагаемых экскурсий монастырь Святого Антония появился лишь в 2009 году. Конечно, я не замедлил туда отправиться по туристической путевке. На курорте отдыхает двести тысяч человек, половина из них русские, но на экскурсию в монастырь записались всего восемнадцать человек.

По трассе Хургады—Каир— Александрия летом едут сотни автобусов с туристами, и только наш автобус через три часа езды свернул налево к монастырской горе. Впереди после равнины возник настоящий хаос из вершин, конических, продолговатых, склоны их были совершенно голые, никакой растительности, что еще более усиливало ощущение опустошенности.

И вот стена монастыря высотой десять метров, узкая калитка. (Кстати, до XIX века входа в монастырь не было. Опасаясь кочевников, паломников поднимали и опускали в большой корзине). На площадке несколько легковых машин и маленький автобус — это приехали копты. Коптская церковь — представительница восточной православной ветви христианства, наши единоверцы. Живут копты в мусульманской среде, но сохранили культуру и веру благодаря твердому следованию христианской вере, которую сюда принес еще апостол Марк. От нас они отличаются только в одном — они не признают Троицу, считают, что Бог един и крестятся одним указательным пальцем. Мусульмане запрещают им носить нательные кресты, и они делают татуировку креста на внутренней стороне запястья правой
руки. Копты составляют 5-7 процентов населения Египта.

В 2011 году на Пасху, во время службы, в Александрии мусульмане подперли двери церкви и подожгли ее. Сгорело заживо около 100 человек.

ПОДЪЕМ В ГОРУ
Но возвращаюсь к своему рассказу о поездке в монастырь. Страшно крутая гора. Трудно представить, как карабкался и спускался святой. Сейчас здесь построена лестница в 800 ступеней. Через каждые сто ступеней стоят скамьи, но я знал, что мне из-за сильной отдышки садиться нельзя. Я упорно поднимался вверх, и святой Антоний допустил меня. Пещера высотой четыре метра устлана ковром. Зажженные свечи. Фреска с ликом святого. Вышел на площадку, с нее открывается изумительный вид на пустыню и море. Некий философ спросил Антония, как он может выносить свое долгое одиночество, не утешаясь книгами. «Моя книга — природа сотворенных вещей, которая всегда передо мной, чтобы читать, когда я пожелаю, слова Божии», — ответил святой. Слова эти невольно здесь вспомнились.

Схожу по ступенькам свободно и естественно, словно молодой копт. На некоторых площадках сидят пожилые женщины, подняться сил у них не было. Молодой араб, гид-переводчик, узнав о моем возрасте, удивился — такие редко поднимаются в монастырскую гору.

МОНАХ МАРК
В монастыре живет 50 монахов. Сопровождать нас по монастырю будет один из них. Пожилой, седой, в лице его что-то невыразимо привлекательное, и такие лучезарные морщины собирались в уголках рта и глаз, что смотреть на них было подлинным удовольствием. Я не видел на свете столь ясных, искрящихся, чистых и добрых глаз, столь приятной улыбки, мелькавшей на губах с забавным выражением лукавства и мягкосердечия. Звали нашего провожатого Марк Антоний.

Зашли в церковь, построенную еще в IV веке. Она небольшая, застланная коврами, у входа надо снимать обувь. Свет проникал через маленькие окна, расположенные высоко. На всем чувствовался налет времени. Церковь поседела от древности, как дерево, покрытое лишайниками. Монах сел прямо на пол, мы расположились кругом, и он начал проповедь приятным красивым голосом. Говорил монах на арабском языке, гид-переводчик переводил каждое слово и так синхронно, что мы понимали моментально. Это здание строили из дикого камня еще при Антонии Великом примерно в 320 году. И святой в последние годы спускался в церковь, где произносил свои проповеди, а ученики записывали их, так они дошли до наших дней.

Икон копты на признают, но все стены расписаны фресками еще в древности. Монах показал вертикальную полосу на своем головном уборе и объяснил ее значение. Когда дьявол не смог победить Антония Великого, он ядовитым когтем царапнул лоб святого, рана не заживала всю жизнь. Теперь копты — священники и монахи носят этот знак на голове.

«ДАЛЕКИ ОТ СУЕТЫ ЗЕМНОЙ»
В наших церквях вечно толчея, суета, а тут такая тишина, покой и благостное настроение, что забываешь все земное и словно погружаешься в старину, в первые века христианства. И кажется, что говорит с тобой сам Антоний Великий. Монах прочитал несколько мыслей из его посланий.

Вышли на воздух, нас завели в трапезную, где стоял длинный каменный стол и каменные скамьи. Принесли блюдо с горячими пресными лепешками, дали по одной. Вкуснее я, кажется, ничего не едал. Марк Антоний разломил большую булку, обошел нас всех по кругу, вкладывал каждому кусочек в рот и что-то ласковое говорил. Поднялись на стену. Марк Антоний добрым прикосновением за плечо помог мне идти. Показал корзину и подъемный механизм, который действует до сих пор. Со стены открывается прекрасный вид на пустыню и на монастырский сад с финиковыми пальмами и апельсинами. Вспомнились стихи Рильке о другом монастыре.

«Как будто в нем, как прежде, есть святые. Двор монастырский обнесен стеною. Те, что живут здесь, тоже на покое И далеки от суеты земной».

Пошли к источнику. В каменной поверхности горы большая щель, которую якобы одним ударом сделал Антоний Великий, и откуда бежит струя воды. Мы и копты набирали ее в бутылки, а Марк Антоний, подставив ладонь, ласково обрызгивал нас.

В монастыре есть большая новая церковь, где и проходила служба для коптов. Но их было не очень много, вели они себя тихо. Мы друг другу не мешали.

На прощание Марк Антоний сфотографировался с каждым из нас. В группе был священник с супругой. Он протянул монаху записную книжку и попросил записать его имя. Марк Антоний сделал удивленное лицо, мол, что это за примитивизм. Полез куда-то в одежду и протянул священнику свою визитную карточку.


Источник: «Березники Вечерние»
Фото из личного архива автора
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


история