Лики любви

Текст: Елена Огородова

«Ленинградский романс» - нежная и трогательная история взаимоотношений трех молодых людей, встретившихся в блокадном Ленинграде в самый разгар войны - с большим успехом прошла на минувшей неделе на сцене Дворца культуры азотчиков.

Надо отдать должное заядлым театралам и просто ценителям искусства несмотря на то что дата спектакля переносилась трижды, зрительский зал был полон, в кассах дворца свободных билетов не было. Заезжая антреприза, иногда балующая нас новыми и не всегда целомудренными постановками, в этот раз привезла необычный для себя спектакль — глубокий, психологический и вместе с тем понятный каждому зрителю.

В основе спектакля, который поставил ученик Анатолия Эфроса Петр Штейн, пьеса Алексея Арбузова «Мой бедный Марат», которая уже более сорока лет остается одной из самых популярных в репертуаре российских театров. Главные роли исполняют молодые, но уже известные широкому зрителю по телевизионным работам актеры — Игорь Петренко (Марат), Екатерина Климова (Лика), Дмитрий Исаев (Леонидик). В спектакле звучит голос первого режиссера-постановщика пьесы Анатолия Эфроса.

Лика и Марат случайно встречаются в уцелевшей от бомбардировок квартире в 1942 году. Ей 16, ему — 18 лет. Первое чувство между ними возникает не сразу, но признаться в нем ни у того, ни у другого не хватает смелости. Неожиданно в квартире появляется странное и больное существо с не менее странным именем Леонидик. Печальная история смерти его матери, которая умерла от голода, отдавая свою пайку хлеба незадачливому отчиму, тронула сердца Лики и Марата. Забота о нем стала главным делом обоих. Марат шутил и поддерживал его дух. Лика, мечтающая стать врачом, как ее мама, ухаживала за больным. Благодарный Леонидик привязался к новым знакомым. Он оказался романтичным, но безвольным человеком. Справиться с возникшим чувством к Лике у него не было ни сил, ни желания.

Даже война не смогла охладить пыл влюбленных. После ее окончания мужчины вновь возвращаются к единственному близкому и родному для них человеку — Лике. Она ждет их обоих, понимая, что должна сделать между ними выбор. Но клубок чувств, в котором смешались любовь, дружеская привязанность, чувство долга, боязнь совершить ошибку в предпочтении одного другому настолько смешались в девушке, что она не решается взять на себя такую ответственность. За всех троих это делает Марат, оставляя Лику своему другу на долгие 13 лет.

Такая жертва не приносит счастья никому. За эти годы Леонидик спивается, Лика становится издерганной и измученной женщиной, а сам Марат предает свою мечту.

Все трое чувствуют необходимость друг в друге, но осознают обреченность любовного треугольника. И тогда Марат произносит, пожалуй, главную мысль всей пьесы: «Я теперь твердо знаю, что никогда не поздно начать жизнь сначала, даже за день до смерти!»

В финале пьесы Леонидик решается уйти, предоставив Лике и Марату возможность быть вместе. Его фигура, полная трагизма, ненадолго мелькает за окном — сначала ссутулившаяся спина героя, и напоследок отчаянный взмах головы.

Будут ли счастливы Лика с Маратом, и как сложится их жизнь — вопрос, на который нет однозначного ответа. И Исаакиевский собор в Петербурге, на фоне которого разыгрывается все действие, как немой свидетель тому, что подобные ситуации из прошлого вполне возможны и в настоящем. Только с другими героями и с другими обстоятельствами. Наверное, поэтому зритель так тепло реагировал на все происходящее, поддерживая актеров шквалом аплодисментов прямо во время спектакля.


Источник: «Березники Вечерние»
Фото Татьяны Чудаковой
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс