Власть приземлилась

Текст: Игорь Карнаухов

На истекающей неделе исполнилось сто дней, как Виктор Басаргин занимает кабинет губернатора Пермского края. Вопреки злорадным шуткам, новый управляющий регионом не разобрал на дрова бревенчатую «П» у Перми II. Однако вектор движения намечен, и он существенно отличается от образа мыслей и манеры поведения предшественника.

Виктор Басаргин не опускался до мелкой мести и не отпустил и шуточки в адрес Чиркунова. Он просто провозгласил другие приоритеты и взялся за исправление перекосов и расчистку доставшихся авгиевых конюшен, демонстрируя также и другой стиль общения с обычными жителями.

Пара крепких слов по поводу прежнего руководства у него всё же вырвалась.

«КАК НЕ НАДО БЫЛО ДЕЛАТЬ»
Пиаровский дым над реформами в «продвинутом» регионе, при всей дани вежливости предшественнику, начал развеиваться быстро.

«Не удовлетворены качеством медицинских услуг более пятидесяти процентов жителей края. Это один из самых высоких показателей в стране, – констатировал губернатор на расширенной коллегии краевого минздрава, подводя итоги экспертной группы по здравоохранению. – То, что происходило раньше, – это вмешательство в профессиональную сферу людей, далёких от медицины… ФАПов сократили столько, что на многих территориях люди не имеют элементарной возможности получить квалифицированную медицинскую помощь. Я был на севере края, в брошенных посёлках рассказывали: «Раз в год приезжают медики. Когда-то выписали нам рецепты, по старинке те лекарства и пьём. От чего лечимся, как – сами не знаем». <…> Скажу вам прямо, что передал мне министр здравоохранения Пензенской области: «Когда посмотрел, как работает медицина в Пермском крае, я понял, как не надо делать!»

Начав аудит доставшегося наследства при помощи экспертных групп – чего не делал ни один предшественник, – Виктор Басаргин, кстати, не препятствовал записаться туда прежней чиркуновской оппозиции.

Вторая половина первой стодневки ознаменовалась крупной спасательной операцией, сопровождавшейся воодушевлённым пиар-сопровождением. Басаргин первым из губернаторов распорядился вывезти пермских детей из зоны наводнения в Краснодарском крае. Большинство пермяков так и не поняли, грозила ли «дягилевцам» какая опасность, как самолёт из Геленджика был уже здесь.

Впервые с постсоветского времени пошли тренировки по гражданской обороне. Пока больше получился конфуз: заводские сирены можно было слышать разве что под забором. Но хотя бы включили.

Впервые губернатор пришёл на дискуссию, организованную «несистемными» оппонентами, и сказал очень неожиданные слова: «Я один, и мне трудно».

Правда, скоро сам же испортил впечатление, протолкнув через Законодательное собрание закон о выборах преемника в самом нелиберальном варианте: без самовыдвиженцев и с высокими муниципальными фильтрами. Но стоило ли тому удивляться?! Для него это был не то что экзамен, а такой зачёт, на результаты которого смотрели наверху, и поступил он тут, как «человек системы». «А вы что думали: что в край назначат человека НЕ системы?» – отозвался о том бывший депутат ЗС Константин Окунев.

Зато впервые за восемнадцать лет существования «Амкара» глава региона пришёл в раздевалку футболистов, чтобы лично пожелать удачи. И впервые в своей истории «красно-чёрные» выиграли у ЦСКА. Говорят, руководство клуба теперь уговаривает Басаргина посещать каждый матч команды… Кстати, недавний крупный спонсорский взнос «Уралкалия» для «Амкара» – сто миллионов рублей – тоже относят к его заслуге; говорят, сам пролоббировал у Сулеймана Керимова. То-то пермский клуб начал одного за другим подписывать новых нападающих…

АНАЛОГОВАЯ ВЛАСТЬ
Вообще в публичном поле повеяло здравым консерватизмом, который общественный активист Игорь Аверкиев сперва обозвал постсовковым режимом. Забыты «Живой журнал» и Wordpress. Всем блогам и соцсетям Басаргин предпочитает встречи с трудящимися и «активом» в «реале». Это в принципе сейчас тенденция: вот и полпред Президента РФ в Приволжье Михаил Бабич ненавязчиво учил идти разговаривать с людьми, и Юрий Трутнев в прошлогоднюю избирательную кампанию говорил о том же, – это Олегу Чиркунову Интернет был удобнее.

Вместе с гаджетами положены на дальнюю полку Роснано, «креативная экономика» (хотя смотря что ею считать) и «Пермская картошка». А речи всколыхнули в памяти пермяков давно забытые показатели промышленного производства и жилищного строительства. Басаргин провозгласил приоритетами, среди прочих, уже перезревшее расселение жителей Кизелбасса, обеспеченность детскими садами, традиционное здравоохранение. Отныне именно это, а не туризм и фестивали, призвано сыграть ключевую роль в «создании комфортной и действительно культурной среды проживания и способствовать росту численности населения и его намерениям жить и работать на малой родине» (из вступительного слова на первом заседании краевого правительства нового состава).

В экономике Басаргин явно сделал ставку на «традиционную» промышленность, а именно машиностроение. Губернатор, например, вытащил в Пермь заместителя председателя Правительства РФ Дмитрия Рогозина и провёз его по ключевым предприятиям «оборонки» с целью поиска господдержки. Рогозин, правда, пока радостно констатировал, что на «Мотовилихе» самой инициативно продолжают разработки, а на «Пермских моторах» «демонстрируют глубочайшую компетенцию» в разработке двигателей для МС-21.

Но Олег Чиркунов, даром что экономист по первому образованию, так вообще отделывался отговоркой в глобальном контексте: «Можно развивать и промышленность, – скучным голосом говорил прежний глава Прикамья, – но тогда, мы конкурируем с Юго-Восточной Азией».

А это-де бессмысленно. Всех брала такая оторопь, что никто не догадался спросить: где в Азии авиадвигатели и реактивные системы залпового огня?! Хотя в последние месяцы и он говорил по-другому.

Виктор Басаргин бессмыслицы не видит, для него тяжёлое машиностроение – это явно передовики, налоги, занятость и гордость.

В качестве эффектного жеста он наконец рукоположил создание производства нового поколения в Чусовом, хотя местный металлургический завод вынашивал этот проект уже ряд лет, а вопрос о госгарантиях принципиально сдвинулся при десанте российских министров ещё в феврале.

А первым распиаренным достижением была передача в краевую собственность пермского аэропорта, о чём несколько лет рассуждал Чиркунов: объявили, что Басаргин её «ускорил» (и началась схватка невидимых пока бульдогов под ковром за контроль над авиапредприятием, но это отдельный разговор. – ред.). А сам новый губернатор зарубил эскизные решения испанского архитектора Рикардо Бофилла (см. «ПН» от 27 января) как дорогие, но не обеспечивающие пассажиропотока. Новый аэровокзал построят по другому проекту.

Вместе с ним отказали и знаменитому швейцарцу Петеру Цумтору: успел ли он нарисовать проект для нового здания пермской художественной галереи, похоже, уже никто не узнает.

Разрекламированный международный конкурс на пост директора галереи прекращён: заурядным приказом краевого агентства по управлению госучреждениями на пост полноправно назначена Юлия Тавризян, и так исполнявшая эти обязанности с зимы.

Марат Гельман собирает вещи, прежний директор Центра развития дизайна Эркен Кагаров это уже сделал.

Не обнародована во всеуслышание пока судьба третьего проекта европейского архитектора в Перми – решения для второго зала театра оперы и балета, над которым работало бюро Дэвида Чипперфилда и петербургское КБ ВиПС. Но что строить будут, Басаргин подтвердил.

Впрочем, «Культурной столице Европы» предоставили жить своей жизнью. Басаргин явно рассудил здраво, что вреда от этой прославлявшейся и одновременно охаиваемой инициативы на самом деле никакого и от иных новаций в здравоохранении и социальной сфере ущерб гораздо больше. В отличие от тех, у «культстолицы» нашлись защитники здесь и сторонники за рубежом.

Зато в бюджете края таки предусмотрены деньги для увеличения оплаты труда работникам культуры, начиная прежде всего с самых обделённых: библиотекарей и сотрудников провинциальных музеев. Прежняя власть в своём увлечении фестивалями и Интернетом не замечала их в упор, предпочитая отмахиваться: мол, полномочия местного самоуправления.

Но вообще, придя в губернаторы, Виктор Басаргин первым поставил под сомнение не «Культурную столицу», а «Мамин выбор». Ибо, помимо прочего, откуп, как и твердили скептики, означал, что новых муниципальных детских садов строить не надо, и к бурному развитию частных заведений это тоже не привело.

СВОИ ВСЕ НАШИ
В политике Басаргин исповедует принцип разумного чередования местных, свердловских земляков и московских коллег. Верхушка пермского кабинета сменилась полностью, из министров прежнего состава остались четверо. В других министерствах на первые позиции оказались выдвинуты люди, ранее пребывавшие на вторых и третьих ролях.

В кабинете и на других ключевых, а также символически важных должностях оказались частью представители трутневской, а то и игумновской эпох: главой администрации стал едва ли не самый успешный пермский политтехнолог Григорий Куранов, в Совет Федерации вместо либерала Александра Починка послан мастер пермской политики Андрей Климов. Придавленное отчётом Контрольно-счётной палаты, сменилось руководство РЭК, аффилированное ресурсным монополистам.

…Итак, за первые свои сто дней Басаргин расставил фигуры на шахматной доске и первыми ходами показал стиль. Каков из него гроссмейстер, пермякам предстоит увидеть в течение пяти лет полномочий. Если раньше не случится чего экстраординарного.

ИЗБРАННЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ
«Власть будет более приземлённой». На первом подходе к прессе после инаугурации 5 мая.

«Необходимо понять, какую конечную цель преследует «Мамин выбор». Стимулируем ли мы бизнес, чтобы он предоставлял эту нужную обществу услугу, или просто купируем проблему дефицита мест в детских садах на время? Не стоит ли переориентировать часть средств на привлечение инвесторов и на строительство детсадов силами региона?!» При рассмотрении кандидатуры в губернаторы на заседании Законодательного собрания края 5 мая.

«Откуда все эти разговоры, что мы что-то закрываем, раздаём или передаём? Когда я это прочитал, у меня был один вопрос: почему кто-то говорит что-то за меня?!» На заседании общественной палаты края (июль) о статье в журнале «Коммерсантъ-Власть».

ПЛАВАЛ – ЗНАЕТ
На встрече, посвящённой развитию строительного комплекса, крупные пермские застройщики и ответственные чиновники начали привычно сетовать на непредсказуемость аукционов в связи с федеральным законом №94 (94-ФЗ). Бывшему министру-то регионального развития РФ.

«Не надо ездить мне по ушам, что это процесс неуправляемый, – неожиданно резко, по-путински, отреагировал обычно спокойный губернатор на особенно заунывный плач. – Плавали – знаем все эти конкурсы».

«Плавал… Знает… Не ездить…» – шелестел после совещания шепоток строителей.КОЛОННА ЭКСПЕРТОВСказать, что нам повезло с губернатором, – ничего не сказать?

И. о. главы администрации губернатора Пермского края Григорий Куранов:
– Мне есть, с чем сравнивать: я был начальником штаба Геннадия Игумнова на выборах 1996 года во втором туре и Юрия Трутнева; полтора года я работал в Петербурге, будучи советником Валентины Матвиенко.

Сказать, что нам повезло с губернатором, значит ничего не сказать.

Он социальщик. Это значит позицию следующую: например, село живёт тогда, когда в нём есть школа, детский сад, больница, полиция, банк, почта. А если чего-то из этого нет, то задача власти сделать так, чтобы всё это там было. И никакого коммерческого подхода, будто «себестоимость» больницы другая, в городе она эффективнее и потому больницы на селе надо закрыть!

В основе этого – другое отношение к людям: глубочайшее уважение к другому человеку, даже если он имеет мнение, отличное от руководителя. Феноменальная память: в любой поездке вспомнит, что когда говорил ему «Иван Иваныч» в глубинке.

Не секрет, он сказал, что через пять лет собирается на выборы. Другое дело, что ситуация меняется, за это время может быть всякое, и ни от чего не надо зарекаться…

Депутат Законодательного собрания края Алексей Бурнашов:
– Я вышел из оппозиции к губернатору, поскольку новый глава региона анонсировал фактически ту же программу, которую исповедовала межфракционная группа «Солидарность», и я в том числе: переориентацию вектора развития края в социальную сторону.

За сто дней Басаргин занимался в основном тем, чем и всякий разумный руководитель на его месте. Первое: сформировал свою команду, что было ему не так уж просто, как не пермскому. А уж как она будет работать, покажут, вероятно, вторые сто дней. И второе важное: он сделал экспресс-тест социальной сферы силами экспертных групп, куда были приглашены специалисты извне и депутаты разных политических платформ.

Так что оценка пока «хорошо».

Я не был против закона о выборах губернатора в варианте крайизбиркома (депутат не голосовал по этому вопросу. – авт.). Предвижу, что на этом я даже, может, потеряю часть электората. Однако на тот момент я осознавал, что если мы не хотим продолжения прежнего чиркуновского курса и не хотим сорвать едва наметившийся новый курс, я не имею морального права допустить даже возможности возвращения представителя прочиркуновской команды. Ведь, в случае отклонения этого закона, была вероятность назначения выборов прямо на ближайшую осень, и тогда «автоматически» фаворитом становился выдвиженец оттуда: весь админресурс был ещё «их»… Тем более что Виктор Фёдорович гарантировал, что к первым нашим выборам мы к этому закону вернёмся.

Член научного совета московского Центра Карнеги, политолог Николай Петров (Москва):
– С большим интересом следил я за сменой губернатора в вашем регионе. Чиркунов – яркая личность, его выступления на Госсовете тому примером.

Он напоминал тип такого прогрессивного русского помещика XIX века. Усадьба у него здесь, а семья живёт, скажем, в Швейцарии, но он хочет, чтобы поместье находилось в образцовом состоянии, и выписывает из столицы – а то из-за границы – агрономов и технологов. Хозяйствование на такой манер имело свои преимущества, но и недостатки тоже.

Что изменится сейчас? Не думаю, что Басаргин радикально всё переиначит. От личности главы региона, конечно, зависит многое, но гораздо больше значат сами пермяки. Слава богу, у вас, в отличие от других регионов, за двадцать лет пятый губернатор. Главное, благодаря чему Пермский край заслуженно считается столицей граждан­ского общества, – богатая общественная жизнь – останется.

Тем более, Басаргин находится в положении, когда ему ещё нужно доказывать, что он свой, что он неплох, ему надо обретать популярность, и потому он скорее пойдёт за общественным интересом, нежели попытается идти против.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


внутренняя политика