Революция отменяется?

Текст: Игорь Карнаухов

Тема протестного движения минувших зимы и весны, конечно, не могла не занимать центрального места на восьмой «Пилораме», прошедшей в «Перми-36».

По словам уполномоченного по правам человека в крае Татьяны Марголиной, московские гости и участники из других регионов, похоже, изначально приехали с разным настроением и целями. «Тема протестного движения поднималась столичными гостями, – сообщила омбудсмен. – На мой взгляд, их в основном занимали способы продолжения протеста. Представители регионов больше искали варианты влияния на власть (в гости к Марголиной приезжала группа её коллег, занимающих такие посты в других регионах. – ред.). Мы зафиксировали такую разницу – и хорошо бы обеим группам услышать друг друга».

ЛЮДЯМ УЖЕ НЕ «ЭТО» НАДО
Итоги политического сезона лучше всех подвёл политолог Дмитрий Орешкин. «Примерно с января 2011 года, если верить докладу Дмитриева (президента «Центра стратегических разработок». – ред.), власть перестала отвечать возросшим требованиям людей, – рассуждал эксперт. – Люди могут и не задумываться о природе своего недовольства, однако их стало раздражать то, чего они раньше не замечали или считали само собой разумеющимся.

Путинская верхушка пытается восстановить модель управления, характерную для Советского Союза. В обновлённом виде: с рыночной экономикой, но под государственным контролем; с владычеством номенклатуры под названием «вертикали власти». А народу нужно уже что-то другое. Он ещё сам не может внятно сформулировать, что. Но то, что пропагандируют, его уже не радует. Власть всё больше недооценивает настроения в стране. Публично она продолжает вещать о национальной идее, – продолжал москвич.

– Что мы консолидируемся, поднимаемся с колен и так далее. А люди заговорили прагматически: с колен, это, конечно, замечательно, но на дорогах у нас по-прежнему колдобины, их можно починить за столько времени?!

И это естественно. Пока у человека нет автомобиля, его не волнуют пробки. Но по мере роста благосостояния у граждан больше выбора и больше личной свободы, соответственно, больше и претензий к власти.

Та привыкла решать такие проблемы деньгами. Раздавали пенсионерам на тысячу рублей больше, и те были счастливы. А теперь людям уже не это надо. То есть тысячу человек, конечно, возьмёт, но этим дело уже не исчерпано. В придачу людям сейчас уже требуется хорошее медицинское обслуживание, безопасность от преступных посягательств, а если у детей или родственников есть бизнес, то гарантия, что его не отнимут.

Власть пытается решить проблему с помощью новых партий. Видимо, рассуждая, что энергия должна уйти в их создание, а уж с их верхушками всегда можно договориться. Дудки! Подавляющее большинство граждан партийные проекты интересуют мало. Они холодны к партийности, а заодно к выборам и парламенту». Все согласны: в начале своего пути в 2000 году Владимир Путин очень удачно воплощал ожидания разных групп: либералы полагали, что он продолжит дело укрепления рыночной экономики и защиты частной собственности, националистам он нравился за то, что навёл порядок в Чечне, коммунисты взяли нейтралитет, потому что Путин прижал ненавистных олигархов.

«Спустя двенадцать лет, – продолжал Орешкин, – ситуация прямо противоположная: националисты недовольны, что Путин заигрывает с Западом и вообще недостаточно крут. Для левых он – продолжатель дела Чубайса, и их не останавливает, что на самом деле у них с Анатолием Чубайсом сложные отношения. Про либералов я вовсе молчу. В общем, вместо прежнего одобрения со всех сторон в его адрес звучат сплошь претензии.

Это отражается даже в результатах выборов, которые организует волшебник Владимир Чуров (председатель Центральной избирательной комиссии РФ. – ред.). Даже по официальным данным, менее всего голосов, как известно, Путину дала Москва – он не набрал там и пятидесяти процентов. Вторая с «конца» – Калининградская область, и далее на одном уровне Ярославская, Костромская (новый центр автомобилестроения России. – ред.) и некоторые другие. А делая поправку на процент фальсификаций, и в Санкт-Петербурге результат примерно тот же.

Это очень показательно. С точки зрения поощрения экономического роста, вы должны овладеть симпатиями крупных городов, где концентрируется экономика и формируется налоговая база, где выше доход на душу населения, где больше образованных людей. Эти города хотят жить по-европейски: не случайно они борются за самоуправление. И именно города будут расти и диктовать повестку дня. И они возглавляют антирейтинг Путина.

Власть же тяготеет к Азии. Максимум голосов Путину дали Чечня – 99,8%, Дагестан – 92,6%, Ингушетия – 91,6%, сельские территории Татарстана и Башкирии. То есть Путин стал президентом провинции. Когда-то Александр Сергеевич Пушкин писал: «В России правительство – единственный европеец». Сейчас строго наоборот: российская власть – восточный султан.

Эта ситуация на самом деле трагична. Страна тяготеет в одну сторону, власть тянет её в другую». Вопрос: как она поведёт себя дальше?! «В исповедуемой системе ценностей она будет пытаться закручивать гайки. Я полагаю, в ближайшие несколько месяцев, а то и лет, мы станем свидетелями продолжения выборов по-чуровски, загона оппозиции под лавку, ставки на провинцию и перекрытия дыхания крупным городам...» – заключил эксперт.

ЧТО ЖЕ БУДЕТ С РОДИНОЙ И С НАМИ
Услышат ли прогнозы и предупреждения те, кому это адресовано?! Тем более что на «Пилораме», в отличие хотя бы от того же Пермского экс-экономического форума, не принимают по итогам никаких письменных резолюций. Благодаря архитектуре форумского городка, к дискуссионным павильонам в бывшей «зоне», где звучат и сшибаются мнения, сейчас нужно идти по тенистой аллее, посаженной первыми заключёнными в конце сороковых годов. И этот путь в школу демократии каждый проходит сам...

Из властей же на форуме были замечены разве что главный федеральный инспектор по краю Олег Весёлков, первый заместитель председателя Пермской городской думы Аркадий Кац, свежеиспечённый вице-сити-менеджер краевого центра Алексей Грибанов; краевую власть представляла заместитель председателя регионального правительства Надежда Кочурова. Однако, как сдержанно признавались в кулуарах устроители из «Перми-36», чуть ли не перед самым форумом краевая власть урезала свою долю финансирования. Организаторы проявили-таки усилия и нашли внебюджетные источники. Гостей такой информацией не беспокоили, но вообще, когда в стране повеяло очередным политическим похолоданием, она никого не удивила. На фоне усталых соратников президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов излучал лучезарный оптимизм.

«Мы установили контакт с прежним губернатором Олегом Чиркуновым, – напомнил общественник. – На предыдущие «Пилорамы» приезжало больше его представителей, и не просто посмотреть, а и поучаствовать. Губернатор у вас сменился, и возникли эти проблемы. Хорошо, договоримся, что мы принимаем «их» в первый класс, и, хочешь не хочешь, нам предстоит долго их учить. Полного взаимопонимания мы, наверное, не достигнем: как гласила популярная поговорка советского времени, народ и партия едины, но у разных магазинов. Но и это в том числе – и влияние на власть, по крайней мере, на пермскую, – и это тоже задача «Пилорамы».

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


гражданская активность