Флаг им в руки

Текст: Игорь Карнаухов

По итогам инспекционной поездки на предприятия оборонно-промышленного комплекса члена Кабинета министров РФ не было оглашено ни одного готового решения: по словам губернатора края Виктора Басаргина, по чьему приглашению Рогозин и побывал в Перми, конкретные поручения ещё только будут даны. Может, поэтому заместитель председателя Правительства РФ, по собственному его признанию, и покинул Пермь с хорошим настроением. Как заявил вице-премьер, на примере оборонных предприятий он убедился: преодоление технической отсталости российской промышленности возможно. Благодаря интеллектуальному потенциалу, который сберегли в Прикамье собственными силами.

Предлагаем вниманию читателей ответы Дмитрия Рогозина на вопросы пермских журналистов.

– Дмитрий Олегович, по ознакомлении с пермскими предприятиями что Вы отметили?
– Мы увидели самое главное: людей с горящими глазами, которые мотивированы на выполнение сложной задачи – поднять промышленность после двадцати лет. Она лежала, никому не нужная, сейчас вдруг пошли заказы, а она к этому оказалась технически не готова.

На примере Пермского края мы видим, что преодоление отставания российской промышленности возможно благодаря людям, которые способны произвести материальный и духовный продукт для обороны страны.

Люди здесь не только умны, но и обладают прекрасными волевыми качествами. Это означает, у нас здесь серьёзная опора для всех планов, выработанных по государственной программе вооружений.

На «Мотовилихе» я с радостью увидел, что всё старое оборудование сдвигается в угол и устанавливается новое, которое позволяет делать современные артиллерийские стволы, именно те, что запланированы у нас под новые образцы. Разработки ведутся во многом инициативно, то есть «Мотовилиха» не сидит и ждёт, когда ей что-то скажут, а сама продолжает опытно-конструкторские работы.

Пермский моторный завод демонстрирует глубочайшую компетенцию в том, чтобы в ближайшие годы появились двигатели, которые позволят авиакомпаниям, перспективным потребителям самолётов «МС-21», – их мы собрались производить на «Иркуте» с 2015 года, – склониться к продукции ПМЗ по ценовым, техническим и экологическим параметрам.

Одного дня для знакомства, конечно, было мало. Такая выборка посещений, как у нас, была случайна для губернатора, – это мы назвали предприятия, которые хотели бы посетить, не зная доподлинно их состояния, – показывает, что пермская оборонка скорее жива, чем… не жива.

Также мы интересовались социальной составляющей. Зарплаты поддерживаются на уровне выше средней по краю, но хотелось бы, чтобы они ещё росли. А для этого нужны стабильные заказы. Мы намерены сделать так, чтобы главный государственный заказчик – Министерство обороны – мог не только давать контракты на пять–семь лет вперёд, но и авансировать работы. Но для этого оно должно быть уверено в том, что промышленность готова к исполнению заказов в срок, качественно и по не кусающимся ценам.

Мы верим в пермских оборонщиков.

– «Мотовилиха» претендует, прежде всего, на то, чтобы стать артиллерийским заводом номер один для Российской армии. Осуществим ли этот расчёт?
– Если они («Мотовилихинские заводы» – ред.) готовы заняться концентрацией вокруг себя ресурсов и созданием федерального центра, который займётся новейшими технологиями в области баллистики, нового материаловедения, металлургии и так далее, флаг им в руки. Я буду их поддерживать, только жду конкретных предложений.

То же самое на других направлениях: в самолётостроении, в разработке стрелкового вооружения, спецхимии.

– Все предприятия в той или иной мере просили о господдержке. Каков подход Правительства РФ в этом вопросе?
– Президент России Владимир Путин в Нижнем Тагиле 10 мая поставил задачу выработать экономический механизм компенсации процентных ставок тем, кто станет обращаться в государственные банки. Если предприятие не получает заказа, а обращается за кредитными средствами, то государство должно компенсировать процентную ставку.
У нас кредиты очень дорогие. Десять процентов считаются за благо, а в Европе они по четыре-три процента. Чтобы не было такой удушающей для производства ставки, государство и должно выступить гарантом её погашения.

Либо второй вариант: развивать механизм лизинга. В любом случае, мы не можем «тупо» взять денег из бюджета; Министерство финансов, кстати, считает, что госгарантии – это те же «живые» деньги оттуда.

Поэтому мы будем искать современные финансовые схемы, которые позволят даже при утяжелении кризиса на Западе двигаться вперёд.

– Опасность кризиса учитывается?
– Вы видите, что происходит за рубежом. Мы понимаем, что скоро эта волна докатится до нас. Правительство России думает над созданием подкожного жира, чтобы смягчить последствия удара.

– Правда ли, что в Правительстве РФ зреет намерение сократить программу вооружений на двести миллиардов рублей?
– Некоторые считают, надо срочно снижать оборонные заказы. Говорят, страна не может себе позволить столько тратить на оборону. Странные люди.

Я – сторонник другого подхода. Надо наращивать доходы. А делать это надо не только за счёт нефтегазового сектора. Именно в период кризиса надо поднимать промышленность. Это рабочие места, это налоги, да и просто гордость уважающей себя нации.

Я работал послом при НАТО, знаю, о чём говорю: оборонная промышленность – всегда локомотив для гражданских отраслей, поскольку пропитана высокотехнологичными продуктами. Чем быстрее и лучше мы всё устроим в военно-промышленном комплексе, тем быстрее это обернётся устойчивостью державы.

Если нас не подкосят, уже через три года вы не узнаете нашей страны. У нас появится новая промышленность.

– По Вашим словам выходит, ВПК отныне будет уделяться такое же внимание, как в советское время?!
– Главная проблема ВПК именно в том, что предприятия работали именно в объёмах и потребностях Советского Союза, который готовился воевать со всем миром. Денег никто не считал.

Мы благодарны нашим великим учёным, выдающимся старикам, которые оставили нам такой задел, что мы им до сих пор пользуемся. Но вот закупка военной техники в советское время была «от вала». Это я знаю благодаря знакомству с программами закупки вооружений прошлых десятилетий. Шло накопление военной техники одних и тех же характеристик по разным линейкам, и делали столько, сколько и не нужно. В результате сегодня у нас проблемы с утилизацией боеприпасов.

Поэтому нам предстоит внимательно посмотреть на эти 1350 оборонных предприятий – тысячу триста пятьдесят! И всё гиганты! – которые за предыдущие двадцать лет были не востребованы, а если выживали, так за счёт продажи оружия за рубеж либо потому, что работали для стратегических (ядерных) сил, которые были несокращаемой статьёй госбюджета. Столько мощностей нам сегодня не нужно. А размазывать кашу по тарелке, выделяя по три копейки каждому, – это никого не спасёт, тогда умрут все. Надо выделить приоритетные направления, – и они выделены и прописаны в программе вооружений, – и сконцентрировать ресурсы на предприятиях-лидерах. Вот «Мотовилихинские заводы» демонстрируют устойчивое желание построить современное производство и выпускать конкурентоспособные на мировом рынке стволы для орудий, для новейших танков и самоходных установок. И мы понимаем, что надо прислушаться к их мнению, особенно вняв призыву идти от технологии.

Мы начинаем концентрировать ресурсы. Объединяем корпорации, ведём с ними трудные переговоры. В каждой – коллектив и руководство, и у каждой – амбиции, и за каждой – история и слава, которую они боятся утратить. Однако процесс неминуем. Тащить дальше этот чемодан без ручки в виде старого оборонпрома мы больше не можем.

Как бы ни относиться к Путину в политическом смысле, он провёл национализацию важнейших промышленных активов. Теперь важно выбрать из них лидеров, способных к росту и саморазвитию, вокруг них объединить тех, кто поотстал или может быть поставщиком узлов. А кого-то придётся перепрофилировать, а если заводы совсем уже мёртвые, так создавать на их основе технопарки.

Главная задача – создать современную страну. А такая может преуспеть за счёт оборонной промышленности – именно в ней происходит концентрация интеллекта и формирование задела на будущее.ДОСЬЕ
Дмитрий Рогозин, 48 лет. Заместитель председателя Правительства РФ с декабря 2011 г. Постоянный представитель РФ при НАТО в 2008–2011 гг. Депутат Государственной думы РФ с 1997 г. по 2007 г. в трёх созывах (в это время также председатель комитета палаты по международным делам, лидер фракции «Родина», заместитель председателя Госдумы). Спецпредставитель Президента России по проблемам Калининградской области, связанным с расширением Европейского Союза, в 2002–2004 гг. Председатель исполкома Конгресса русских общин в 1994–1997 гг. Выпускник Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (факультет журналистики, международное отделение) 1986 г., также окончил Университет марксизма-ленинизма при МГК КПСС (экономический факультет).

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


интервью