Березниковский мэр будет корректировать план

Текст: Алексей Зайцев

Город существует в разных измерениях - географических, временных, личных. Он не может быть одинаковым для всех. Есть Березники Ларисы Коржавкиной и Березники Леонида Ларькова, Березники Алексея Решетова и Березники Любови Паниных... А каким видится город Сергею Дьякову - человеку, работающему главой города Березники?

— Сергей Петрович, вы как никто другой имеете право сказать: «Это мой город». Какие чувства на личном уровне вызывают у вас Березники?
— Для меня внутренний мир человека очень важен, потому что все решения, действия исходят именно от этого. Поменяться сложно — что в тебе заложено и выращено, из этого ты и исходишь. У меня по жизни несколько восприятий города. Первый раз я появился здесь в 1974 году, студентом-практикантом. Никакого ощущения особого город не оставил. По сравнению с Пермью, где я жил, это был небольшой провинциальный город: заводы, дымина, общежитие... Вторая практика была уже более детальная, потому что на этот раз была реальная работа в шахте, я познакомился с людьми, которые делают этот город. Но решение приехать сюда возникло, честно говоря, спонтанно. Было несколько предложений после окончания института в разные точки Российской Федерации, единственная обязанность была отработать три года, а что дальше будет, для себя не загадывал. Надо было ехать, потому что в Перми достаточно большая семья, нахлебником быть не резон. Встретил в Березниках свою вторую половину, тоже не местную. Родственников в Березниках у нас не было, обустраивали жизнь с нуля. Сначала жили в разных общежитиях, потом нам дали квартиру — 11 метров — на Ленина, 15. Ну и вот так, потихоньку, как и многие березни-ковцы, делали свою жизнь. Менялись сами, менялся и город. Теперь я могу сказать: «Это мой город». Я в нем живу и, как жи-
тель, несу ответственность за его прошлое, настоящее и будущее.

— У Березников богатая история, является ли она фундаментом современной жизни города, или же прошлое отдано на откуп музейщикам и на уничтожение старого ради строительства нового? Я имею в виду как материальные объекты (ветхое жилье, Соцгород в том числе, памятники культуры), так и идейное и духовное наследие.
— Если говорить, что сейчас происходит с памятниками культуры, сохранением исторического облика города, надо просто разобраться в том, что мы делаем. Мы стараемся восстановить всю атрибутику города. Два момента были для меня очень важными: орденский стенд и памятник Первостроителям. Панно с орденом мы восстановили, памятник этим летом будем реставрировать. Мы хотим, чтобы центр города оставался таким, каким он был построен. Это вся старая часть — дворец Ленина, «Авангард», Треугольный сквер, парк, сталинский ампир. Эта архитектура лучшая в городе. Постараемся в этом году восстановить фонтан около «Авангарда» в том первоначальном виде, каким он был. Проект восстановления «Авангарда» уже на экспертизе. Кинотеатр мертвым стоял много лет. Считаю ошибкой его сдачу в аренду под магазины. Решили получить денег, а получили убытки. Наша задача — восстановить его не как кинотеатр, а как культурно-досуговый центр. У нас не хватает места для наших коллективов культуры. А тут будет площадка для выступлений наших артистов, это более востребовано сегодня для города.

Азотчики отремонтировали фасад дворца Ленина — хорошо. Ремонтируется фасад нашего музея — это тоже нормально. Есть желание фасады сделать у всех «сталинок». Но деньги требуются очень большие, пока не получается. Нужно в первую очередь крыши поменять, а потом уже на красивые фасады зайти. Мы ничего старого и хорошего бросать не собираемся. И идеи переименовывать улицы, как сейчас модно, у нас нет.

Что касается Соцгорода, я всегда удивляюсь — если бы мы ничего не делали — никаких вопросов бы не было. Как только начали, вдруг какая-то волна слухов. Какие это памятники культуры? Что от них осталось — там на кирпиче раствора-то нет. Это ветхие дома, и оставлять их в таком виде в городе мы не стали бы никогда. Какой музей из такого дома? Самое для нас главное — что на этом месте будет, и в каком стиле будут строиться там дома.

Очень мало у нас земли под строительство. А строить нужно. Для детских садов сегодня такие требования, что надо несколько гектар земли на один детский сад. И жилье в центральных местах города тоже надо строить. Потому что это выгодно: коммуникации есть, это дешевле. Что касается храма, в этом году задача — начать делать стены. Массовой веры у людей в душе еще нет, к сожалению. Но она придет, она потихоньку приходит. И храм городу нужен.

— Сергей Петрович, а каким вы видите будущее города? Есть ли шанс воплотить в жизнь идеи об агломерации Березники — Соликамск — Усолье?
— Здесь важный момент какой? Надо четко понимать, какой город на что способен и что он из себя представлять будет в будущем. От этого зависит его развитие, его направление. Иностранцы несколько по-другому смотрят на саму застройку города. Город сегодня строить надо с точки зрения архитектуры и с точки зрения экономики. Компактные города в эксплуатации дешевле каждому жителю и государству, собственно говоря.

Березники, по мнению разработчиков мастер-плана, — это центр севера края. Он должен быть и деловым, и культурным, и спортивным центром. Иностранцы считают, что все улицы нашего города должны иметь прямой выход на пруд, а пруд должен быть настоящим центром притяжения. Это первый концепт. А второй — мы должны иметь также прямой выход к Каме. «Азот» имеет выход к реке, Содовый завод имеет, а город — нет.

Все европейские города застроены по-другому. У них мало свободного пространства, которое надо обслуживать. Его и должно быть мало. Потому что это коммуникации и расходы. К слову, из всех городов края наш самый компактный. Наш город испортила новая планировка. Старая планировка — квартальная. В квартале — компактно расположенные дома. Новая планировка — разбросанная. Много свободного пространства, которое сегодня не используется и за которым надо следить. Это было не совсем правильно. Если бы город планировался и создавался в варианте старой планировки, он бы у нас был сегодня другим. Но тогда надо было быстро строить жилье. Мы, когда получим мастер-план, будем корректировать генеральный план. Пришло это время. У нас нет никаких амбиций имперских, нет никаких разногласий с Соликамском, Усоль-ем. Мы четко понимаем, что у каждого города есть исторические корни, у каждого, и мы всегда их будем придерживаться.

— Был такой слух, что вас хотели забрать из города на повышение...
— Нет, это измышления. Моя цель иная. У меня самый сложный и трудный период в жизни был — это 2006-2007 годы, авария на первом руднике и ее последствия. В то время надо было принимать очень жесткие, быстрые и, я бы сказал, рискованные в некотором плане решения. Хорошо, что рядом были люди, которые в некоторых вещах меня сдерживали, могли сказать: подожди, ты неправильно действуешь. Эти полтора года мне тяжело очень дались. И мне собственно власть-то дальше была уже не нужна, я достаточно был успешный человек во всех планах. Первый раз, когда меня попросили пойти в город, я отказался: нет резона. Но один человек мне сказал: «Дело-то не кончено». Надо было доводить до конца всю эту историю с переселениями. Нельзя останавливаться на полпути. Поэтому моя идея очень проста: меня на пять лет выбрали — я пять лет здесь отработаю. Только в Березниках. Власть сама по себе мне ни к чему. Многие люди думают, что во власти все легко и хорошо. На самом деле это тяжелейшая ноша, которая психологически очень сильно давит на человека. Но мне надо закончить свое дело. Я думаю, что мы переселим людей, закончим эпопею с аварийными домами, решим другие назревшие городские проблемы. Вот тогда я буду спокоен.


Источник: «Березники Вечерние»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс