Творчество без рамок

Текст: Юлия Пальникова

Жили-были два брата - Иван и Василий. И договорились они смолоду, что назовут сыновей именами друг друга. Так и вышло. Этот факт, рассказанный отцом, мастер по дереву Василий Шинкевич считает примечательным в своей биографии, как и то, что кличут его почтительно Василий Иванычем не только ученики, но и домочадцы.

СУНДУК С «ОРУЖИЕМ»
Гул станка из кабинета с табличкой «Мастерок» разносится в фойе Центра научно-технического творчества. В мастерской, где школьники овладевают резьбой по дереву, меня встречает педагог, вся одежда которого в древесной пыли. А вокруг царство деревянных фигур, резных рам. Привлекает внимание тронное кресло, приближенная копия которого украшает дом одного из бывших мэров города. Почему приближенная? Да потому, что двух одинаковых работ мастер не делает никогда.

Рукастый мужик Василий Иванович пошел в отца, который мог и избу срубить, и печь сложить. С ранних лет мальчишка был приучен к мужской работе: дрова колол, воду носил. В семье, где воспитывались семеро детей, всем хватало работы. Васиным богатством был сундук с оружием, которое он выстрогал своими руками в восьмилетнем возрасте. Пользуясь ножом, ножовкой и топором, мальчик смастерил, а затем отполировал игрушечные винтовку, автомат, пистолет, гранаты, и во время игр в войну был самым оснащенным «солдатом». Уже тогда в нем зарождалась любовь к работе с деревом.

Со школьной скамьи он мечтал стать художником, постоянно рисовал различные орнаменты, маски, не предполагая, что в будущем подобное творчество ляжет в основу эскизов его изделий.

ТАЙНА ДЕРЕВА
На защите диплома в профессиональном училище № 28 будущему художнику Василию Шинкевичу вручили диплом с отличием. Дипломная работа — деревянный ковш с подносом — до сих пор хранится в его мастерской.

— Удивляюсь, что на этих предметах, которым уже 27 лет, не появилось ни трещинки, — говорит мастер. — Ведь я их сделал, казалось бы, из непригодного сырья — сырого тополя, подобранного на улице. Работа несколько наивная, но она меня греет, потому что мне удалось поймать форму. С тех пор не могу остановиться, готов мастерить с утра до вечера.

Судьба словно поддерживала рвение Василия овладевать ремеслом. На химзаводе, где он работал художником-оформителем, открыли цех товаров народного потребления. На продажу для заводчан и гостей предприятия молодой специалист изготавливал шкатулки, разделочные доски, банкетки. Многому учился у опытного наставника Вячеслава Воронцова.

Первый педагогический опыт Василий получил в школе искусств при школе-интернате, где преподавал труд, резьбу по дереву. Он сразу понял, что с детьми надо строить отношения на равных, тем более с подранками, потерявшими родителей. Авторитет завоевывал не назиданиями, а мастерством. Дети тянулись к спокойному, рассудительному, творческому педагогу.

МУЖСКОЙ АВТОРИТЕТ
— Я создал атмосферу крестьянской избы, чем-то напоминающую ту, которая была у нас дома, когда мы собирались всей семьей за большим столом и лепили пельмени. Это сближает, — рассказывает Василий Иванович. — Я сидел во главе стола, ученики по обе стороны, каждый что-то выпиливал, вырезал. Среди них было много сирот, травмированных жизненными обстоятельствами, замкнутых, ершистых. Я никогда не ставил их в жесткие рамки, всегда давал свободу творчества, самовыражения.

Педагог учил воспитанников геометрической и контурной резьбе, токарной обработке древесины. Он понимал, что немногие из них станут мастерами, но смогут самостоятельно сделать полку, скамейку, собрать мебель. Способных учеников он видел сразу, даже если у них не все получалось. С улыбкой вспоминает Шинкевич своего воспитанника Олега Прачевского, импульсивного мальчишку, который рубил и выбрасывал свои изделия, если они ему не нравились. Но педагог в него верил. Однажды парень изготовил икону, с того момента все пошло как по маслу, начало получаться. Были в числе его учеников три брата Цыбиных, ребята из семьи, в которой воспитывались одиннадцать детей — талантливые парни, с которыми он до сих пор поддерживает добрые отношения, дает профессиональные советы.

ВСЕСИЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Одиннадцать лет Василий Иванович ведет кружок «Мастерок» в Центре научно-технического творчества. Приходит в числе первых и уходит ближе в 20 часам, когда учреждение закрывают. Он одержим творчеством и заражает детей интересом к работе по дереву. С раннего школьного возраста они учатся работать лобзиком, мастерить деревянные машинки, самолеты, фигурки животных, изготавливать вологодские и поморские игрушки. Работа кропотливая, требующая большого терпения. Взять, например, погремушку-шаркунок, она выполнена из 28 деталей! Педагогу удается увлечь даже «трудных» ребят.

— Несколько лет назад привели ко мне на занятия подростков из вспомогательной школы, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Они напоминали неуправляемую банду: мат на мате, за ушами сигареты. Через пару недель все наносное стало исчезать, со временем не стало приводов в милицию. Некоторые из них пошли учиться в профессиональные училища на столяров, — рассказывает педагог.

— Как же удалось укротить «банду»? — интересуюсь у преподавателя.
— Это педагогический прием, — делится он секретами успеха. — Определил, кто из ребят самый авторитетный, приблизил его к себе, заинтересовал, и он положительно начал влиять на остальных.

Среди воспитанников Василия Ивановича немало способных ребят, кто-то берет усидчивостью, кто-то нестандартным мышлением. А его ученик Максим Чекотин становился призером Пермского края на конкурсе прикладного творчества. Высокой оценки жюри были удостоены изготовленные парнем рамка для зеркала, ковш-утка и подносы.

Василий Шинкевич признается: он счастлив тем, что у него есть любимое дело, которое объединяет педагогическую деятельность и работу по дереву. Долгие годы занимаясь творчеством, он создал свой фирменный стиль нанесения орнамента на рамки. Мастер уверен, что дерево, как женщина: если с душой относиться, добром ответит. Он уважительно обращается и с инструментами, которыми работает по дереву. К примеру, не станет точить карандаш тем резаком, которым наносит резьбу. На собственном опыте он убедился, дерево подобных вольностей не прощает, начинает капризничать, узоры не получаются.

РАРИТЕТАМ - ВТОРУЮ ЖИЗНЬ
Есть у Василия Ивановича мечта: построить домик, баню, беседку, украсить их резными кружевами, установить на участке скульптуру, создать своеобразный музей деревянного зодчества под открытым небом. Подойдя к полувековой черте своей жизни, он спешит сделать больше полезного, чтобы оставить о себе добрую память в своих работах. Охотно помогает людям, которые стремятся овладеть искусством резьбы, готов бескорыстно делиться знаниями. Один из самых необычных его учеников, который заинтересовался работой по дереву в 72-летнем возрасте, побывав на мастер-классах педагога, сам изготовил рамку и часы.

В его домашней библиотеке много книг по деревянному зодчеству, одна из них 1906 года издания. Бывая в российской глубинке, в музее деревянного зодчества «Хохловка», мастер всматривается в постройки прошлых столетий, учится у наших предков, которые умели ставить дома и церкви. Он коллекционирует деревянные раритеты: трюмо, этажерки, прялки, которые горожане порой выставляют из дома на улицу, и не понимает, как можно расстаться с такими сокровищами.

Василий Иванович поддерживает многих народных умельцев, делает для них заготовки, которые те расписывают и продают на ярмарках. Его работы разъезжаются по стране, а некоторые добрались до Германии и Франции: березниковцы приобрели их в качестве подарков для зарубежных родственников. Но самое приятное, по словам Василия Ивановича, видеть, как предметы, изготовленные его руками, служат людям. Бывая в качестве гостя в некоторых домах, он узнает свои хлебницы, сувениры. А однажды увидел на рынке продавца, сидящего на его банкетке. А банкетке той 20 лет от роду.


Источник: «Березники Вечерние»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


березниковцы