Реликвии в опасности

Текст: Марина Сизова

Краевой музей словно готовится к великому исходу. Раритеты из фондохранилища втихомолку упаковываются в ящики и тайком – в спешке – вывозятся в известном, смеем надеяться, направлении. При этом руководство музея не считает себя обязанным объяснить, что происходит, – ни сотрудникам музея, ни общественности.

Вы можете себе представить, чтобы администрация Франции оккупировала пол-Лувра под кабинеты чиновников? А бесценные полотна и мебель складировала куда-нибудь в подвал? А вот в столице Пермского края подобное возможно запросто. Администрация Перми тихой сапой захватывает площади краеведческого музея. Не просто площади – помещения фондохранилища, национальной сокровищницы Пермского края.

ИСТОРИЮ – В ЯЩИКИ
Сибирская, 15. По этому адресу краевой музей занимает четыре этажа, на четвёртом – выставка музея пермских древностей. На остальных – служебные кабинеты научных сотрудников и богатейшие фонды музея (более шестисот тысяч единиц хранения).

Здание – единый архитектурный комплекс с городской администрацией, откуда два года назад к музею был проломлен проход на третий этаж. Тогда чиновники хитростью заняли на этаже небольшую – 70 квадратных метров – площадь. В их кабинетах шёл ремонт, и они якобы перешли в музейные комнаты – так, чисто где-то перекантоваться во время этого ремонта. Потом оказалось, что незваных гостей ничем не выгнать, не выкурить и не остановить.

На третьем этаже музейного здания хранится этнографическая коллекция – мебель, резьба, роспись по дереву и фонды археологии. Уже сегодня часть коллекции дерева с Сибирской, 15 вывезена на Вышку, на революционную диораму.

Остальная часть коллекции продолжает упаковываться в ящики. Вполне резонно возникает вопрос – зачем? В условиях тотального молчания, недомолвок и отсутствия каких-либо ответов со стороны руководства музея и учредителя – краевого Агентства по управлению госучрежедниями – рождаются самые различные домыслы.

Один из них – аппетит чиновников вырос настолько, что они, как раковые клетки, решили «размножиться» на весь третий этаж, выжав оттуда музейщиков. При этом вряд ли кто-нибудь сегодня может гарантировать, что в будущем «опухоль» исчезнет и не распространится на всю территорию музея.

Нынешний директор краевого музея Ольга Юдина уверяет корреспондента «ПН»: вещи вывозятся на экспозицию. Но самого факта – что есть какой-то проект и рассматриваются варианты переезда коллекций из здания на Сибирской, 15 – не отрицает. По телефону она говорит, что сегодня к обстоятельной беседе пока не готова: «Никаких правовых документов на сегодняшний день нет. Всё будет известно после майских праздников».

Какие правовые документы готовятся? Что будет известно? Не будет ли после этого поздно, не объявят ли о решении постфактум?

И, самое главное, почему значимые для всего края вопросы – это ведь не какие-то деревяшки вывозятся, это коллекция федерального значения! – решаются кулуарно?

КАК ШАГРЕНЕВАЯ КОЖА
Последние двадцать постсоветских лет для музея – время сплошных переселений и переездов. Если посчитать, музей фактически лишился 700 квадратных метров.

Только из-за переезда в дом Мешкова из архиерейского дома на Комсомольском проспекте, 6, который были вынуждены передать церкви, по подсчётам бывшего директора музея Светланы Димухаметовой, музей утратил экспозиционные залы площадью больше 400 квадратных метров. А ведь, по закону, власти должны были предоставить равнозначные по размеру площади. Год за годом, шаг за шагом музейные площади сжимаются-сокращаются, как шагреневая кожа.

Какая-то зловещая закономерность: только музей отремонтирует, приведёт здания в божеский вид, как нужно их отдавать кому-нибудь другому.

Здание бывшего горкома КПСС по Сибирской, 15 было передано музею городским советом народных депутатов в 1990-м году вместо татарской мечети, которая была возвращена мусульманской общине Перми. Перевод коллекций осуществлялся в жёсткие сроки, иначе коллекции музея вообще остались бы под открытым небом.

Само здание на Сибирской нуждалось в капитальном ремонте, периодически протекала крыша, случались аварии отопительной системы, что для коллекций смерти подобно.

Серьёзным испытанием для музея стала в 1995-м передача Казанской церкви Усыпальницы купцов Каменских Пермской епархии. Уникальный памятник архитектуры достался музею в тяжелейшем состоянии. Проектные и реставрационные работы велись лучшими специалистами Перми и Москвы. Только реставрация была завершена, как подоспело решение о передаче здания Церкви. И вот теперь, как сказ про белого бычка, история по­вторяется.

Музей за два десятка лет отреставрировал, отремонтировал здание на Сибирской, 15 – и теперь снова переезжать?

«НЕ БЕЗДЕЛУШКИ ВЫВОЗЯТ»
Когда речь шла о передаче зданий в руки Церкви – ещё как-то понятно, так полагается по федеральному закону. А тут-то с какой стати отдавать площади чиновникам?

При этом, согласно Инструкции по учёту и хранению музейных ценностей, наличие сторонних организаций в непосредственной близости от фондов хранилища не допускается. Мало ли чего: пожар, кражи…

А городская администрация, получается, вклинивается между этажами музея.

Кроме того, экспонаты из дерева из фондохранилища вывозятся на неприспособленную и не отвечающую условиям хранения диораму, где нет центрального отопления и возможны губительные перепады температур. Дерево – очень капризно и хрупко. Согласна ли взять администрация музея на себя ответственность за сохранение коллекций? Ведь на Сибирской, 15 помещение было специально оборудовано под ту или иную коллекцию. Не получится ли, что экспонаты просто складируют на «Диораме» и в ближайшее время их никто не увидит? Плюс – а где экономическая выгода от переезда? Каждое перемещение – это новые затраты на создание хотя бы более-менее нормальных условий для хранения коллекции. Но ведь их – условий – сейчас нет, а коллекции уже перевозятся.

«Давным-давно я предлагал оценить коллекции. В денежном эквиваленте. И тогда любому чиновнику будет понятно, что безалаберное отношение допускается не в отношении каких-то безделушек-деревяшек, тряпочек, а в отношении вещей, которые имеют большую денежную стоимость», – говорит известный пермский археолог Павел Корчагин.

ВОЗВРАТИТЕ ДОЛГИ МУЗЕЮ
Сейчас рассматривается вариант обмена: музей отдаёт городской администрации третий этаж на Сибирской, 15, взамен этого будто бы получает небольшой двухэтажный особняк на Кирова, 78, где якобы планируется открыть литературный отдел.

«Между тем такой мены могло бы не быть,– уверяет Светлана Димухаметова. – Музею и так должны площади, это возврат долгов». То есть почему взамен?

Главный специалист информационно-аналитического управления администрации Перми Ирина Березина подтвердила: «На данный момент подписано соглашение о взаимодей­ствии между администрацией города Перми и агентством о создании музейной экспозиции на пешеходной улице Пермской (Кирова). Для этого администрация передаёт здание по адресу: ул. Кирова, 78, площадью 400,2 кв. м, в безвозмездное пользование краевому музею. При этом часть музейных фондов по-прежнему останется в здании по адресу: ул. Сибирская, 15». Ясности, однако, так и не прибавилось. Почему «часть»?

Самый серьёзный нюанс в этой истории – коллекции краевого музея входят в государственный фонд страны. По договору, подписанному музеем и Министерством культуры РФ в 2006 году, они переданы краевому музею в оперативное управление. То есть переводить-передавать экспонаты без согласования с Минкультом нельзя. Знает ли Минкульт РФ о планах краевого Агентства по управлению госучреждениями?

«Никто не возражает – постройте новое фондохранилище для краеведческого музея с его уникальными коллекциями, хотя нет – о том, как строятся помещения, мы знаем на примере художественной галереи, – пусть лучше чиновники построят для себя административное здание, а этот административный комплекс передадут музею. Наконец-то за сто с лишним лет музей нормально мог бы функционировать», – комментирует Светлана Димухаметова.

ВЗГЛЯД В ПРОПАСТЬ
«У меня большая просьба к губернатору: он собирается уходить, пусть напоследок сделает доброе дело – всё вернёт на свои места, уберёт Агентство по управлению госучреждениями, – говорит Павел Корчагин. – Пермский край – единственный регион, где учредителем музея является не Минкульт, а агентство, которому уставная деятельность музея, в принципе, по барабану. Вроде музей курируют две организации – Минкульт и агентство – а никто ни за что не отвечает. К сожалению, это выгодно обеим структурам».

По словам Корчагина, мы всё больше приближаемся к бездонной пропасти. И если всё останется так, как есть, будущего у музея нет. Если краевой музей не сможет обеспечить сохранность коллекций, Минкульт РФ в конце концов заберёт их и передаст музеям других регионов – в Киров, Казань или ещё куда-нибудь. Если будет к тому времени, что передавать, конечно. Только мы останемся без корней.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


история