Березники при свете рампы

Лёгкая джазовая музыка. Распахнутая дверь на большой балкон. Панорама Нью-Йорка с небоскрёбами. Откуда-то издалека доносятся звуки города. Создаётся впечатление, словно ты лично присутствуешь в квартире главного героя нового спектакля Березниковского драматического театра «В тени виноградника», поставленного новым главным режиссёром Денисом Кожевниковым. Пьеса создана по мотивам рассказа лауреата Нобелевской премии Исаака Башевиса-Зингера, американского прозаика, писавшего на идиш. Это трогательная история…

Текст: Татьяна Климина

Лёгкая джазовая музыка. Распахнутая дверь на большой балкон. Панорама Нью-Йорка с небоскрёбами. Откуда-то издалека доносятся звуки города. Создаётся впечатление, словно ты лично присутствуешь в квартире главного героя нового спектакля Березниковского драматического театра «В тени виноградника», поставленного новым главным режиссёром Денисом Кожевниковым.

Пьеса создана по мотивам рассказа лауреата Нобелевской премии Исаака Башевиса-Зингера, американского прозаика, писавшего на идиш. Это трогательная история о богатом и очень одиноком старике-еврее Гарри Бендинере, прожившем нелёгкую жизнь. Перед войной он эмигрировал из Польши в Америку, спасаясь от нацистов. Был три раза женат. Похоронил своих жён и детей. Где-то в Британской Колумбии у него живёт внук Лео, но он знать не хочет своего деда.

Из-за этих бесконечных утрат миллионное состояние, сколоченное Гарри за океаном, не приносит ему счастья. «Мне 82 года. И я ещё помню, как охмурять молоденьких девушек. Но что меня может радовать, если я вызываю только медицинские ассоциации?» - с тоской восклицает главный герой. Его единственным развлечением являются ежедневные пикировки с помощником и единственным другом Марком. Но Марк собрался с семьёй уезжать на родину предков - в Израиль.

Что дальше ждёт Гарри? И вдруг на пороге квартиры одинокого миллионера появляется очаровательная соседка Этель, недавно переехавшая в этот дом. Удивительная женщина, на четверть века моложе его, зажигает в сердце старика свет последней всепоглощающей любви. Гарри тоже симпатичен Этель, он напоминает ей умершего мужа. Они стремятся познакомиться поближе, вместе обедают и мечтают о совместных путешествиях. Гарри даже готов вновь жениться. Но... Всем этим планам не суждено сбыться. Почему? Это вы сможете узнать, побывав на спектакле.

Главные герои, безусловно, вызывают искреннее сочувствие. Более сильному сопереживанию способствует камерная форма театральной постановки. Зрителей всего 70 человек. И они сидят не в зале, а прямо на сцене. А всё действие разворачивается буквально в двух метрах от них. Хочется отметить и мастерство актёров, которые показали хорошую игру, и их умение держать столь малую дистанцию, практически стирая грань между собой и публикой. Это Николай Волхонский (Гарри), Анатолий Бутор (Марк), заслуженная артистка России Татьяна Гладенко (Этель) и Ольга Шемякина (соседка из 12-й квартиры).

Особый колорит спектаклю придаёт джазовое сопровождение на синтезаторе. Известные композиции этого музыкального жанра исполняет студент березниковского музыкального училища Алексей Шибанов. А «дирижёром» новой джазовой рапсодии является художественный руководитель БДТ Денис Кожевников. По его словам, он уже ставил подобные спектакли в других городах. Это были постановки по произведениям английского классика Теннеси Уильямса «Стеклянный зверинец» и «Прекрасное воскресенье для пикника».

В Березниках он также хочет продолжить более тесную форму общения со зрителем. Это интересно и для него, как режиссёра, и для зрителей, являющихся, по существу, прямыми участниками действа. И с технической стороны скоро станет больше возможностей. Дело в том, что после реконструкции помещения, где сейчас располагается БДТ, здесь появится малая сцена, которая будет вмещать до 100 человек.

«Фишкой» нового спектакля стала и необычная задумка, когда актёры в ходе развития сюжетного действия, словно забывая о сидящей рядом публике, начинают вести себя, как на репетиции - произносят закадровые реплики, достают текстовые шпаргалки.

Денис Кожевников:
- Это своеобразное актёрское «хулиганство». Такой приём допустим в искусстве, он даёт зрителям большую свободу для осмысления того, что происходит на сцене. Однажды, будучи школьником, я присутствовал на встрече Андрея Тарковского с представителями культуры. Кто-то из них спросил режиссёра: «Андрей Арсеньевич, в вашем фильме «Сталкер» собака, которую вы часто показываете в кадре, это символ верности?». На что Тарковский ответил: «Нет, собака у меня - это просто собака!». Также и здесь. У меня есть личное понимание, что означают эти репетиционные вставки. Но публике предстоит найти свой ответ.

На премьере спектакля, которая состоялась в международный День театра, среди зрителей присутствовал и березниковский мэр.

Сергей Дьяков:
- Я первый раз в жизни находился на таком необычном спектакле. Находясь на сцене, чувствуешь себя участником действия, начинаешь более эмоционально переживать за судьбы героев. Постановка мне очень понравилась.

Также хочется присоединиться и к словам Валерия Рахмуллина, заместителя главы администрации, отметившего, что за последние полгода Березниковский драматический театр заметно преобразился. А между его художественным руководителем Денисом Кожевниковым и актёрской труппой чувствуется взаимопонимание. Это значит, что в ближайшее время БДТ будет радовать нас новыми интересными постановками и творческими решениями.


Источник: корпоративная газета ВСМПО-Ависмы «Металлург»
Илл.: Олейников Юрий
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс