Цунами материнского гнева

Текст: Ирина Кизилова

На минувшей неделе в гарнизонном Доме офицеров прошло собрание родителей призывников. Оно было традиционным, такие краевой военкомат устраивает перед каждой призывной кампанией. Но что-то необычное чувствовалось в поведении участвовавших в нём женщин. Какая-то особая напряжённость витала в актовом зале офицерского дома.

Четыре года назад в одной из своих публикаций в «Пермских новостях» я описала такую гипотетическую ситуацию. На площади у здания Государственной думы собираются сотни молодых мам с младенцами и колясками, протестующих против грозящей отмены отсрочек от призыва для своих мужей. Депутаты Госдумы тогда ещё только обсуждали проект закона об отмене отсрочек, которые до 1 января 2008 года получали призывники, имеющие беременных жён или детей в возрасте до трёх лет.

БЕРЕМЕННЫЕ ТЕРПЯТ
Картинка у меня получилась весьма красочной, жаль только, что не подтверждённой реальнос­тью. Почему жаль? Да потому, что если бы женщины тогда действительно взбунтовались, возможно, думцы и не приняли бы закон, принёсший (и приносящий до сих пор) столько реальных проблем для беременных солдаток и юных матерей.

ОБВОЮТ, ЗАКОПАЮТ
Самыми терпеливыми, безответными я бы назвала сельских жительниц. Из года в год, из десятилетия в десятилетие безропотно отдают сельские матери своих даже больных детей на военную службу. Всем селом справят проводы с изобилием хмельного, с песнями, плясками да слезами. А придёт «груз 200», обвоют сыночка, закопают в сыру землю – и будто его и не было.

Потом другие односельчанки отправят своих кровинушек на государеву службу, потом следующие, и ещё, ещё...

Так было в селе Альняш Чайковского района после похорон погибшего от «дедовского» кулака Жени Каргашина. Так было в сёлах и деревнях Краснокамского, Добрянского, Карагайского, Кудымкарского и других районов, куда не раз приходили «грузы 200». Каждая мать с замиранием сердца отдавала в солдаты своего родненького, надеясь на чудо, на «авось пронесёт». Если чуда не происходило, рыдала, кляла про себя судьбу, а другие матери покупали водку к проводинам очередных новобранцев.

«НЕ ВСКРЫВАТЬ»!
Гроздья материнского гнева вызрели не у нас, в Пермском крае, а докатились волнами из соседней области. В печально известном Еланском гарнизоне, где случается одно ЧП за другим, погиб житель села Арасланово Нязепетровского района Челябинской области Руслан Айдерханов. Его проводили на военную службу в мае. А в конце сентября Руслана привезли в цинковом гробу.

Сопровождающие гроб представители военной части №55062 сообщили, что смерть наступила в результате суицида и что вскрывать цинк запрещено. Но родные Руслана не вняли запретам: по мусульманским обычаям, тело умершего перед похоронами требуется обмыть. Вскрыв гроб, они увидели, что тело солдата покрыто множеством ран, сломана нога, нет одного глаза...

БУНТУ БЫТЬ?
Односельчане Руслана подняли шум, привлекли внимание журналистов. Представители военной части, как водится, заняли круговую оборону. Их попытки скрыть правду поддержали военные следстователи.

– По предварительным данным следствия, следов насильственной смерти на теле Руслана не обнаружено, – уверяет журналистов помощник руководителя военного следственного управления по Центральному военному округу Роман Сазонтов.

По закону, на расследование подобных ситуаций даётся два месяца. Но односельчане Руслана не хотят ждать до конца этого срока, потому что за это время десятки их парней отправят на военную службу и, вполне возможно, кто-то попадёт в ту же военную часть. Гнев односельчан Руслана вылился в обращение к министру обороны, в котором те заявляют, что в этот призыв не отдадут своих детей до того, пока не получат результатов настоящего расследования причин гибели Руслана и пока в воинской части, где он погиб, не наведут порядок и не накажут виновных.

СОЛИДАРНОСТЬ
И вот что важно: араслановцев подержали жители соседних сёл и посёлков Шемаха, Сказ, деревень Межевая, Ташкиново, тоже подписав их обращение. Набралось уже 2000 подписей.

Продвинутая сельская молодёжь создала в социальной сети «В контакте» группу, посвящённую памяти Руслана и сбору подписей. Кто-то о Руслане написал в своих блогах. По всему Интернету идёт обсуждение этой трагедии, ставшей, надо надеяться, последней каплей, перевесившей чашу гражданского гнева.

Кроме того, сторону араслановцев взяли депутаты районной думы. По словам одного из них, Мухаматдина Сахаутдинова, гибель молодого человека всколыхнула округу. И глава администрации сельского района, в чьи обязанности во время призывной кампании входит содействие успешному выполнению наряда на призыв, на этот раз поддерживает сельских жителей.

ДОКОЛЕ?
Готовят свое заявление по поводу этой трагедии и правозащитники, ведущие сбор подписей в нескольких правозащитных сетях. «Страшная смерть военнослужащего Руслана Айдерханова в российской армии и попытки командования части выдать его убийство за суицид, – говорится в заявлении, – заставляют нас в очередной раз задать руководству страны и армии возмущённые вопросы:
– какое право имело командование и следствие отдавать родным и близким Руслана, гражданским лицам, приказ не открывать гроб с телом их сына?
– почему в ответ на многочисленные жалобы граждан на насилие в воинских частях Еланского гарнизона и многих других печально знаменитых частях годами никто не принимает серьёзных мер?

Мы восхищаемся гражданским мужеством и житейской мудростью односельчан Руслана Айдерханова и жителей Нязепетровского района Челябинской области, заявивших о готовности приостановить призыв в своём районе.

Со всей ответственностью утверждаем, что эта трагедия – лишь один из эпизодов в длинном ряду десятков и сотен ей подобных. После громких заявлений на самом высоком уровне о «гуманизации» службы по призыву, о «новом облике» армии, российские юноши продолжают гибнуть в воинских частях от казарменного насилия, массовых простудных заболеваний и не­оказания медицинской помощи, на полигонах при уничтожении устаревших боеприпасов, на сторонних работах, не связанных с несением военной службы…

Требуем отмены обязательного призыва на военную службу или, по крайней мере, его приостановки для выработки нового, соответствующего Конституции РФ и международным актам о защите прав человека, законодательства, регулирующего его прохождение и чётко закрепляющего единственное назначение призыва: подготовку резерва. Убеждены, что при сохранении призыва в его российском варианте невозможна модернизация страны.

Требуем упразднения военной юстиции или, по крайней мере, передачи расследования и суда по преступлениям против личности в ведение гражданской юстиции». Под этим заявлением есть подписи и пермских правозащитников.


НЕ БОЙТЕСЬ ОБРАЩАТЬСЯ В СУД
«В июне призывная комиссия приняла решение о моём призыве. Я был не согласен с этим решением, так как имею «непризывные» заболевания. Хотел обжаловать его, но в военкомате мне не дали копию решения. В армию меня не отправили, потому что был перевыполнен план призыва. А сейчас можно обжаловать решение той призывной комиссии?» -Виктор В., г. Пермь

Обжаловать то решение уже нет необходимости, так как призывная комиссия создаётся только на время одной призывной кампании, и затем её решения становятся недействительными. Вам придётся пройти заново все призывные мероприятия: сначала медицинское освидетельствование, затем, на основании его, призывную комиссию.

Чтобы получить решение новой призывной комиссии, вы должны написать заявление на имя начальника отдела краевого военкомата по своему району (так теперь называются районные военкоматы).

Можете также посмотреть своё личное дело, хранящееся в военкомате. Для этого необходимо написать заявление на это же должностное лицо. В личном деле может оказаться информация, полезная для оспаривания вами решения призывной комиссии.

Если вам не выдают по заявлению ни решение призывной комиссии, ни личное дело, надо обратиться в суд, в его гражданскую инстанцию.

Если не пропускают на призывной пункт доверенных лиц призывника, следует, во-первых, узнать фамилию, имя и отчест­во человека, который не пускает. Во-вторых, сообщить ему, что недопущение доверенных лиц делает невозможным прохождение призывником мероприятий, связанных с призывом, таким образом, именно тот, кто не пускает, будет ответственным за срыв мероприятий, связанных с призывом, в отношении этого человека. В-третьих, следует сообщить, что вы намерены обжаловать это незаконное действие в суде. Прецеденты положительных решений суда на такие заявления имеются (см. сайт).


Автор - руководитель общественной правозащитной приёмной Пермского молодёжного «Мемориала»
Источник: «Пермские новости»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


армия