Оптимизация плюс социализация

Текст: Юлия Пальникова

16 июня профессиональное училище № 28 отметило 70-летний юбилей. Но праздник получился не без грусти, поскольку с нового учебного года оно будет реорганизовано. Воспитанники продолжат обучение в профессиональном лицее № 42 и строительном техникуме, туда же перейдет и часть педколлектива. 30 работников попадают под сокращение, из них 15 педагогов.

На пороге перемен
Решением Агентства по управлению государственными учреждениями края от 31 декабря 2010 года с 1 сентября 2011 года из ПУ-28 в лицей № 42 переводят всех обучающихся на обувщика, швею, художника. В Березниковский строительный техникум перейдут учиться маляры, столяры, каменщики, монтажники (они будут обучаться на базе отделения начального профессионального образования – присоединенного к техникуму ПУ-40).

Сегодня в системе начального профессионального образования существенно сократилось число воспитанников (следствие демографической «ямы» 1990-х годов), а потому площади этих учреждений используются неэффективно. Поэтому в крае, как и по всей стране, проводится их оптимизация. С предыдущей волной оптимизации в Березниках ПУ № 8 влилось в ПУ № 51, ПУ № 53 – в лицей № 42, ПУ № 31 – в строительный техникум.

Нынешняя реорганизация имеет свои особенности: она коснулась единственного в крае коррекционного училища и затронула интересы детей с нарушением интеллекта, к которым, как известно, требуется иной подход в обучении и воспитании. Двадцать лет назад ПУ-28 впервые стало принимать детей с ограниченными возможностями. В городе сложилась цепочка преемственности – от коррекционного детского сада до коррекционной школы и училища. Все эти годы ПУ-28 было не только кузницей кадров, но и местом социализации подростков из Березников, Красновишерска, Чердыни, Добрянки, Губахи, Перми и других городов.

– Такие дети требуют пристального внимания с утра до вечера, – говорят педагоги ПУ-28, – они с трудом осваивают маршрут даже до столовой (мастер их всюду водит строем), не то что к новому образовательному учреждению. Какие бы хорошие условия для них не были созданы на новом месте, им трудно будет адаптироваться. Тут они равные друг для друга, а там совершенно другая среда. Как их примут здоровые дети? Ведь известно, что подростки достаточно агрессивны.

Сохранить опыт коррекционной работы
Очевидно, что процесс оптимизации в этой ситуации смыкается с новым веянием – инклюзивным образованием (когда дети с отклонениями в здоровье и обычные дети учатся в одном учреждении), которое сейчас активно внедряется в крае. Поскольку судить о результатах подобного опыта пока что рано, мы решили поинтересоваться мнением психолога по этому поводу.

– Если мы хотим решить проблему социализации с учетом того, что дети с ограниченными возможностями по окончании учебы вливаются в общество, то их внедрение в обычную среду – это неплохо. Но при условии, что будет организовано качественное коррекционное сопровождение. Контакт таких детей со здоровыми сверстниками тоже должны налаживать специалисты, – считает председатель городской психолого-медико-педагогической комиссии Елена Суханова.

- Все педагоги ПУ-28 специально обучались работе с детьми в коррекционных группах. Имеют ли педагоги тех - учреждений, куда перейдут дети, подобную подготовку?
– Мы имеем опыт такой работы, – заверила директор профессионального лицея № 42 Ирина Деменева. – Несколько лет назад из ПУ № 53 к нам пришли дети с отклонениями в здоровье, они успешно обучаются на операторов швейного оборудования. Мы готовы создать все необходимые условия для приема детей.

По словам руководства строительного техникума, отделение начального профессионального образования – присоединенное ПУ № 40 – имеет лицензию на работу с детьми из коррекционных групп, к тому же дети придут не одни, а со своими мастерами и преподавателями. Педагоги ПУ-28 обозначили еще одну проблему. Многие воспитанники из числа детей-сирот, иногородних проживают в общежитии. Как правило, вести свой бюджет они не умеют, и когда дело касается поездок на производственную практику, часто ее просто не посещают, ссылаясь на то, что у них нет денег на транспорт. А ведь теперь им придется ежедневно добираться из общежития в дальние точки города. По словам директора Березниковского строительного техникума Ивана Долгополова, этот вопрос будет решаться, возможно, за счет организованной доставки воспитанников на занятия. По мнению руководства лицея № 42, с учетом квотирования мест в общежитиях воспитанники ПУ-28 смогут получить места в общежитии лицея.

Несмотря на благополучное решение многих вопросов, связанных с нынешней реорганизацией, остается сомнение в том, что она имеет одни только плюсы. В то время как в последние годы набор в обычные группы в профессиональных училищах снижается, в коррекционные – возрастает, детей с отклонениями в здоровье становится все больше. Не получится ли, что такие ценные накопления, как опыт коррекционной работы, подготовленный кадровый состав, будут утрачены, а затем, как в ситуации с детскими садами, то, от чего отказались, придется восстанавливать?

Стандарт против профессионализма?
Много разговоров сейчас ведется вокруг художественного отделения, созданного на базе ПУ-28 в 1978 году. Выпускники, которые в свое время постигали там монументальную живопись, печатную и компьютерную графику и другие виды изобразительной деятельности, говорят о творческом духе, неповторимой атмосфере, которая царила в этих стенах. Многие из них сейчас работают в печатных изданиях и рекламных агентствах, занимаются дизайном, продолжают обучение в художественных вузах. Удастся ли сохранить в городе уникальную школу мастеров, которые, вырастая, делают его красивее и лучше? Увы, похоже, что нет. И не только потому, что на новом месте не будет «сердца» художественного отделения, большого подвижника и знатока в области искусства, педагога, художника Леонида Плесовских. И не потому, что руководство лицея № 42 не хотело бы продолжить сложившиеся традиции. Даже если бы художественное отделение ПУ-28 сохранилось, в прежнем виде оно уже не могло бы существовать.

Дело в том, что с 1 сентября 2011 года в российском образовании вводятся новые стандарты, которые исключают из перечня начального профессионального образования профессии бухгалтера, коммерсанта торговли, агента и не позволяют растить художников-«многостаночников». Если раньше художественное отделение воспитывало художников по дереву, металлу и ткани, то сейчас учебное заведение может выбрать только одно из этих направлений. Поскольку в лицее № 42 существует профессия закройщика, там выбрали профессию художника
росписи по ткани.

– Мы понимаем, что сегодня на рынке труда востребованы специалисты широкого профиля, – говорит замдиректора лицея № 42 Ирина Тоболова. – Поэтому помимо росписи по ткани в учебной программе предусмотрены дополнительные предметы: художественная роспись по металлу, художественная роспись по дереву. Выпускники получат соответствующий уровень квалификации и диплом государственного образца с указанием изученных предметов и квалификационных разрядов по трем профессиям.

Программа подготовки художников с нового года предполагает вместо двух лет обучения, как раньше, только один год. Художники со стажем считают, что это несерьезно. И за два-то года хорошего специалиста подготовить непросто, а за год и подавно – это уровень кружковой работы, а не получения профессии. Происходящие перемены в сфере подготовки художников болью отзываются в сердцах тех, кто лелеет искусство.

– Надо прекратить эту беспощадную оптимизацию учреждений, которые должны быть особо оберегаемы, – считает искусствовед, ведущий научный сотрудник городского музея Лариса Коржавкина. – Надо экономить на других вещах. Хула на высшее непростительна, а культура – это высшее.

Трудно не согласиться с тем, что училище, выпускавшее художников, способствовало повышению уровня культуры в городе. Решения, которые спускаются сверху, ведут к тому, что ребята, которые хотели бы серьезно овладеть этой профессией, вынуждены будут уезжать учиться в художественные училища Перми и Кунгура, поступать в Соликамский педагогический колледж. Не все из них вернутся назад. А разве Березникам такие кадры не нужны?


Источник: «Березники Вечерние»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс