Большая автополитика

Текст: Вадим Кубинцев

Федеральные политики вплоть до уровня высшего руководства России явно увидели в автовладельцах страны серьёзный электоральный потенциал. И даже возможную гражданскую силу. Скорее всего, для активизации этого потенциала в ближайшие предвыборные полгода будут использоваться сразу три больших проблемы: цены на топливо, техосмотр и транспортный налог. Первые действия мы наблюдаем прямо сейчас.

Первые признаки организованной активности автовладельцев появились в 2007–2008 годах. Тогда сошлись сразу несколько факторов. Лавинообразное увеличение количества автомобилей привело к резкому ухудшению дорожной обстановки в крупных городах, то есть к пробкам как к массовому явлению. Одновременно выяснилось, что дороги не справляются с нагрузкой, плюс резкий рост аварийности. Позже активность только росла. Многолюдные выступления во Владивостоке, протесты против увеличения транспортного налога, разнообразные акции против плохих дорог и движения – типа «Синих ведёрок».

Пермь в этом процессе отметилась движением «Мы скорбим по пермским дорогам», которое худо-бедно, но вынудило власти активизировать работы по ремонту. В дальнейшем все действия чиновников по привлечению общественности к взаимодействию встречали хоть и критичное, но понимание.

Ну, то, что с каждым месяцем таких активных становится больше, уже и вовсе не оспаривается. Сейчас в России насчитывается около 40 миллионов единиц транспорта, три четверти из которых – это частники и малый бизнес. Серьёзная сила, очень много голосов.

БЕНЗИНОВЫЙ НЕКРИЗИС
Вся проблема в том, что этот как бы кризис возник из ничего. Р-раз – и на заправках десятка регионов исчезает бензин. Два – и цены взлетают процентов на десять. Три – Владимир Путин в предельно жёсткой форме тормозит нефтяные компании: в мае остановлены экспортные поставки бензина и подняты экспортные пошлины.

В сложившейся ситуации появились две стороны, которые постоянно противоречат друг другу: нефтяники и представители власти. Первые регулярно грозят стране топливным кризисом, желая вызвать ажиотаж среди населения. При этом нефтяники называют только один, выгодный для себя выход из ситуации – разрешение заправкам со стороны государства повысить цены на горючее. Однако с ними спорят чиновники, которые отпускать цены не желают, поскольку это в очередной раз вызовет недовольство автомобилистов. Надо отметить, что ситуация в стабильных регионах была раскачана буквально в течение нескольких дней. И это действительно серьёзно. Тем более – в предвыборный год.

В Перми дефицита не ощутили. Однако впервые за многие годы цены на автозаправках независимых продавцов оказались выше, чем у лидера рынка – «ЛУКОЙЛа». Собственно, вникать в детали этого кризиса – или некризиса – из Перми нет возможности, зато можно оценить социальные и политические последствия.

Всю вину на цены и дефицит, истинную или мнимую, автовладельцы традиционно возлагают на нефтяные компании. Нефтяные компании, в свою очередь, показали, насколько сильны их позиции и влияние в стране, где большая часть бюджета наполняется из соответствующей трубы. Государство оказывается между двух огней. Собственно, от того, какой компромисс будет достигнут, и можно будет считать электоральные плюсы-минусы.

ВОСТОРГ И ЛИКОВАНИЕ
А вот вопрос техосмотра оказался почти беспроигрышным электоральным ходом. Инициировавший его Дмитрий Медведев в случае доведения процесса до конца, как представляется, резко увеличит свой позитивный рейтинг. Основные доводы за отмену ТО:

  • существующая система не обеспечивает контроля состояния автомобилей;
  • взяткоёмкость и коррупционность системы;
  • те, кто проводит техосмотр, не несут ответственности за качество и последствия;
  • действующие правила во многом не имеют отношения к безопасности.

Если проще – система прогнила от начала и до конца. В результате инициативу президента сначала встретили недоверчивым молчанием, а потом практически всеобщим воплем восторга. Причём, глядя на отзывы, вопль этот вовсе не бездумный. Мало кто кричит: «Отменить и разрушить до основанья». В основном: «Реформировать, упростить и, главное, убрать из процесса ГИБДД». Причём настроение масс в данном случае мгновенно уловили депутаты. Уже 11 мая планируется рассмотреть законопроект о техосмотре в Госдуме РФ, который до того лежал в недрах почти год, а к 16-му принять его в качестве закона. Дело в общем понятное – выборы. Другой вопрос, чтобы в спешке не напортачили. Но уже сейчас понятно, что, скорее всего, какие-то изменения будут. И не найдётся политической силы, которая позабудет поставить эти изменения себе в заслугу.

НЕ СОРВАТЬ БЫ ГАЙКИ
В Прикамье перспектив работы с авто­владельцами, похоже, пока не оценили. Или собираются их использовать где-то в далёкой стратегической перспективе. Почему? Да очень просто. Наш регион едва ли не единственный, где сохранили фактически двойное налогообложение по транспорту. Суть истории проста. Когда пару лет назад федеральные власти ринулись поднимать транспортный налог, Пермский край ринулся вперёд. И поднял. А когда федералы опомнились – не опустил. И когда половина этого самого транспортного налога ушла в акциз – снова не опустил. Теперь в классах машин с мощностью двигателя до 100 и 150 лошадиных сил имеем самые высокие налоги в России, да и вообще максимально возможные по законодательству. Полученные две недели назад корреспондентом «ПН» комментарии краевых депутатов показали, что задумываться об этой проблеме депутаты пока не собираются.

А зря. Потому что, расписывая все возможные позитивные электоральные возможности, не следует забывать и об обратном ходе маятника. Как показал вышеописанный бензиновый кризис, раскачать автомобилистов легко. Очень легко. Найдись только повод и лидеры.

И в том, что какие-нибудь политичес­кие силы попробуют извлечь пользу из нестабильности, сомневаться не приходится. Потому что предвыборный год.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс