Город в скважинах

Горный институт УрО РАН и ОАО «Галургия» работают над определением потенциально опасных участков, расположенных на всей подработанной территории города.

С соответствующими докладами представители научных учреждений выступили на последнем заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Так, директор Горного института УрО РАН Александр Барях сообщил, что на основе маркшейдерских исследований выделено несколько участков с повышенными скоростями оседаний. В проблемных зонах будут проведены геофизические исследования, включая электроразведку, и уже выполняются сейсморазведочные исследования. Это районы проспекта Ленина, ул. Свердлова, МЖК, ремонтно-механического завода, территории, примыкающие к промплощадке БКПРУ¬1 и возле железнодорожных путей, поселок Зырянка. По всем участкам сегодня разработаны проекты технических исследований, и с 9 марта работы начались. Исследования посредством бурения скважин проводятся на два интервала глубин. Всего по этим объектам запланировано 25 скважин.

– Результат мы планируем получить в мае, – пояснил Александр Барях. – В дальнейшем в городе будет достаточно плотная сеть гидрогеологических скважин, и мы сможем получать информацию о происходящих процессах в режиме он-лайн.

Со своими пояснениями выступил генеральный директор березниковского филиала ОАО «Галургия» Валерий Мараков, отметивший, что работа по выявлению потенциально опасных участков его учреждением велась с самого начала аварии на первом калийном, и в целом результаты исследований совпадают с выводами специалистов «Уралкалия» и Горного института.

Он конкретизировал некоторые моменты. В первую очередь, по его словам, опасения вызывают несколько участков, расположенных над подработанными карналлитовыми пластами. В частности, первая панель переходного периода. Второй участок – это район 11¬й и 10¬й восточных панелей, где процессы оседаний происходят со скоростями до 30 мм в месяц. На поверхности – это район Зырянки. Третий участок – также карналлитовая подработка, где горные работы велись примерно 30 лет назад. На поверхности в зону влияния этой территории частично попадает автомобильная дорога, ведущая к пионерским лагерям. Четвертый участок – старая карналлитовая подработка в районе поселка Нартовка, – там в настоящее время скорости оседаний составляют до 60 мм в год. Сама по себе скорость небольшая, но здесь имеется целик, а на границе с выработками деформации нарастают.

Остальные участки городской территории связаны с подработкой сильвинитовых пластов. Это район второго провала, пр. Ленина – от площади Решетова до ул.Челюскинцев, а также часть МЖК, где горные работы велись вплоть до 2006 года, и в результате аварии остались подработки, которые не успели заложить. На границе заложенного и незаложенного участков деформации постепенно нарастают. Участок к западу от провала – это дорога на Чкалово.

В настоящее время институт проводит инвентаризацию объек­тов, которые находятся в потенциально опасных зонах.

По состоянию на 17 марта размеры воронки, образовавшейся на железнодорожных путях, составили 112 на 64 м. Расширение произошло за счет обрушения северного борта. Скорости оседаний за период с 17 февраля по 17 марта максимально достигли 28 мм/месяц северо-западнее воронки. Уровень сей­смической активности за отчетный период был крайне низким — выделение сейсмической энергии не превышало 0.1 Дж/мес., что близко к пределу регистрирующих возможностей мониторинговой системы.


Источник: “Неделя.RU”
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Авария на Уралкалии