На чём обожглась пермская мэрия?

Текст: Михаил Данилович

Неделю назад неизвестные избили сотрудника пермской городской администрации Евгения Лазаревского, когда тот выходил из дома. На этой неделе пресс-служба администрации сообщила, что Евгений боролся с незаконной застройкой в городе – нападение могло быть чьей-то местью. Член градостроительного совета при главе Перми Денис Галицкий считает, что борьба чиновников с нерадивыми застройщиками робкая, но даже за неё могли «наказать».

Евгений Лазаревский – начальник юридического управления департамента планирования и развития территории Перми. Без участия Евгения строители не получают разрешений на строительство зданий, участки муниципальной земли в аренду.

Ссылаясь на милицию, несколько СМИ сообщили, что нападавших было двое. В руках у мужчин двадцати – тридцати лет были железные прутья. Гражданин получил сотрясение мозга, множественные ушибы, травму челюсти.

Мы не знаем, из-за чего пострадал Лазаревский и связано ли вообще нападение на чиновника с его профессиональной деятельностью. Но эксперты «ПН» уверены: нравы в строительной сфере суровые и многое там пора менять.

А вот насколько суровые? И что именно нужно менять? Приводим дословно мнения экспертов.

Денис Галицкий, член градостроительного совета при главе Перми:
– Я думаю, сейчас стали меньше строить незаконно. Во-первых, строительство в принципе «упало». Во-вторых, были судебные процессы, скандалы. Один из ярких примеров – торговый центр «Карнавал» на Уинской, 8а. Суд признал, что земля под его строительство была выделена незаконно.

Но в этом заслуга больше граждан, нежели властей. Именно граждане, как правило, судятся с застройщиками.

Сегодня одна из острых проблем – отсутствие «красных линий» (они отделяют территорию, на которой строить можно, от территории общего пользования – улиц, тротуаров, дорог). Этим вопросом должен заниматься в том числе и департамент планирования и развития территории Перми. Другая проблема – в том, что не установлена максимально допустимая этажность зданий в центре города.

Чем больше было бы записано в правила, пусть даже чего-то жёсткого, тем лучше для всех. Впрочем, кого-то состояние неопределённости устраивает: сейчас всё происходит дольше, зато можно «договориться».

Игорь Луговой, заместитель председателя пермской организации Союза архитекторов России:
– Спорные ситуации возникают не только по вине строителей. Многие моменты в этой сфере до конца не регламентированы. В итоге в суде строительство может быть признано как законным, так и нет, в зависимости… от специалистов, которые будут доказывать ту или иную точку зрения.

Я согласен, что одна из главных проблем – отсутствие «красных линий» и порога этажности. И непонятно, как выходить из этой ситуации.

С одной стороны, есть Правила землепользования и застройки, с другой – скоро окончательно появится Генеральный план. «Красных линий» не устанавливает ни тот, ни другой документ.

Что касается этажности… В Генеральном плане говорится, что в центре надо создать условия для того, чтобы здания были не выше шести этажей. При этом, как ни странно, не сказано, кто и когда это должен сделать.

Алексей Коровников, исполнительный директор ООО «Инвестиции и строительство»:
– Почему возводятся незаконные пост­ройки?

В ряде случаев вся проектно-сметная документация готова, пройдена вневедомственная экспертиза – всё есть для строительства, но разрешение на него по какой-то причине не выдаётся. И застройщик приступает к своей деятельности. Отмечу, на получение разрешения на строительство может уйти до трёх лет.

Проблема – в отсутствии ответствен­ности у рядовых чиновников. Как правило, всё тормозится. Однажды из-за этого мы ушли с одной из площадок – понесли убытки.

Поскольку система несовершенна, она, возможно, создаёт предпосылки для коррупции. С тем, что департамент планирования и развития территории Перми должен бороться с незаконным строительством, я не согласен. Это не его функция, а Госстройнадзора.

Сергей Окулов, и. о. начальника департамента планирования и развития территории города Перми:
– Сегодня уже имеются примеры по признанию объектов незаконными постройками, примеры исполнения этих решений через систему судебных приставов.

Ранее бытовало мнение, что департамент «задерживает» выдачу разрешительной документации. Со всей ответственностью заявляю, что задержек по выдаче разрешений на строительство или ввод объектов в эксплуатацию нет. Максимальный срок рассмотрения документов составляет десять календарных дней.

Есть другая проблема – подготовка документации требует согласования множества сторонНа федеральном и регио­нальном уровне идёт работа по упрощению этой процедуры. Работа эта сложная. Нельзя «облегчить» процедуру в ущерб безопасности объектов.

СПОРНЫЕ ОБЪЕКТЫ В ПЕРМИ
Торговый центр «Сити-центр», ул. Большевистская, 109а
В 2008 году здесь снесли дом купца Шадрина, памятник архитектуры XIX века – как раз для того, чтобы построить центр. Власти Перми судились с застройщиком, но проиграли.

Бизнес-центр «Грин плаза», ул. Куйбышева, 95б
Находится рядом с дворцом культуры им. Солдатова в Свердловском районе. Застройщик получил разрешение на строительство в 2007 году. После этого чиновники заметили, что высотное здание диссонирует с дворцом культуры (объектом культурного наследия). Администрация Перми оспорила строительство в суде, но безуспешно.

Торговый центр «Star Moll», ул. Революции, 5а
Ещё это здание называют «гробом» – из-за чёрного цвета и специфической формы. Стройка началась в 2007-м. Власти Перми требуют снести здание, но судебные тяжбы ещё не закончены.

Высотка элитного жилья на ул. Пушкина, 50
Разрешение на строительство этого здания выдано в 2006-м. Здание построено в охранной зоне памятника «Пивоваренный завод Ижевского товарищества» (ул. Сибирская, 35) без разрешения органов охраны объектов культурного наследия. Член градостроительного совета Денис Галицкий судился с застройщиком, но проиграл.

Торгово-развлекательный центр «Карнавал», ул. Уинская, 8а
Котлован для строительства центра стали рыть в 2005-м. Причём делали это в придомовой территории соседних жилых домов. Жители до сих пор требуют в суде снести здание. Но пока Фемида занимает промежуточную позицию: признала, что земля была выделена незаконно, но само строительство признано легальным…

Коттеджи в Гайвинском боре, Орджоникидзевский район
В 2004 году власти города дали здесь участки под застройку. На месте леса, футбольного поля и детской игровой площадки должны появиться двенадцать элитных коттеджей. Почти сразу пермяки отреагировали протестами. Суды продолжаются до сих пор. Строительство не останавливается.

Жилой дом за городским УВД рядом с танком
Дом ещё не построен. В марте 2008 года местные жители сняли на камеру, как обваливались края котлована у будущей постройки. В её надежности возникли сомнения. Строитель признал, что стройка началась до того, как на неё было получено разрешение от городской администрации. На вопрос о том, почему начали копать раньше срока, ответа не было. По словам Дениса Галицкого, который в прошлом году и рассказал нам об этой истории, сейчас стройка «замерла».

ИТОГО
За последние несколько лет мэрии Перми удалось по суду демонтировать лишь два самовольно построенных объекта – кафе-закусочную возле гостиницы «Урал» на улице Ленина и цветочный киоск на улице Попова.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


местное самоуправление