В Прикамье не останется киосков?

Текст: Андрей Матлин

К 1 ноября все муниципалитеты края должны были разработать так называемые схемы размещения объектов нестационарной торговли. И опубликовать их в Интернете. То есть определить на ближайшие год–три: какие, где и в каком количестве должны стоять павильоны, киоски, лотки и т. д. Однако на муниципальных официальных сайтах такую информацию вы не найдёте. Торгового передела в крае пока не случилось.

И напрасно иная бабушка будет просить внучку посетить Всемирную сеть, дабы убедиться, что ларёк, в котором она всегда брала молоко подешевле, никуда не денется, и прилавки, с которых дачники и селяне продавали недорогую пермскую картошку, тоже не исчезнут. Ничего не найдёт внучка во Всемирной сети.

Публично муниципальные чиновники о причинах подобной задержки ничего не говорят. А «не для печати» признаются: жёсткие требования, разработанные недавно краевым правительством, таковы, что остаться в поселениях должны разве что магазины да крупные торговые сети. Всякой «мелочёвке» почти не найдётся места на карте поселений, если выполнять все ограничения краевого правительства.

В БУЛЬДОЗЕРЫ НЕ ВЕРИТСЯ
Пессимизм «поселенческих» властей поначалу показался, честно говоря, преувеличенным. В самом деле, ну ведь не станут же сносить бульдозерами в одну прекрасную ночь все «нестационарные» торговые строения вокруг?

С одной стороны, мир, конечно, от этого не перевернётся. Владельцы торговых сетей, возможно, вообще воспримут случившееся с удовлетворением, да и архитекторы не будут особо против – одной заботой для них меньше. Но с другой – в условиях кризиса федеральные чиновники призывают ведь развивать малый бизнес, а не сворачивать его, агитируют создавать рабочие места, а не сокращать их. Да и повышение цен, очевидно, неизбежное вследствие уменьшения конкуренции в сфере торговле, будет не только пенсионерами воспринято как нечто болезненное.

Чтобы разобраться, решаю внимательно проштудировать вышеназванные «ограничения», для чего вооружаюсь текстом постановления правительства Пермского края от 11 августа – «Об утверждении порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных объектов». А дальше намечаю мысленную экскурсию по своему родному микрорайону Островскому в Перми.

ТОПОГРАФИЯ ВАКУУМА
Итак, перекрёсток улиц Островского и Чернышевского – он традиционно кипит жизнью, именно здесь останавливается почти весь общественный транспорт, которым пользуются жители немаленького микрорайона. Здесь же – «виватовский» супермаркет. А ещё – множество ларьков, павильонов, лотков всех мастей. Возле троллейбусной остановки их выстроилось в ряд с десяток, возле автобусной – раза в полтора больше. В них можно приобрести молочные изделия, кондитерские, овощи-фрукты, причём в каждом вас будут убеждать: «Берите-берите, у нас всё свежее, не залёживается, да и торговую наценку мы не «накручиваем».

Мысленно «накладываю» на все эти ларьки-павильоны требования краевого документа, и – р-раз! – в моём воображении их будто корова языком слизнула. Ведь такие объекты, согласно постановлению, не могут располагаться ближе, чем в полусотне метров от автомобильных дорог. И точно также – по тем же причинам – «дематериализуются» ряды прилавков, где женщины выкладывают на продажу картошку-моркошку. Одна из них, Юля из Кунгурского района, – сам слышал – успокаивала этим летом покупателей, что, несмотря на засуху и повышение цен в продовольственных магазинах, цены на картофель повышать не будет – «возьмёт своё с оборота». А ещё исчезнут два киоска, где торгуют печатной продукцией, да и минералку по пути домой теперь за пять минут не купишь. Молодёжь престанет крутиться возле павильона сотовой связи и у ларька с компьютерными дисками – их по «закону» тут тоже быть не должно.

Голо и пустынно становится на бойком некогда перекрёстке этих двух улиц…

СТЕРИЛЬНАЯ ЧИСТОТА
Впрочем, эксперимент я проводил на глазок. А если подойти по научному?
Открываем электронную «дубльгисовскую» карту Перми и смотрим на тот же микрорайон. Значит, так: вдоль всех дорог мы должны провести «демаркационные запретные линии» – по полсотни метров с каждой стороны. Полоса получается широкой, она покрывает тротуары и даже «придорожные» дома.

Может быть, киоски удастся перемес­тить во дворы, вглубь кварталов жилой застройки микрорайона? Но тогда они не удовлетворят другим требованиям постановления. Во-первых, всегда можно сказать, что они «мешают отдыху граждан».

Во-вторых, они не должны располагаться ближе, чем за пятьдесят метров от зданий, где имеются какие-либо объекты стационарной торговли – магазины или торговые фирмы. В том же «Дубль ГИСе» вокруг каждого такого здания (а много ли у нас сейчас домов, где бы не находились торговые точки?) рисую круг в нужном масштабе. Круги эти пересекаются, и «свободных мест», куда бы можно было воткнуть ларёк, почти совсем не остаётся. А ведь нужно ещё нарисовать окружности большего радиуса – в сто метров – вокруг зданий, где разместились садики, школы, спортплощадки, медицинские и «культурные» учреждения и т. д.

Когда проделываю и эту операцию, «вакантных площадок» оказываются считанные единицы, причём именно там, куда народ за покупками вряд ли пойдёт. Но и это ещё не всё – надо проследить, чтобы соседние «однотипные» нестационарные торговые точки были не ближе, чем в 250 метрах друг от друга – такое ограничение в постановлении тоже есть.

Честно говоря, в конце концов меня охватывает уныние – а ведь наш микрорайон ещё не самый густо застроенный да пересечённый дорогами. А как быть, например, жителям Краснокамска? Ведь там вообще весь город растянулся вдоль автотрассы. Ну а жителям небольших деревень и посёлков? Да если там удалить друг от друга павильоны и киоски на четверть километра, сколько же их всего останется в пределах отдельно взятого населённого пункта?

ОТКУДА НОГИ?
Во вступлении к августовскому краевому постановлению авторы законопроекта ссылаются – его принятия потребовал новый Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговли в РФ», вступивший в силу с 1 февраля.

Это так. В этом законе предложено регио­нальным властям определить порядок разработки схемы размещения нестационарных торговых объектов. Вот именно так – порядок. Сама же их разработка и утверждение остаются исключительно прерогативой муниципалитетов, как и было раньше.

В других регионах понятие «порядок разработки» поняли весьма либерально. По большому счёту, там определили лишь сроки принятия таких схем (например, в Оренбургской области – до 1 мая, у нас – до 1 ноября), да список структур (Пожнадзора, Роспотребнадзора и т. д.), где их нужно согласовать. А в остальном – зачем же «передвигать муниципалам ноги»? Им самим видней, где, сколько и каких объектов поставить можно и нужно и как они должны выглядеть.

У нас пошли другим путём. У нас принят гораздо более объёмный документ. И помимо собственно раздела «Порядок разработки и утверждения проекта схемы», там появился ещё один – «Принципы разработки схемы». Вот в нём-то как раз и содержатся все эти «запретительные метры».

Что будет дальше? Одна из версий, высказанная негласно в одном из муниципалитетов, звучит странно: очень быстро все поймут, что документ «нерабочий». Он отлежится, все про него забудут. И всё пойдёт по-прежнему.

Но маленький вопрос: зачем тогда вообще было принимать такое постановление? И не появится ли соблазн «включать» такой «нерабочий» инструмент время от времени – у тех, кто захочет тем или иным образом переделать рынок в отдельно взятом посёлке или микрорайоне?
В это, конечно, не верится. Но всё же…

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


местное самоуправление