Некий Рыболовлев: опала и развод

В швейцарской и, как следствие, российской прессе внезапно обострилось обсуждение Дмитрий Рыболовлева и калийных игр. Возможно, это связано с ожиданиями мирового рынка по поводу калийного дефицита, калийного передела, роста калийных цен и так далее. А может быть с тем, что жители Швейцарии просто очень интересуются бракоразводным процессом Дмитрия и Елены Раболовлевых. В любом случае, нашим читателям будет небезынтересно ознакомиться с тем, что пишут с берегов Женевского озера о «наших людях». Автор обеих статей Пьер-Александр Салье. В качестве подзаголовков использованы оригинальные заголовки статей в "Le Temps" (Швейцария). Перевод статей – портал ИноСМИ.

ОЛИГАРХ, РАЗВОД И ОГРОМНОЕ СОСТОЯНИЕ
Проживающая в Женеве супруга Дмитрия Рыболовлева требует половину его состояния. Их развод вовлекает швейцарское правосудие в пучину борьбы между Кремлем и российским магнатом

Развод Дмитрия и Елены Рыболовлевых, который проходит в женевском суде, на сегодняшний день является самым дорогим в мире, пишет Le Temps. В 2008 году принадлежащая Рыболовлеву компания "Уралкалий" оценивалась на Лондонской бирже в 34 млрд долларов, что позволило ему занять 79-е место в списке богатейших людей мира, по версии журнала Forbes. В 1995 году Рыболовлевы со старшей дочерью, стремясь обрести безопасность, поселяются в Женеве. Спустя десять лет, когда желтая пресса стала писать о праздниках на яхтах в Средиземном море с участием юных моделей, Рыболовлев предложил своей супруге вывести из брачных имущественных отношений все его компании, то есть девять десятых его имущества. После консультаций с женевским адвокатом Марком Боннаном Елена Рыболовлева ответила мужу отказом, а затем подала на развод. Так как супруги не заключали брачный контракт, швейцарское правосудие рассматривало все имущество как совместно нажитую собственность, которая при разводе делится пополам. Арест был наложен на активы Рыболовлевых в Швейцарии, Флориде, Сингапуре, на Кипре и Вергинских островах.

Охота за богатствами "калийного миллиардера" привлекла внимание СМИ к одному из самых незаметных олигархов, продолжает издание. Но все его владения - особняк Дональда Трампа во Флориде, яхта My Anna, самолеты Airbus A319 и Dassault Falcon, полотна Ван Гога и Пикассо, огромный участок в Колоньи - лишь вершина айсберга, подводную часть которого составляла доля Рыболовлева в капиталах "Уралкалия" и "Сильвинита". Мнения супругов насчет их стоимости расходятся, и правосудию предстоит определить, на что может претендовать Елена - на 1 млрд или на 6. Пока же ее адвокат заявляет о готовности подать в суд на трастовые фонды, распоряжавшиеся этими средствами, и обвиняет ее мужа в попытках преуменьшить свое состояние и сфальсифицировать свою неплатежеспособность.

"В июне этого года холодная российская реальность вмешалась в громкий бракоразводный процесс. Давление с самого верха вынудило Дмитрия Рыболовлева отказаться от контроля над своей химической империей. Возможно, бывший пермский медик с 2005 года пытался перевести имущество в кипрские трастовые фонды, чтобы спасти его вовсе не от жены, а от посягательств Кремля?" - предполагает издание. Банкир, попросивший не называть его, рассказал изданию еще об одном московском слухе: будто бы Рыболовлев и его супруга специально решили развестись, чтобы российское государство не прибрало к рукам калийную империю. Тогда бы швейцарское правосудие помогло ему спасти половину состояния при помощи жены. Адвокат мадам Рыболовлевой с возмущением отверг эту версию.

В отличие от Ходорковского, Рыболовлев не лишился имущества и не попал в тюрьму, а получил за свои акции 5,3 млрд долларов, подчеркивает газета. Но адвокаты его жены продолжают охоту и выискивают следы других его активов, например, в Банке Кипра, главным акционером которого этим летом стал Рыболовлев через компанию Odella, зарегистрированную на него и двух его дочерей.

ЕЩЁ ОДИН ОПАЛЬНЫЙ ОЛИГАРХ
Высокие ограждения окружают заброшенное месторождение в Березниках, промышленном городе, который расположен над вторыми по величине в мире залежами калийных солей. Возможно, ключ к падению Дмитрия Рыболовлева находится на дне провала, образовавшегося в 2006 году после обвала шахты №1 «Уралкалия».

Тогда в Москве списали аварию на геологические причины, однако два года спустя тайный советник Владимира Путина Игорь Сечин решил вернуться к этому делу. И отдал приказ начать расследование происшествия, которое навсегда похоронило 50 миллионов тонн гидроокиси калия и повредило участок железной дороги протяженностью в 53 километра.

Тень Сечина
Глава самой пугающей для многих фракции внутри российской власти (то есть, силовиков, чиновников из рядов ФСБ и КГБ) пригрозил «Уралкалию» таким огромным штрафом, что глава компании даже высказал опасения за само ее существование.

Акционеры пятого в мире производителя углекислого калия сразу же ощутили опасность. Всего за несколько месяцев стоимость акций компании на лондонской бирже упала на 95%. Связь с угрозами в адрес владельца «Мечела», которые озвучил Владимир Путин летом 2008 года, раскрыла глаза на истинное положение вещей: Кремль стремится вернуть себе контроль над природными ресурсами и создать настоящие стратегические конгломераты. Даже если для этого придется устранить препятствия в лице олигархов, чьи отношения с властью всегда были довольно двусмысленными.

В игру вступает Керимов
Тем не менее, неизбежное отстранение Дмитрия Рыболовлева прошло относительно безболезненно. В июне 2010 года он уступил 53% капитала «Уралкалия» за 5,3 миллиарда долларов «налом» и 10% акций золотодобывающей группы «Полюс». «Он получил около 20% рыночной стоимости, что еще очень неплохо с учетом грозившего ему из-за обвала шахты штрафа», - вздыхает Анна Куприянова из «Уралсиба». Кроме того, калийный король потерял 20% «Сильвинита», который сейчас занимает шестое место на рынке, а в советское время составлял единое целое с «Уралкалием».

И кто же стал его преемником? Сулейман Керимов – миллиардер и член Совета Федерации от Дагестана. Рядом с ним пристроились цементный король Филарет Гальчев и совладелец группы «Полиметалл» Александр Несис. Трое партнеров получили заем на три миллиарда долларов от государственного банка ВТБ. «Керимов, вероятно, действует в интересах других; его возвышение до статуса олигарха связано с ролью аккумулятора активов при финансовой поддержке госбанков», - напоминает Джон Хелмер (John Helmer), ветеран экономической журналистики и основатель блога Dances with Bears.

Калий и государственная необходимость
Керимова (по слухам это один из приближенных Владимира Путина) сейчас подозревают в формировании производственного конгломерата вокруг бывшей компании Рыболовлева. «Покупка «Уралкалия» была обеспечена займами, и значит сближение с «Сильвинитом» не заставит себя долго ждать», - считает Михаил Пак и банка «Атон».

В то же время план-максимум, по-видимому, включает в себя и присоединение «Беларуськалия», третьего игрока на мировом рынке. Тем более что это предприятие уже занимается продажей своих удобрений чрез совместную с «Уралкалием» дочернюю компанию, и объединение дало бы им контроль над 30% мировых поставок. То есть, почти такую же долю, как у североамериканского трио Potash, Mosaic и Agrium. И эти два блока в итоге могут получить реальный контроль над мировыми ценами на азотные удобрения. «Переговоры будут непростыми, так как Минску будет очень сложно расстаться с такой «дойной коровой», - продолжает Михаил Пак. Все эти маневры наглядно показывают нам, что такое устранение олигарха является всего лишь небольшим элементом огромной стратегической мозаики.


Подготовил – web-обозреватель "Иной газеты – Город Березники"
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс