Абзац, десант и образование

Губернские, а впрочем, и муниципальные руководители, чиновники и депутаты в Пермском крае на минувшей неделе готовились к процедуре утверждения Олега Чиркунова губернатором с такой детской серьёзностью, как будто в самом деле могли быть варианты.

Напомню, пермское региональное отделение е.р., как положено действующим законом «правящей» партии, внесло на усмотрение Президента РФ три кандидатуры на пост пермского губернатора. Дмитрий Медведев из трёх кандидатур высмотрел одного – Олега Чиркунова, и рекомендовал Законодательному собранию Пермского края, в котором большинство, кстати, числит себя е.р., утвердить Олега Чиркунова в должности губернатора на очередной пятилетний срок. В минувшую неделю, а конкретно – 27 октября, процедура состоялась.

Казалось бы, какие возможны варианты? Да никаких, естественно. Соответственно, стоит ли беспокоиться? Нет, ну, поприсутствовать для протокола, в плане выказать уважение самому главному пермскому чиновнику, это, конечно, надо. Не в том, конечно, смысле, что от присутствия или отсутствия что-то изменится, а, повторю, в качестве знака уважения. Примерно как чистую рубашку надеть, выходя в люди. Но не бегать же с восторженными выражением лица, как будто Олег Чиркунов внезапно одержал победу на выборах президента США или вдруг стал лауреатом Нобелевской премии за вклад в увеличение числа культурных столиц Евразии… Ладно, хоть фейерверков в Перми, кажется, по этому поводу не запускали. А могли бы – вон, в Березниках всякие пиарщики, собираемые из региональных, между прочим, центров, салютами да пышными банкетами всякий раз «победу» празднуют. Или тут дело в том, что Пермь в самом деле чуть повыше в культурном смысле, немножко вкус и такт сохраняются, а Березникам всё время не везёт? Хотя по наблюдавшимся в Перми в эту неделю настроениям краевого менеджмента большой разницы не было заметно. Но всё же обошлись без фейерверка.

Страна, между тем, в минувшую неделю широко обсуждала вопиющий случай избиения в Петербурге учительницы младших классов ретивым… даже не отцом, а отчимом одной из учениц. Остроту ситуации добавляло то, что «родитель» работает в каком-то ЧОПе, а раньше работал в милиции. Это, сами понимаете, дополнило красок к портрету. Последовавшие в конце недели информации, что этот «родитель», кроме того, подозревается в торговле героином, существенно ничего не изменили. Главное – что избил учительницу и что мент. Хотя и бывший. Причём то, что – бывший милиционер, судя по всему, вызывало негативную реакцию гораздо больше, чем то, что поднял руку на учительницу. Хотя должно было бы быть наоборот.

Потому что, замечу, униженное и оскорблённое положение российских учителей и презрительное отношение к ним со стороны даже и родителей (а как следствие, и учеников) является много более серьёзной проблемой для страны, чем пресловутый «милицейский беспредел». Просто потому, что хоть милиция, хоть здравоохранение, хоть армия, хоть, в конце концов, зарплата шахтёров и возможности развития малого бизнеса, это всё – настоящее. А учитель – это будущее. И попробуйте-ка это оспорить. И не замечается обывателями, не бьётся во все колокола лишь потому, что о будущем редко кто задумывается. Оно же ещё не наступило. И неочевидно. Зуб болит, гаишник грубит – это всё понятно, это сейчас, сиюминутный раздражитель. А мрачное будущее, которое наступит из-за того, что сейчас учителя не в состоянии учить… Причём и тогда, когда мрачное будущее наступит, едва ли кто додумается искать корень и причину в униженности и оскорблённости учителей, в развале системы образования. Потому что проще будет подобрать другие, более понятные и менее абстрактные объяснения. И снова никто не задумается, как корень устранить и причину искоренить. А значит, ничего не изменится. И ad infinitum, пока не наступит полный абзац.

Который, замечу, не выглядит слишком уж далёким и невозможным в свете сообщений о десятитысячном митинге десантников и казаков, намечающимся в Москве под руководством героя Афганской войны и октября 1993-го года генерала Владимира Ачалова. Ведь смотрите, как развивается ситуация в антитезе государства и, будем говорить, народа. Массовая неудовлетворённость которого текущей жизнью сомнений не вызвает и вопрос лишь в том, как эту неудовлетворённость народ проявляет.

Вот, например, были всякие протестные митинги. Во Владивостоке, Калининграде и т.д., массовые (мелкие выступления типа каждый месяц на Триумфальной площади считать не будем, хотя они являются проявлением той же тенденции). Милиция, ОМОНы всякие эти протесты разгоняли и протестующие послушно разгонялись.

Затем случился Междуреченск. В котором массовый протест тоже попробовали разогнать ОМОНом, но народ разгоняться не захотел, и несколько часов омоновцы с шахтёрами друг друга с железной дороги гоняли. Понимаете, о чём речь? Сперва государство приказывало и применяло в качестве убеждения насилие, а народ подчинялся. Затем государство приказало и насилие применило, но народ вдруг воспротивился насилию насилием. Оказал сопротивление. Пока без особых пожеланий и претензий, с главным требованием: дайте нам высказаться, выслушайте нас. Но сопротивлялся нежеланию слушать.

А потом наступили «приморские партизаны». И «пермские партизаны». И «астраханские партизаны». Небольшие, в масштабах-то всей страны, эпизоды, но нам, как честным исследователям, важна тенденция. И тенденция такова – от мирного протеста через пассивное, оборонительное сопротивление к активным нападениям. К активному насилию как способу добиться изменений. Добавьте сюда нападение на администрацию в Химках. Добавьте сюда расправу с «жемчужным прапорщиком» (а вот уже и "мелочь" с Триумфальной площади подтянулась). Не массово (хотя нападение на мэрию в Химках вполне групповое), локально, однако тенденция очевидна.

И нет никаких показаний к тому, что тенденция эта будет переломлена или обращена вспять. Потому что это вопрос не усиления карательных мер, введения новых запретов и ограничений (кстати, активно обсуждаемая перспектива запрета травматического оружия – из этой же серии, а вовсе не забота о безопасности граждан), а вопрос проведения социальных реформ. Или социально-политических, тут вопрос вкуса.

А если тенденция переломлена не будет, то вопрос превращения активного, атакующего протеста в массовый – лишь вопрос времени. И, честное слово, о-о-очень небольшой организации. Стоит пояснять, при чём тут ачаловская затея с митингом десантников? А массовый протест такого рода это и будет абзац. Объяснить, скажем, русскому шахтёру или металлургу эффективность идей Ганди едва ли получится. Да и некому объяснять (в смысле, никто не сможет). К вопросу об образовании, положении российского учительства, состоянии российского образования…

Кстати, об образовании. Большое оживление у березниковской интернет-публики на минувшей неделе вызвали слухи об отставке Сергея Злобина с поста председателя Комитета по вопросам образования города Березники. В одних слухах речь идёт просто об отставке, в других – об отставке с повышением на должность вице-мэра по социальным вопросам. На данный момент достоверной является лишь информация о том, что Сергей Злобин с понедельника в отпуске. О чём это может свидетельствовать? Уважаемый читатель знает, что «Иная газета» не любит пустых гаданий. Например, руководитель пресс-службы городской администрации Наталья Вербицкая тоже на минувшей неделе ушла в краткий отпуск. Ну и что?

Это был постфактум сорок третий от начала 2010 года.


Автор – обозреватель «Иной газеты – Город Березники»
Персональный блог автора на Blogber: http://blogber.ru/andrey-luchnikov
В качестве иллюстрации использован кадр из фильма "Параграф 78"
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


гражданская активность

Постфактум