Приказано съехать

Как бы ни хотелось, но на третий этаж Центра научно-технического творчества пришлось взбираться и немощным старикам, и даже людям на костылях, без ног. Такой картиной ознаменовался очередной этап переселения в Березниках. И если лица жильцов аварийных домов выражали желание на таких встречах заручиться поддержкой и пониманием властей, то нервно-озабоченные чиновничьи, ускользающие от потока вопросов и укоров, – вообще здесь не находиться.

– Мы с вами не первые и, надеюсь, не последние, – не задумываясь, скороговоркой выпалил в микрофон Владимир Шанин, первый вице-мэр города. – Мы вас будем переселять в более современное, вольготное жильё.

Такими эпитетами Шанин наделил те правобережные малоэтажные домики, куда все так сильно не хотят ехать. Этот жилфонд сейчас предлагают переселенцам в качестве маневренного, то есть временного жилья, пока не решится вопрос с постоянным. Но опасение застрять там надолго присутствует всегда: в России, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное.

– Куда, в Усолье? Я там лично был, и видел, как они строятся: эти дома оставляют желать лучшего, – высказался мужчина из зала по поводу данных объектов.

– Зима там была тёплой. Подвалы, может, там и топит, но это уже другой вопрос, – успокоил чиновник. – Это всё равно лучше, чем дом номер 81 по улице Ломоносова.

Недовольство жителей, многие из которых выросли в своих квартирах, нарастало тем больше, чем больше усилий они прилагали, чтобы расслышать отрывистую речь чиновника. Когда он окончательно упал всей массой тела на тумбу, и голова, подпёртая руками, стала издавать и вовсе нечленораздельные звуки, зал стал возмущаться.

– Извините, я ведь тоже волнуюсь, – выпрямился Владимир Петрович [Шанин] с такой военной удалью, как было бы под стать бывшему военкому и его тёзке Владимиру Зуеву – сидящему рядом начальнику управления городского хозяйства. Но начальник УГХ без подобающей выправки сидит рядом и сквозь очки как-то безучастно, нервно смотрит в стол. Выселять людей из дома – не то, что призывать в армию. Туда же потупилась как никогда серьёзная, но неизменно яркая депутат округа Венера Каримова, красные лакированные сапоги которой так и светятся из-под стола. Но на компетентность ответов народ всё-таки рассчитывает и, выслушав безрадостные подробности своего переселения, «мечет стрелы».

– Я – слабовидящая пенсионерка, и до 1 декабря выехать никак не успею», ¬– доводит до сведения чиновников одна из жительниц третьего подъезда дома 81 по Ломоносова, все квартиры которого должны быть освобождены до этого срока.

– Мы вам поможем, это для вашей же безопасности, – пытается найти подход к пожилым Владимир Шанин. – Нам нужно срочно провести противоаварийные меры: выставить стойки, деревянные укрепления…

– Отключите газ и свет? – пытаются уточнить характер «помощи» присутствующие. Заметим, именно такие меры применялись к расселяемым жильцам дома № 122 по ул. Свердлова весной этого года.

Постановление главы города, согласно которому из двадцати квартир аварийного дома № 81 по ул. Ломоносова нужно переехать уже до нынешней зимы, было обнародовано буквально неделю назад. Внезапность момента бабушки не оценили и стали пить корвалол. Непонятно, рассчитана ли была политика властей на «добивание» стариков, но факт остается фактом: трещины в 3-ем подъезде стали расти угрожающими темпами уже с прошлой осени, признали дом аварийным еще в мае этого года, а известили граждан только сейчас, за месяц до выселения.

Наверное, поэтому увещеваниям самого главного специалиста по переселению Елены Лебедевой, стараниями которой расселили больше 30-ти домов в Березниках, зал не шибко внимает. Её сладкий полушепот: «Мы постараемся провести процедуру переселения максимально безболезненно» не действует как бальзам, и встревоженные жильцы снова негодуют.
– А если мы не хотим переезжать в маневренное жилье? Мы вложили свои деньги, силы в квартиру. Ездить в морозы на правый берег – целая проблема, единственный 23-й автобус, я слышал, часто не заводится. У нас здесь дети ходят в школы, садики, – как вы это себе представляете?

– В Усолье сейчас открыли современный детский сад…, – начал было замглавы.

– Вы хотите сказать, что он вместит детей со всех шести домов?

– Нет, я этого не могу гарантировать, но другого жилья в городе нет. Все затраты, которые вы понесёте при переезде, оплатит муниципалитет. Автобусы ходят довольно часто, появилась остановка… Много чего делается, – обобщил Шанин.

– Даже когда выплатят за квартиры, что я приобрету за эти деньги? Где гарантия, что через год-два я снова не буду переезжать? Если вы знаете, что эти дома себя изжили, где массовая застройка? – озвучила одна их жительниц дома самые трепетные вопросы.

– Застройка ведётся. Построены 16 новых домов у пруда, – привел заместитель мэра не самый удачный пример.

– А при чём тут они?! Насколько мне известно, туда расселяют ветхие дома. Это не наш случай.

– Я вам просто говорю о том, что строительство ведётся.

– И все-таки, где безопасный район? – стали выкрикивать из зала.

– У нас в городе нет районов, которые называются опасными, – вдруг оживился другой Владимир Петрович [Зуев].

– Наш рудник – 87-й в мире по затоплению», – блеснул знаниями его тёзка, снова припавший к кафедре. – «И оседания у нас на сегодняшний день закончены.

– Но я не смогу купить на эти деньги такую квартиру, как у пруда!

– Вы сами ответили на свой вопрос, – окончательно оживился начальник УГХ. – Если вы ни разу не делали ремонт в своей квартире, не стоит думать о хоромах.

Узнать, на что в реальности смогут рассчитывать жильцы, они смогут не раньше, чем через год, когда произойдет оценка жилых помещений. Эта процедура будет проходить по муниципальному конкурсу, и, по словам чиновников, стоимость типовых квартир может разниться до 200 тысяч рублей в зависимости от состояния жилья. До этого же времени жильцы должны определиться, будут ли они сносить дом или нет. Как показывает практика, проблем с переселением у людей возникает столько, что думать о прежней квартире им просто некогда. Но вспомнить всё же придется.

Так, для собравшихся осталось загадкой: почему, освободив свои аварийные квартиры, они должны по-прежнему платить за их отопление, обслуживание и содержание? Почему для съехавших в маневренный правобережный фонд затраты на эти услуги в новом доме мэрия компенсирует, а тем, кто отказался от такого варианта и нашёл свой, придется расплачиваться по счетам за две квартиры?

Много вопросов осталось у березниковцев к властям. Получив уведомление о переселении, люди уходили, тяжело вздыхая. Завтра им предстоит снова набраться сил: впереди экскурсия на правый берег и знакомство с новым домом.


Специально для "Иной газеты – Город Березники"
Фото автора
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Переселение