Всё дело в психологии

Основная проблема с «понаехалитутизацией», которая постоянно вспоминается в Березниках, и временами даже принимает форму довольно острых дискуссий , на самом деле в очень небольшой степени состоит в том, что «понаехали тут».

Во избежание недопониманий уточню: речь идёт о понаехалитутизации управления, на корпоративной фене – менеджмента (хотя этот феномер замечен не только в корпорациях, но там он наиболее очевиден), а вовсе не про «джумшутов за рулём маршруток» или ниггеров, живущих в пермских общагах. Джумшуты и ниггеры – это лишь хамская попытка переложить вину за свои личные неурядицы на ближайших инородцев, и тем утешить собственное стремление к социальной справедливости. Прямым доказательством здесь может служить московская ненависть и презрение времён советской власти ко всякого рода «лимите». Которая во времена оные замещала позиции нынешних таджиков и китайцев, и в той же позе по отношению к коренным московцам находилась. Следует отметить, что менеджмент (корпоративный, государственный или муниципальный) такие попытки если не приветствует открыто, то, как минимум, не препятствует им или даже подогревает. Но речь-то не об этом.

Речь как раз о понаехалитутизации именно управления, именно менеджмента, которая не имеет с национально-расово-гастарбайтерским вопросом ничего общего. Хотя бы уже потому, что проклинаемые китайцы и таджики никак и нигде не занимают руководящие должности (да и вообще никаких не занимают) в государственных и муниципальных органах, и, что более, важно, в органах корпоративного управления. А именно от деятельности этих управляющих органов, на самом-то деле, зависит благосостояние или неблагополучие социума, в том числе и социума локального, вроде нашего города Березники в Пермском крае. Вовсе не от национальности дворника, сапожника или водителя маршрутки.

Причём, как уже было сказано, в небольших, вроде города Березники, локациях проблема понаехалитутизации, вполне замечается обывателями и отмечается, как важная, иной раз даже и решающая с точки зрения процветания данной локации. Утверждаю это с уверенностью, поскольку аналогичные березниковским реакции «местных» на «пришлых», наблюдал в достаточном для вывода числе небольших городов России.

Более того. Та же самая проблема, хотя, в силу большей сложности социальной структуры, не так выраженно, наблюдается и в городах крупнее, региональных центрах. И, совсем уже более того, признаки наличия этой проблемы наблюдались и в самой Москве. Вот, в Нью-Йорке – нет. В Душанбе – нет. А в Москве – да. В том самом городе, из которого, напомню, по мнению жителей России, все управленцы «понаезжают», чтобы портить затем туземцам жизнь.

На самом деле, не в этом проблема. Не в том, что «понаехали тут», понаустанавливали собственные (дурацкие с точки зрения аборигенов) порядки и т.д.

То есть, разумеется, «дурацкие порядки», непонимание местных, десятилетиями, а то и веками складывавшихся реалий, всё это присутствует. Как, например, недавно в Березниках PR-служба «Уралкалия» (руководимая как раз гастарбайтерами) потратила некоторую сумму денег на проведение каких-то там уличных акций под флагами местного отделения КПРФ. Или, чуть ранее, привозная PR-служба «Уралхима» попробовала с местным отделением КПРФ подружить, предоставив ему помещение в ДК ОАО «Азот» (бывший ДК Ленина). По последнему факту PR-команда «Уралкалия» немедленно потопталась, публично обвинив «Уралхим» в дружбе с врагами «Единой России», и… проплатила краевым (или федеральным?) руководителям КПРФ за перемену руководства березниковской КПРФ.

Дурацкая, на самом-то деле, была борьба за контроль над носителями коммунистической идеи в городе, где 75 %, а может быть, и больше, нынешнего населения, включая «самый голосующий электорат» - пенсионеров, являются в той или иной степени потомками жертв коммунистического режима или даже сами успели стать его жертвами. И это пример типичный. Но.

Дело в том, что у действительно «понаехавшихтут» менеджеров в каждом городе, в каждой локации, как минимум, имеются местные сторонники, пособники и соучастники. Приводить примеров не будем, в Березниках, как и в любом другом городе, коллаборационисты известны, тем более, что и туземцы могут занять и довольно высокие посты в инородной, как кажется, системе. Как, например, Андрей Мусихин, поработав в юридической службе «Уралкалия», дослужился до вице-мэра Березников по политике. А недавно, когда Мусихина назначили заведовать пермской общественной приёмной, пермская пресса сообщала, что он (Мусихин) числится в должности «директора по региональному развитию ОАО «Уралкалий». Не хала-бала. Тут, конечно, забавно, что «по муниципальному развитию» в калийной корпорации имеется целый «вице-президент», а по региональному развитию (т.е. развитию более высокого уровня) всего лишь директор, но речь не об этом. Речь о том, что и туземцы с энтузиазмом умеют участвовать в сотворении с родной локацией того, что самим же аборигенам кажется вредительством и разрушением. Рекомый Мусихин, следует заметить, заканчивал ту же самую березниковскую школу, что и Ваш корреспондент, обучали и воспитывали его те же или почти все те же учителя, и, соответственно, вполне даже «коренной».

Банальное предательство? Не только. Известны, ведь, и обратные примеры, вроде Александра Предеина, руководившего березниковской структурой «Лукойла» (Управление разведочного бурения, кажется), бывшего самым настоящим примером «понаехавшеготут», и тем не менее, березниковичами уважаемого и почитаемого. Или бывшего генерального директора березниковского ОАО «Азот» Михаила Петруняка. Или даже уралкалийного менеджера Виктора Карпова, который во времена оные, декларируя себя «истинным березниковцем», одолел в честной (!) выборной кампании Александра Предеина, потом Березники практически покинул, но никакой ненависти и презрения у березниковских обывателей не снискал. То есть, более-менее длительное (или даже не очень) проживание в определённой локации будто бы должно и может сделать из людей почти что местных (в таком молодом городе, как наши Березники, это вполне понятно), или даже совсем местных.

Но далеко не всегда делает. Например, всё та же PR-служба (местный филиал, разумеется) «Уралкалия» живёт здесь уже скоро пять лет, а некоторые даже дольше, однако, воспринимается как «понаехавшие». Да и ведёт себя соответственно. И, кстати, березниковская PR-обслуга точно так же, в качестве «своих» и «местных» уже не воспринимается.

То есть, суть проблемы не в том, кто приехал, кто здесь всегда жил, кто очень давно приехал, а кто - с корабля на бал и шашкой махать. Суть проблемы в другом. Всё дело в психологии.

Дело в том, что «они» не хотят тут жить. До ужаса не хотят. До кончиков волос и огрызков ногтей не хотят. Хотят жить не здесь. А здесь не хотят.

Представления о том, где бы они на самом деле хотели жить, у всякого разные. Впрочем, как правило, в Москве. Но «где хотят» - неважно, в этом-то, как раз проблемы нет. Проблема в том, что они не хотят жить ЗДЕСЬ. То есть, там, где живут сейчас. Говоря про нашу, местную проблему, это будет звучать – не хотят жить в Березниках. Но подобная проблема в Кизеле звучит – не хотят жить в Кизеле. Или не хотят жить в Пермском крае вообще.

Они не хотят жить здесь, всем фибрами души, или что там у них, они ненавидят то место, в котором живут, и тех людей, которые здесь живут тоже. Быдло, мол, тошнит от вас, и от города вашего тошнит, и все вы тут, гопота и пьяницы, а мы – носители культуры, знаний и высоких ценностей…

И при этом они здесь живут.

Вынужденно. Не будем вдаваться в обсуждение причин, оставим это другим исследователям. И не будем докапываться до причин, почему и как эти люди вдруг оказываются, а в Березниках как раз оказались, на руководящих должностях. Всего лишь, как честные исследователи, констатируем факт. И сделаем необходимую оговорку: в качестве примера чаще всего указывается «Уралкалий» по простой причине – именно эта компания и установленный на деньги этой компании «режим БХ» в Березниках представляют ярчайший, незамутнённый посторонними примесями пример «понаехалитутизации» менеджмента. Управления компанией и городом. По крайней мере, до недавнего времени. Сейчас… Теперь эпоха перемен, однако остаточные (будем надеяться, остаточные) проявления ещё очень и очень заметны.

Итак, они не хотят здесь жить, но вынужденно живут. И находятся на тех постах, должностях и выполняют те функции, от которых зависит благосостояние этой самой локации. Той самой локации, в которой они вынужденно живут. И из которой они готовы слинять, свалить, смыться, выбраться при «первой выгодной возможности».

А теперь представьте. Вот вы живёте в какой-то квартире. Которая вам очень и очень не нравится. Из который вы хотите переехать и, более того, уверены, что очень скоро переедете в какой-нибудь шикарный дворец на Северном Багаме (для «понаехавшихтут» это очень характерные мечты – перебраться в светлое будущее, например, Москву. Дима же Чечкин побыл PR-директором «Уралкалия» и в Москву переехал… почему Я этого не достоин? У меня непременно получится!). Ну и как вы, в таком своём состоянии и настроении, будете относиться к квартире, в которой вы живёте? Затеете ли вы большой ремонт? Будете ли заботиться о содержании подъезда? А с соседями вы как, будете добрососедские отношения налаживать? А если, к тому же, они вам не слишком-то нравятся, да и живут бедновато, и имеют все присущие бедноте пороки и недостатки?

А если, при этом, вы пребываете в твёрдой уверенности, что уберётесь из этой сраной (извините непарламентское выражение, но именно так некоторые менеджеры «Уралкалия» отзываются про Березники) квартиры вот-вот и на днях? И уж в любом случае, уверены вы, ваши дети здесь жить не будут и не должны, да, собственно, вы их уже и отправили далеко-далеко? Что вы будете делать, как себя вести? Сидя на чемоданах?

Вот, собственно, и всё. Именно это психологическое состояние «понаехавшихтут» (хотя некоторые из них тут и родились) объясняет то, что происходило (а впрочем, пока ещё и происходит) в Березниках и с Березниками. И точно это же – поверьте на слово, ездил и видел – происходит в других городах. И более того, это же происходит и в России и с Россией в целом. Достаточно сказать, что идею этой статьи мне подкинул не кто-нибудь, а коренной москвич , с которым мы в Москве же привычно обсуждали причины неустройства нашей страны (что Москвы, что России). И фразу « Они не хотят здесь жить» сказал как раз москвич. А уж я добавил про то, что «Но вынуждены».

Вопрос «а почему не уедут?» фактически идентичен вопросу «а как здесь оказались?». Мой ответ: да не нужны они больше нигде,уважаемый читатель может поискать свой вариант ответа. Причём, здесь тоже, на самом-то деле не нужны, но так получилось. Чтобы не тратить время на социографические изыскания, будем считать, просто нам не повезло. Должно же было кому-то не повезти, а у нас как раз город исторически несчастливый. Или нет?

P.S. Да, недосказанность. Да, правы те читатели, которые всё время упрекают Вашего корреспондента в том, что я не отвечаю на вопрос “А что делать?». Напомню, однако, что совсем недавно один из бывших мэров нашего города, олицетворение «понаехалитутизации» во главе местной власти (пусть и условно, под контролем, но лицо), пытался посадить Вашего корреспондента за организацию экстремистского сообщества. А другой бедолага, за деньги известной компании, целое «открытое письмо» в Рунете распространил о том, как я разжигаю, и как этот матёрый ЖУРНАЛИСТ маленького-несчастного «Уралкалия» (вместе со всей «Единой Россией») затуркал и задавил. А ещё вся милиция общественной безопасности города Березники на ушах стояла, чтобы тираж моей газеты, в которой ничего особенного и не было, арестовать (а сперва – выследить и поймать). И т.д, долго перечислять. Сами можете представить, что начнётся, если Ваш корреспондент начнёт ещё и советы публично давать. Оно мне надо? Это, ведь, «они» здесь жить не хотят…


Автор – обозреватель «Иной газеты – Город Березники»
Персональный блог автора на Blogber: http://blogber.ru/andrey-luchnikov
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


тест на беременность

Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса