Каким будет российское завтра?

Текст: Михаил Ермолович

Слово «модернизация» вернулось в словарный обиход россиян, обогнав по количеству употребления такое речевое новшество, как, например, «инновация», которым еще совсем недавно было модно щеголять. Но что толку говорить об инновациях, когда сам базис, на котором стоит российская экономика, был заложен в эпоху модного когда-то термина «индустриализация»?

УСПЕХИ ОСТАЛИСЬ В ПРОШЛОМ
Иными словами, основа нынешнего существования построена нашими отцами и дедами. Можно сколько угодно рассуждать об инновациях и нанотехнологиях, можно «вбухать» весь бюджет в строительство Сколково и адронного коллайдера. Но если в стране будут дышать на ладан гидроэлектростанции, рваться магистральные газопроводы, хиреть градообразующие гиганты индустрии, а самолеты вслепую садиться в тайге вместо московских аэропортов, – мы, как страна, долго не проживем.

В 90-е годы шла активная приватизация госсобственности, и о том, чтобы эту, порядком устаревшую собственность «отремонтировать-подкрасить», даже речи не шло. Спустя десятилетие о проблеме все же начали говорить, но за эти годы страна стремительно теряла инфраструктуру. И вот уже тема модернизации была обозначена в повестках дня Госсовета РФ – высшего консультативного органа при Президенте Российской Федерации.

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
«…Мировой экономический кризис показал: дела наши обстоят далеко не самым лучшим образом. Двадцать лет бурных преобразований так и не избавили нашу страну от унизительной сырьевой зависимости. Наша теперешняя экономика переняла у советской самый тяжелый порок – она в значительной степени игнорирует потребности человека. Отечественный бизнес за малым исключением не изобретает, не создает нужные людям вещи и технологии. Торгует тем, что сделано не им, – сырьем либо импортными товарами. Готовые же изделия, произведенные в России, в основной массе пока отличаются крайне невысокой конкурентоспособностью.

Отсюда и большее, чем у других экономик, падение производства во время нынешнего кризиса... Все это доказывает, что мы сделали далеко не все необходимое в предшествующие годы…Энергоэффективность и производительность труда большинства наших предприятий позорно низки. Но это полбеды. Беда в том, что, похоже, это не очень волнует владельцев, директоров, главных инженеров и чиновников».

Это цитата из статьи «Россия, вперед!», опубликованной год назад в центральной прессе. Тема модернизации неоднократно обсуждалась на форумах и совещаниях различного уровня. Разумеется, не остались в стороне и эксперты­экономисты.

БЕЗ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ НАМ НЕ ВЫЖИТЬ
Центр макроэкономичес­кого анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП, Москва) даже подготовил доклад на тему «Макроэкономический срез научно-технологического прогноза». По мнению автора доклада, ведущего специалиста ЦМАКП Дмитрия Белоусова, наиболее жизнеспособным, в полной мере учитывающим возможные риски, может быть лишь вариант, предусматривающий индустриальную модернизацию.

Он отличается мягкой бюджетной политикой, большими госинвестициями, налоговым перераспределением ресурсов между секторами, минимальными резервными фондами и активной политикой госзаимствований. Для индустриальной модернизации необходимо будет сформировать новые центры компетенций в высокотехнологичных сферах. Благодаря этому в стране повысится эффективность экономики и сформируется средний класс, который начнет предъявлять спрос на качественные товары и услуги. Возникнут условия для модернизации массовых производств, и будет создан новый источник технологической ренты, что снизит цикличность экономики.

«АЗОТ»: НА ПУТИ К ОБНОВЛЕНИЮ
Впрочем, далеко не все в нашей стране ждут, когда модернизация станет делом и заботой государства. Целый ряд крупных компаний даже в нынешнее, непростое для экономики время находят возможность всерьез заниматься модернизацией своих производственных мощностей. Одним из таких предприятий, несомненно, является березниковское ОАО «Азот», построенное на заре 30¬х годов прошлого столетия. Сегодня завод-ветеран стоит на пороге глубокой модернизации основных производств. Так, в цехе карбамида предусматривается модернизация компрессора и реконструкция колонны синтеза. А в цехе 1Б будет проведена реконструкция колонны синтеза аммиака, шеф­монтаж станут осуществлять специалисты иностранной компании.

По словам заместителя технического директора ОАО «Азот» Константина Киселева, все эти мероприятия позволят в значительной степени увеличить эффективность работы и производительность агрегатов, снизить энергопотребление и самое главное – повысить экологическую безопасность производства. И это только начало.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс