Из калия в князи

Текст: Анна Золотая

Удобрения. «Уралкалий» и «Сильвинит» сменили владельцев. Но что заставило собственников расстаться с контролем в высокорентабельном бизнесе в момент, когда отрасль только-только начала восстанавливаться?.

Не прошло и двух месяцев с перехода «Уралкалия» под контроль консорциума во главе с Сулейманом Керимовым, как собственники «Сильвинита» уступили свои доли в компании президенту «Сибуглемета» Анатолию Скурову (20%) и депутату Госдумы Зелимхану Муцоеву (24%). Вероятнее всего, новые владельцы действуют в интересах Сулеймана Керимова. А если так, то № 4 в рейтинге миллиардеров «Ф.» теперь контролирует 69% «Сильвинита» (ранее он мог приобрести блокпакет этой компании, принадлежавший Дмитрию Рыболовлеву).

Настораживает поспешность, с которой экс-собственники расстались с высокорентабельным биз­несом, принадлежавшим им не первый год и приносившим стабильный доход. Петр Кондрашев и Анатолий Ломакин (предполагаемые экс-со­вла­дельцы «Сильвинита») неоднократно отбивали попытки различных бизнес-групп купить их доли. А теперь так легко сдали позиции.

Наконец, сейчас компании стоят в 3–4 раза меньше пиковых значений, достигнутых летом 2008 года. Правда, с минимальных кризисных уровней они уже серьезно поднялись: акции «Сильвинита» в РТС подорожали в 3,5 раза, бумаги «Уралкалия» на ММВБ – почти в 6 раз. И все-таки производители калийных удобрений только-только выкарабкиваются из кризиса и находятся в предвкушении многомиллионных заказов из-за аномальной жары и неурожая, размышляет аналитик «Инвесткафе» Анастасия Соснова. Резонный вопрос: почему бы не повременить с продажей?

ПРИБАВКА МОЩНОСТИ
Долгосрочные прогнозы для рынка калийных удобрений сильно разнятся. Пессимисты указывают на медленное восстановление спроса на калий. «Мировая экономика стагнирует, значимых признаков стабильного восстановления не наблюдается, – отмечает аналитик «Ак Барс Финанс» Полина Лазич. – Более того, ожидается «второе дно». Восстановление спроса и цен на хлористый калий на докризисный уровень произойдет не скоро». Напротив, к 2012 году на рынке может образоваться переизбыток предложения из-за большого числа проектов по расширению производственных мощностей во всем мире. По данным Международной ассоциации производителей удобрений (IFA), за следующие два года объем производства калия вырастет почти на четверть, что, конечно, отрицательно скажется на ценовой конъюнктуре.

Лидер рынка – канадская Potash Corp. – к 2013 году расширит собственные мощности в полтора раза. Американская Mosaic также уделяет серьезное внимание новым проектам: в планах компании – к 2020 году увеличить мощности на 5,1 млн тонн. Российский «Уралкалий» реализует инвестиционную программу по увеличению производственной мощности на 1,5 млн тонн через два года. У «Сильвинита» проект расширения рассчитан на более отдаленную перспективу. Компания серьезно потратилась, купив лицензию на новое месторождение в 2008 году за $1,47 млрд. Рудник будет введен в строй к 2017 году, увеличив производственные мощности с 5,5 до 9 млн тонн.

Другие нынешние участники калийного рынка отличаются более скромными планами по расширению. В связи с истощением имеющихся запасов руководство немецкой K+S не прогнозирует значительного прироста мощностей в ближайшие годы, некоторые старые рудники будут закрыты. Israel Chemicals и Arab Potash Company к 2011-му намерены увеличить собственные мощности на 500 тыс. тонн. Китайские производители ежегодно выпускают около 5 млн тонн калийных удобрений, однако в условиях значительного спроса в данном регионе все объемы остаются на внутреннем рынке.

К 2012–2013 годам на калийном рынке может появиться новый игрок – «Еврохим», который, несмотря на экономический кризис, строит горно-обогатительный комбинат на базе Гремячинского месторождения в Волгоградской области общей стоимостью 85,5 млрд рублей. Стремления холдинга понятны: главной задачей «Еврохима» является снижение зависимости от двух российских производителей хлористого калия в собственном производстве сложных удобрений. Схожее желание испытывает «Акрон», который приобрел лицензию на разработку калийного месторождения в России за $0,7 млрд.

Оптимистов все-таки больше. «Калийный рынок по-прежнему является олигополией, значит, текущие игроки не будут без надобности увеличивать мощности и сохранят ценовую дисциплину, – уверен Константин Юминов из RMG Securities. – Объемы ввода мощностей новыми игроками (в том числе «Еврохимом» и «Акроном») слишком «растянуты» во времени, чтобы оказать существенное влияние на рынок». Кроме того, при существующих ценах новые проекты вряд ли будут стремиться запускать, полагает директор ЦМЭИ BDO в России Елена Матросова. «Ввод новых мощностей может быть отложен на более ”тучные“ годы», – соглашается Полина Лазич.

Перспективы рынка калийных удобрений вполне благоприятные: «Фундаментально он будет расти благодаря сокращению посевных площадей, росту населения Земли и улучшению качества потребляемой пищи, – прогнозирует Константин Юминов. – К тому же ожидаемый низкий урожай основных культур в мире в 2010/2011 сельхозгоду предположительно приведет к росту потребления удобрений, включая калийные».

Кстати, Дмитрий Рыболовлев, как ни удивительно, примыкает к числу оптимистов. Он рассказывал, что ожидает устойчивого восстановления спроса на калийные удобрения в 2011 году. Который, по прогнозам бизнесмена, может превысить 50 млн тонн в 2011 году. То ли слова были частью предпродажной подготовки, то ли истинная причина сделок кроется в не вполне рыночной плоскости.

ВЕЛИКОЛЕПНАЯ СЕМЕРКА
Высокорентабельным калийный бизнес стал не так уж давно. Цены на удобрения этого типа пошли вверх только в 2007 году, и добывать калий стало много выгоднее, чем газ, золото или предоставлять услуги сотовой связи. Сложно представить, что настолько рентабельный бизнес мог надолго остаться в руках одного человека (Дмитрия Рыболовлева) или даже группы региональных олигархов (Петра Кондрашева с парт­нерами). А вот сразу семь миллиардеров (четверо в «Уралкалии» и трое в «Сильвините») смогут отбить любую атаку. «Рыночная конъюнктура вторична, – уверена Елена Матросова. – Возможно, собственники выбрали «наименьшее из зол» при продаже своих пакетов». Впрочем, все сделки были осуществлены с премией к текущей стоимости, так что речи о «выдавливании» не идет, уверяет Константин Юминов. «К тому же и у Дмитрия Рыболовлева, и у Петра Кондрашева, скорее всего, осталось примерно по 10% в «Уралкалии» и «Сильвините», соответственно, значит, они смогут заработать на дальнейшей консолидации, которая должна привнести существенный синергетический эффект на уровне логистики и сбыта продукции», – добавляет эксперт.

Почему сделки произошли именно сейчас? «Идея создания калийной монополии возникала у крупных российских бизнесменов и ранее, но реализовать ее до настоящего момента не было возможности из-за отсутствия доступных кредитных средств», – полагает начальник отдела портфельного анализа банка «Петрокоммерц» и доцент ГУ-ВШЭ Евгений Дорофеев. Но проблема решилась: ВТБ профинансировал значительную часть покупки «Уралкалия», выдав по $1 млрд трем бизнесменам на три года под залог соответствующих пакетов акций калийного производителя, а позже обеспечил деньгами новых владельцев «Сильвинита». «Участие в сделке прогосударственного ВТБ свидетельствует о позитивном отношении государства к сделкам», – считает Елена Матросова.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Что будут делать новые собственники с «Уралкалием» и «Сильвинитом» и на что они надеялись, приобретая пакеты акций в калийных компаниях? «Пока не очень понятно. Не исключено, что все кончится примитивным переделом, – размышляет Полина Лазич. – Возможно, действительно будут формировать крупный холдинг по производству удобрений». На базе «Уралкалия» и «Сильвинита» можно создать национального лидера в отрасли с совокупной производственной мощностью 11,5 млн тонн, который займет второе место в мире (после Potash Corp.) среди производителей калийных удобрений.

«С одной стороны, для акционеров обеих компаний объединение выглядит благом, – отмечает Анастасия Соснова. – Монопольное положение объединенного калийного холдинга как минимум улучшит финансовые результаты новой компании». Еще один плюс: по итогам такой сделки мощности «Сильвинита» будут включены в состав трейдера «Уралкалия» – Белорусской калийной компании (БКК), что сделает компанию дисциплинированным производителем. «С другой стороны, если со временем контроль над холдингом отойдет государству, которое по определению эффективным собственником не является, то акционерам обеих калийных компаний это ничего хорошего не принесет», – добавляет Анастасия Соснова.

Вероятно, объединение все-таки произойдет. В подтверждение тому на днях «Сильвинит» объявил о назначении бывшего гендиректора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера на должность заместителя генерального директора компании с 17 августа. Нынешний гендиректор производителя калия Ростям Сабиров сейчас уходит в отпуск, а через несколько месяцев собрание акционеров должно расторгнуть с ним контракт и утвердить Владислава Баумгертнера на его место.

Скорее всего, объединение активов обеих компаний произойдет на базе «Уралкалия», полагает Анастасия Соснова. «Во-первых, у компании более обширная по сравнению с ”Сильвинитом“ ресурсная база, – поясняет она. – Во-вторых, ”Уралкалий“ – компания более эффективная и прозрачная. В частности, Владислав Баумгертнер, возможно, был приглашен для того, чтобы подогнать немного ”отставший“ ”Сильвинит“ под высокие стандарты ”Уралкалия“».

Ключевые роли в планируемой мега-сделке на рынке хлористого калия уже определились. Так, специалист по M&A Павел Грачев, назначенный на место президента «Уралкалия», проведет подготовку для слияния обеих компаний, тогда как известный специалист по калийной отрасли Владислав Баумгертнер поработает над корпоративными стандартами «Сильвинита».

ЧТО ДАЛЬШЕ?
Следующим этапом, очевидно, станет монетизация инвестиций новых акционеров в объединенной компании. «Его реализация возможна в рамках вторичного размещения акций, слияния с другой горнодобывающей компанией или просто в форме стабильного потока дивидендов», – говорят аналитики «Тройки Диалог». Есть еще вариант – купленные доли будут проданы иностранному инвестору, добавляет Полина Лазич. Предпосылки к этому есть – рынок очень бурно отреагировал на информацию относительно предложения BHP Billiton о покупке Potash Corp. за $39 млрд. Тем не менее, руководство последней не согласилось на поглощение, заявив, что BHP Billiton значительно недооценила компанию. Правда, обозначила, что не отказывается от рассмотрения более выгодных предложений. Рынок ожидает, что BHP в попытке получить калийные активы, прежде чем они станут слишком дорогими, поднимет цену предложения, а возможно, также захочет добавить в свою копилку долю в российских производителях калия. К тому же интерес к «Уралкалию» не так давно проявляли Rio Tinto и Potash Corp. Главное – успеть до массового ввода новых калийных мощностей.


Оригинальный текст: «Финанс.»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс